Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (002) 2008 г. Я бы носила пулогай!

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (002) 2008 г. / Я бы носила пулогай!

Рубрика "Наряд"

Из костюмов народов Поволжья более древний тип сохранился только у мордвы-эрзи.

Женщина в мордовском костюмеЧтобы понять,почему на Всемирной выставке народных костюмов в Париже в 1908 годуГран-при получил мордовский, его нужно хоть раз в жизни увидеть, ещелучше - надеть, ощутить на себе его энергию.

…Это было в Саранске. Ведущий специалист по мордовскому народномукостюму, лауреат Государственной премии Мордовии, старший научныйсотрудник Мордовского музея изобразительных искусств имени ЭрьзиТатьяна Прокина распахнула дверь в залы своих коллекций, я еще и нешагнула, только глянула, и пропала, утонула в глубине веков,застигнутая врасплох. Алые, белые, черные краски, бусы, стеклярус,кисти, монеты, ракушки, бубенчики - все ожило, закружилось передглазами в веселом танце. Как шальная ходила я по залам и читала вдревних нарядах женские судьбы. В этих вышитых тугим швом рубахах ипередниках, замысловатых шапочках, поясах, устойчивой обуви с толстымслоем полотна вокруг голени - вся женщина с ее эстрогенами,первородным, прямо от Евы, ощущением мира вокруг и себя в нем. Все, чтовидела другое, вдруг показалось или перепевами, или вялыми бытовымиодеждами без глубинного смысла, ритуала, а может, и с ними, но безисконной связи с землей, солнцем, снегом, деревьями, молоком, любовью,рождением и смертью. О, если бы родиться мордовкой сто лет назад влесной глуши! У меня были бы панар, пулогай с бубенчиками, кистями иракушками каури! И каури, по-мордовски кумбрят, по-русски ужовки,по-татарски корт-баши, приносили бы счастье…

Не понимаю только, откуда пришла века назад эта сложная ицивилизованная культура костюма в такой медвежий угол, куда дажеЧингисхан с войсками не решился заглянуть! В Центральном Историческоммузее в Москве есть чингизидская карта «Схема монгольского нашествия».На ней стрелы, идущие на Русь из Сибири, круто огибают мордовскиеземли. Едва ли эта культура родилась на Алтае, откуда, по мнениюученых, древние угро-фины переселялись в Европу, заселив ее подиагонали до Финляндии. Какие-то Византия во всем этом или Вавилон,Шумеры или Урарту. А может быть, Индия, ведь на санскрите мокша -человек, достигший высшей степени святости, посвященности,совершенства. Перед своими мокшами индусы до сих пор преклоняют колени…Не знаю. Но, разглядывая ритуальные узоры на льняном полотне, каждыйстежок со смыслом, каждый тон говорит свое, вдруг ощущаешь, что это могсоздать народ, знавший календарь и изучавший небосвод с высоких башен.

…Геродот в описании похода персидского царя Дария против скифов 514года до новой эры говорит о царе племени Будинов, пришедшем с войскомна помощь скифам за 15 дней пути из земель Городецких, финно-угорских,земель будущей мордвы. «Будины народ многолюдный, со светло-голубымиглазами и рыжими волосами», - писал Геродот. В VII - VIII веках к югуот обширного Мордовского государства был хазарский Каганат, к востокуБолгарское царство, с севера до Белого моря лежала финно-угорскаяБиармия - Великая Пермь. К северу и северо-западу образовались русскиекняжества Муром и Ростов Великий. Византийский император КонстантинБагрянородный в книге «Об управлении государством» писал, что отПеченегии до Мордии десять дней пути. Иногда их называли Мердас.Арабские путешественники называли эту страну Буртас… «Буртас есть имястраны, так же как Рус и Хазар… Язык булгар сходен с языком хазар,буртасы же имеют другой язык, так же, как язык руссов отличен от языкахазар и буртасов. Земля Буртасов лежит между хазарскою и болгарскоюземлями, просторна и лесиста. На болгар и печенегов, будучи сильны ихрабры, производят они набеги. Вера их похожа на веру гузов. Собою онистройны, красивы, дородны…» По мнению историков, часть буртастюркизировалась, став мещерами - мешарами. В XIII веке цари Пургаз иПуреш разделили мордву на мокшу и эрзю. С XVII века, спасаясь отнасильственной христианизации, мордва уходила за Волгу, на Каму, вСибирь, унося свои обычаи, язычество и… красно-белые наряды. Жизньстолетиями бок о бок с другими народами несла свои новшества, но где быдо сих пор ни жила мордва, достают женщины из сундуков прабабушкиныодежды, облачаются в них и поют свои песни.

Древний идеал мордовки - сила, здоровье, крупные формы. Устойчиваядолжна быть женщина, приземленная, крупная. Это подчеркивалось, азачастую имитировалось костюмом. Рубаха с напуском, никакой талиитонкой! На бедрах слоями пояса, полотенца, набедренники, чтобы встороны торчали бедра, колыхались с каждым шагом. Но главное - этоноги! Женщина - это береза, и ноги ее - стволы, белые, ровные, толстые,перевитые слоями отбеленным полотном. Или сапоги на ногах со сборами наголенищах, широкие, прямые, тоже стволы. Показать ноги - главное.Поэтому одежда мордовки - чуть ниже колена, а то и выше. Это у другихпод юбками до пола ноги не видны. Уравновесить такую фигуру моглатолько высокая конструкция на голове, не шапка - головной убор. Еслиодин набедренник пулогай весил до 7 килограммов, то сколько весь наряд?Хочешь не хочешь, а нести его на себе приходится степенно, с плавнымидвижениями, гордой посадкой головы. Впрочем, наряды по сложности и ценесильно убывали от праздничного к повседневному, от немыслимой сложностик простой льняной рубахе.

Мордовские народные рубашки

Старинный праздничный женский мордовский наряд был многослойный,многосоставной, сложный, с хитрыми приемами драпирования. Все этосамостоятельно женщина не могла надеть, две-три помощницы наряжали ее 2- 3 часа. Рубаха с длинными рукавами - панар или покай - из посконногогрубого полотна. Вышивка по вороту, переднему шву, подолу - ковровая,рельефная, массивная, домоткаными шерстяными нитками, красная,красно-коричневая, золотом по молочно-белому холсту, с темно-синим,черным, расцвеченная бисером, бусинами, блестящими пуговицами,серебряными блестками. Ритуальная. Каждый узор - знак жизни, возраста,судьбы. Этот густо-красный мордовский цвет давал корень подмаренника.Другие цвета - от почек березы, коры ольхи. Позже уже анилиновымикрасками выбран тон - алый, как раскаленный уголь, как закат иливосход. Вышивка - главное украшение старинной мордовской одежды, сдогалантерейных времен. Позже на помощь вышивальщицам пришли набивныеткани, готовые кружева, ленты, тесьма, позументы, мишура.

Поверх рубахи по праздникам надевали руцю - тунику из отбеленногополотна с богатой вышивкой на груди, по рукаву. На груди полосамивышитый узор. Сколько полос, такой важности и праздник. Главный, самыйкрасивый в жизни мордовки, был подвенечный наряд. Невеста для второгодня свадьбы вышивала себе с подружками руцю алую, богатую узором, вшесть - восемь полос и больше. А пока вечерами шили девушки приданоеподруге, невеста носила печальную, плакальную одежду, чисто белую.Оплакивала свое девичество. В первый день свадьбы девушка тоже была впечальной одежде - венчамо руце, с небольшими узорами. Чуть прощесвадебного наряды были для праздников и воскресных дней. На похороны ипоминки ходили в почти белом. Пожилая женщина или вдова садилась запяльца с черной пряжей. Ее узор - узкая тончайшая кайма - вязь загнутыхпрямоугольничков, каждый - день ли жизни, год? В таком наряде потом ипохоронят. Теньгушевская мордва носила поверх первой и вторую рубаху,нангунь панар, а сверху них - импанар, что-то вроде халата.

Мордовский национальный костюм

Передник - вот уж поле для фантазии вышивальщиц! Замысловатые полосывышивки, ленты, кружево, пуговицы в плотный ряд, бисерное плетение!Пестрит в глазах от этой фантазии, но основной цвет все тот же, алый,оттененный черным и синим.
Подпоясать по бедрам рубаху, руцю, передник, да не просто так, а снапуском рубахи почти до бедер, нужен плотный плетеный пояс цеко каркс.Он сплетен на дощечках из толстых крученых ниток, а на концах - цветнаябахрома, мишура, бисер, пуговки и массивная кисть из ажурной бисернойсетки.

Под руцей у мордовки не бедра широкие, плывут, перекатываются в каждомшаге, а секрет - массивная набедренная конструкция, много шире пояса, -пулогай, снизанный на толстом холсте до середины бедра из шерстянойбахромы в несколько рядов, расшитой цветным бисером, бляшками,жетонами, медными цепочками, раковинами каури. По бедрам с двух сторонобязательно кисти-цект из красной шерсти с белыми бисеринками наконцах, плетеной бисерной ажурной каймой. На каждый день пулогай проще,на праздник - весом килограммов 5 - 7, а бывало, и по два друг на друганадевали. Пулогай девочка-эрзянка с 13 - 14 лет носила всю жизнь. Лишьнедавно это богатство стали надевать поверх руци, показывать. Сзади подруцей пулокаркс, прямоугольный, спускающийся низко хвостом набедренныйпояс из кожи или холста, богато, плотно расшитый галуном, бисером,раковинами каури, монетами, шерстяными кисточками, аппликациями иобязательно - балаболочками, шумящими металлическими бубенчиками. И егов старину прятали под складкой напуска рубахи.

На шее у мордовки - фибула-сюлгамо, а то и две - вся в сверкающихкамушках, бусинах, монетках застежка для выреза рубахи, снизкимассивных ярких бус из ракушек каури, стекляруса, крупных бусин,бисера, ожерелья из монет, жетонов, цепочек. На руках - кольца ибраслеты. В ушах - массивные серьги из бусин, кисточек, лебяжьего пуха.

Мордовский народный костюм

Венчает наряд панго - лубяной, обтянутый тканью с вышивкой, украшениямиголовной убор женщины, высокий, разной формы, двурогий, цилиндрический,в виде лопатки. В иных местах носили высокий клобук. Волосы под пангоукладывали на темени в тугой узел кокол. Для свахи на свадьбе - особаяшапочка свахань панго. Носить такое на голове нужно с хорошей осанкой,иначе свалится! Растет девочка, а с ней растет и головной убор. Совсеммаленькие повязывают волосы на праздник расшитой лентой или надеваютобруч лубяной, обтянутый скромно вышитой тканью. Девушка выходит впраздник в высоком венце-шляпе с бисерными узорами, искусственнымицветами, лентами. Невеста год до свадьбы носит небольшую шапочку -перьхтим с перьями, бубенцами, монетами, бисером. На каждый день ивходя в церковь наматывали на голову полотенце с концами, затканнымибраным убором.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
На нашей планете нафинно-угорских языках говорят 23 миллиона человек. Мордва среди них. ВТатарстане проживает 30 тысяч представителей этой национальности. В 2001 году создана Национально-культурная автономия мордвы РеспубликиТатарстан, ее возглавляет кандидат наук, доцент КГТУ имени ТуполеваСергей Владимирович Новиков. Работают мордовские национально-культурныецентры в Лениногорском и Тетюшском районах, организуются такиеавтономии в Набережных Челнах и Нижнекамске. В Татарстане естьнесколько общеобразовательных учреждений с этнокультурным мордовскимкомпонентом образования, создаются мордовские детские и взрослыефольклорные ансамбли, образовательные центры, этномузеи, проводятсянациональные праздники.

Сколько групп и ареалов мордвы, столько вариаций в костюме и ихназваний. Что-то у соседей татар и русских взято, что-то просто забыто…После монголо-татарского нашествия в мордовских землях возниклитатарские поселения. У мокшан появились длинные штаны из холста, летниеприталенные длинные жилетки и курточки, часто с меховой отделкой,украшенные монетами и жетонами по-татарски и башкирски. Теньгушевскаямордва стала носить чресплечные украшения на лямках, унизанныхракушками каури - два квадратных густо расшитых полотна на груди испине, а по бокам на лямки под руки подвешивались прикрывающие бока ибедра полотенца, все в атласных лентах.

Мордовские национальные костюмыС VII века в пределы мордовских земель начали переселяться русские. Сними пришла к мордве удобная мужская одежда, воротники и манжеты да ещеоборки по низу платья, фартуки с грудкой и рукавами для чистоты нижнегобелья, а позже - кожаные коты наподобие глубоких галош, низкие кожаныеботинки, набивные пестрые платки, повойники на голову. В XIX веке частькрепостных мордовских сел перешла полностью на русские сарафан, рубахус подставой, кофту-душегрею, считала эту одежду своей национальной. Ивышивать начали по-русски, крестом, перевитью, с мережкой, новымияркими тонами. Девушки стали заплетать косы по-русски, одну или две, слентами. А по-мордовски, по-старинному, положено на затылке 8 - 9маленьких косичек да с двух сторон сзади ушей по толстой косе.Вплетенные в косы шерстяные шнурки затыкали за пояс. В косы втыкалиспицы с погремушками. В мордовских селах на берегу Волги женщинывплетали в волосы черную овечью шерсть так, чтобы получилась коса доколен.

В Камскоустьинском районе Татарстана есть удивительные села МордовскиеКаратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан. С древности жила тут мордва,земледельничала, ловила рыбу, бортничала. Позже рядом жили русские итатары. К концу XIX века мокшанскую и эрзянскую одежду в этих селахпостепенно почти заменила русская, появилась рубаха с подставой подназванием мокшань кафта, кофта-куртка из холста или ситца.

Постепенно мордовский язык тут забылся, был заменен татарским. Только всундуках у бабушек остались полыхающие алые наряды, настоящиемордовские. Правда, названия у них теперь звучат по-новому: рубаха - аккульмяк или дюзле, чиба вместо руци, вместо мордовского суманя -теплого суконного пальто со складками сзади на талии, он же русскийсукман, тут говорят «чекмен», лапти - чабата. Кожаные коты тут носили сшерстяными вязаными белыми чулками.    

Часть мордвы-эрзи с ХVII века в попытке сохранить свободу, язычество,уклад жизни переселялась от русской колонизации на левый берег Волги отустья Камы до Урала и Самарской Луки. В Черемшанском, Лениногорском,Альметьевском, Чистопольском районах Татарстана есть такие мордовскиесела. Наверняка, там в сундуках еще лежат настоящие руци и панары…

И вот мы мчим за Каму в Лениногорский район Татарстана на встречу сбылым, а может быть, настоящим? Село это раньше называли по-мордовскиМордовское Сарабикулово, теперь Мордовская Кармалка.

Мордовская Кармалка

ТОЛЬКО ФАКТЫ 
Село это раньше называлипо-мордовски Мордовское Сарабикулово. Переселялась сюда мордва изПензенской, Костромской губерний. Мордовский крестьянин старик Явка иего жена Чинжарамо поставили в 1780 году первый дом в местепосвободнее, повыше - назвали Пазялго. Они же первыми легли в эту землюна новом кладбище. Потом пришел первый помещик, боярин, все землиприсвоил, поставил охрану. Люди его называли «дурак бояр». Но это тихо,чтобы не слышали боярские ищейки. На берегу Шешмы росли могучие вязы,по-татарски черное дерево, кара мал. Вокруг жили татары, чуваши,русские. Так и переименовали село в Мордовские Кармалки. Теперь живут вселе 460 человек, все мордва. Кармалки испокон славятся своимвсенародным праздником Балтай, через неделю после Троицы. Народнарядный, с песнями, танцами, идет к лесу искать медведя, просить егооб урожае лесных даров. Тут уж вся округа вместе с мордвой пляшет ипоет.

Нас встречают в клубе. Клубу уже 40 лет, и жизнь в нем кипит. Детскийфольклорный ансамбль, клуб «КВН», театральная студия, библиотека спрекрасным краеведом - библиотекарем Людмилой Николаевной Бабакаевой,музей, уже пять лет взрослый фольклорный ансамбль «Пизелнэ» -рябинушка, переименованный зачем-то в «Эрзяночку».

Не успели выйти из машины, распахнулась дверь клуба, и вышли, нет,выплыли, как положено, крупные, светловолосые, голубоглазые женщины вмордовских нарядах. Впереди Анна Александровна Мишкина с подносом, сугощением, не смотрите что старшая, всего 72 года, а самая что ни наесть заводила. Протянула бокал, запела, повела рукой, и на рукаве еенаряда, на плече, на груди ожила, задвигалась стариннаябордово-коричневая с золотом ковровая вышивка, настоящая, безгалантереи. Рядом другие женщины, все тоже в старинных панарах, разных,повседневных, попроще. Взор жадно глотает сложные узоры, так и тянетсярука к полотну, дотронуться, замкнуть ход времени.

Мордовский женский наряд

Нам поют мордовские песни. Баянист Михаил Венедиктов - был нефтяником,моряком, а теперь уже дома, в Карамалке. Он пишет песни ансамблю, словаи музыку. Анна Александровна Мишкина, для своих баба Аня, тоже пишетпесни и стихи. Она - душа ансамбля. Все вокруг нее. Глянет на подруг изатянет песню, все - следом. А баба Аня уже в пляс. В панаре и руцестосемидесятилетних, от прабабушек, плывет в танце, колышется.Настоящая мордовка, есть на что посмотреть. Баба Аня все знает про своюдеревню, про наряды, обычаи.

Показывает на рукаве вышивку:
- Вот это линия - судьба. А эта - жизнь.
Задирает подол панара на разрезе спереди, там, где вышивка углами переходит в широкую кайму:
- Вот какой шов узорный, с золотом, толстый. Сейчас так вышивать немогут. И ниток таких нет. Эти нитки шерстяные, крашеные в кореньях, апотом их в масле кипятили, чтобы не линяли.

ЛапотьЯ смотрю на женщин из ансамбля, директора клуба Валентину Кудашову,худрука Надежду Венедиктову, на Лену Матыненко, Лену Кудашову, ОлюСтенькину, Олю Кириллову, Лену Макарову - на всех старинные панары, неменее ста лет каждому, а то и более. Вышивка по тону темно-красная,древнего крашения, еще до эпохи анилиновых красок. Держится еще прочноельняное полотно, целы почти везде шерстяные нитки. Лишь кое-где чутьистерлись, но зато, верно, - не полиняли! А проложенная дорожками междукрасными золотая нитка цела. Нет тут пулогаев, напусков рубах и руци победрам. По-русски, по-татарски по талии туго схвачена одежда, неприземляет, обтягивает крутые бедра, подчеркивает грудь, и летит в нейженщина со всей своей статью - вверх, лебедушкой! Так и танцуют: руки -крылья. Как же нужно любить свой народ с его обычаями, свою семью спредками и прапредками, любить себя, чтобы хранить столетиями этиприносившие счастье, помнящие живое тепло женских тел, вышитые темнымизимними вечерами перед лучиной женские одежды, надевать их на себя нетайком дома, а на людях, петь в них песни своего народа!

В клубе вот уже пять лет работает музей истории села МордовскаяКарамалка. Это Валя и Лена Кудашовы собрали у сельчан старинныефотографии, одежду, утварь, деревянную подвесную люльку, кровать,вышитые ковровые покрывала и паласы с яркими розанами по синему полю,узором синим мерцающие наволочки, вязаные кружевные накидушки,полотенца с узорной каймой и ажурными вязаными концами. Детскаярубашечка в синей вышивке. Простая нижняя рубаха. Рядом - чутькрасивее, с узкой полосой красного узора. Тут же панар с массивнойвышивкой - для девочки.
- Этот еле-еле отдали в музей, так и прятали в сундуке, - Лена Кудашовараскладывает рубаху на кровати, и на густо-красно-синем покрывале панардевочки из позапрошлого столетия вспыхивает алым на белом, хотя нечисто белый, молочный, льняной.

Мордовский женский костюм- А в этой блузке моя мама замуж выходила, - Валя Кудашова снимаетэкспонат с плечиков, прикладывает к груди, улыбается, и блузка вдругзагорается сочными соцветиями, гирляндами изумрудных листьев. Не зрямама вышивала!

Краски мордовских костюмов - концентрат женских гормонов! В этом ведь исвоеобразный секрет устойчивости самобытной культуры, в пристрастии иверности цветовым и смысловым композициям всей жизни женщины.Специалисты давно знают: из костюмов народов Поволжья более древний типв чистом виде сохранился только у мордвы-эрзи.

Мы душевно сидим в клубе, и баба Аня рассказывает, как по-старинному вКарамалке до сих пор проходит свадьба. Женщины добавляют, как было уних. Жаль только, что редко теперь, для молодежи в селе работы нет,уезжает она. Правда, свадьбу играть возвращается к своим истокам, пустьдаже один из молодоженов не мордвин. А если жених татарин, дарят емубогатую тюбетейку.

Весело празднуют в Карамалке! У мордвы еда на праздники вся созначением. На рождество варят свиную голову и пекут курник. На старыйНовый год лакомятся отварными свиными ножками серька и пешкине -сдобным печеньем. На Пасху - ватрушка с изюмом и яичница с салом. НаБлаговещение - печенье жаворонки, на Крещение другое печенье - коньки.На Середокрест - середину поста - пекут кресты в виде пирога, тудаденьги, перец горошком, перышки, кому что попадется. На Коляду в каждомдоме пирожки с конопляным семенем. А нет праздника - на каждый денькулага - толокно из ржаной муки, простокваша, пельмени с картошкой имясом, огромные, с ладонь. Запивают все квасом - поза, брагой,медовухой - пуре, свекольной брагой, хмельным пивом, его кадушкамиварят в печи.

Вкусно рассказывают. Так и хочется на праздник какой заглянуть в Карамалку. Но нам пора. Путь неблизкий.
- Айда, - говорит баба Аня, легко встает и широко улыбается. Вот уж бабай Аня! Это кроме шуток, по-мордовски бабай - бабушка…

Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото Марины ПОДОЛЬСКОЙ, Сагита ДЖАКСЫБАЕВА, Натальи ВЯТКИНОЙ

3759 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru