Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (002) 2008 г. Единство народов - основа стабильности и процветания Татарстана

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (002) 2008 г. / Единство народов - основа стабильности и процветания Татарстана

Рубрика "Политика"

Александр Терентьев, начальник УправленияВопросы сохранения и приумножения традиций межэтнического согласия, достижениядуховно-нравственной и социально-политической гармонии, укрепленияединства народов - традиционно являются ключевыми для нашей республики.Они составляют основу государственной политики Татарстана в самомпрямом смысле слова. Это залог продолжения демократическихпреобразований, экономических и социальных реформ, культурного идуховного развития многонационального народа республики. Какиеконцептуальные основы определяют национальную политику в Татарстане?Что именно делается для достижения межэтнического имежконфессионального согласия в республике? Об этом - эксклюзивноеинтервью с членом Президиума Совета Ассамблеи народов Татарстана,начальником Управления по вопросам внутренней политики Президента РТАлександром ТЕРЕНТЬЕВЫМ.
 - Волго-Уралье - уникальный историко-географический регион, гдепереплелись судьбы различных народов - финно-угров, тюрок, славян, -считает Александр Михайлович. - Это самая северная территория, гдемногие столетия активно взаимодействуют ислам и  христианство.Весь предшествующий опыт взаимодействия поволжских народов, не знающийкаких-либо масштабных столкновений на межэтнической основе, обусловилсегодня минимальную культурную дистанцию между народами,взаимопроникновение этнических границ.

- Мы знаем, что для достижения межнационального мира и согласия в нашемрегионе исторически делалось очень многое. Согласитесь ли Вы с тем, чтопредметом особого внимания эти вопросы стали в начале 90-х годовпрошлого века?
- Безусловно, что понимание значимости этнической политики в нашеммногонациональном регионе формировалось издавна. Но в конце прошлоговека проблема обеспечения межэтнического согласия в Татарстане сталацентральной темой внутренней политики государства. Дело в том, чтораспад СССР, образование новых государств, сменаобщественно-политического строя, вхождение в рыночную экономику сопровождались многочисленными экономическими проблемами, рослабезработица, социальная напряженность. Именно в это непростое времязаметно усиливались противоречия и в межнациональной сфере.

- Какие задачи стояли тогда перед органами государственной власти республики?
- Задачей первостепенной важности стала необходимость стабилизироватьобстановку, не дать укорениться росткам подозрительности между людьмиразных национальностей. Татарстан избрал курс на расширениесамостоятельности, освоение и развитие договорной практики отношений сфедеральным центром, последовательное отстаивание принциповфедерализма. 
Важнейшими этапами того периода стали Декларация о государственномсуверенитете республики, Референдум 1992 года и принятая на его основеКонституция Республики Татарстан. Референдум позволил примиритьполярные точки зрения по перспективам развития государственности вТатарстане, показал стремление народов Татарстана к мирному решениюнакопленных за десятилетия вопросов. Особую роль в стабилизацииобстановки сыграл Договор о разграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и Республики Татарстан. 14 лет назад это был,пожалуй, единственный путь к укреплению межнационального мира каквнутри республики, так и в отношениях с федеральным центром, делавшимпервые и очень трудные шаги по возведению здания нового федеративногогосударства.
Вполне понятны поэтому и объяснимы существенные усилия, которыеприлагались руководством республики для подготовки и подписания новогоДоговора 2007 года, имеющего уже силу Федерального закона.
А тогда, в мае 1992 года, по инициативе различных общественныхобъединений, в целях консолидации многонационального движенияреспублики, был созван первый Съезд народов Татарстана. Его решениямибыла поддержана декларация о государственном суверенитете РТ(подтвержденная итогами референдума от 21 марта 1992 года), одобреналегитимность органов государственной власти. Тогда же были принятырешения, позволившие впоследствии оформить важнейший институтмногонационального движения  - Ассоциацию национально-культурныхобществ (АНКО), а также открыть Дом дружбы народов, ставший ее опорнойплощадкой. Вслед за этим состоялся и Съезд Всемирного конгресса татар,который стал для татар всего мира объединяющим, координирующим центром.

- Александр Михайлович, именно тогда были сформулированы основы Государственной национальной политики Республики Татарстан?
- Да, она до сих пор строится на двух фундаментальных приоритетныхположениях: необходимости всестороннего развития татарского народа иукрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы егогосударственности, с одной стороны, и обеспечения равных условийжизнедеятельности представителям всех народов, в совокупностисоставляющих многонациональный народ республики.
Несомненно, решения тех лет явились прочной основой целого комплексаглубинных демократических преобразований, направленных на сохранениенационального мира и согласия. Практически начался новый этап вразвитии национальных движений. Особое внимание стало уделятьсяразработке и реализации Государственных программ поддержки культуры.Многое было сделано в области внедрения системы национальногообразования.
Девяностые годы прошлого века мы запомним как время бурного процессанационального возрождения, который затронул все народы России, все еерегионы. И тогда, и сегодня очевидно, что главным является вопрос отом, как обеспечить реализацию прав и требований одних народов, незадев чувства и интересы других, как сохранить и приумножить уникальноеполиэтническое сообщество, которое формировалось веками. Время переменпотребовало большую выдержку, готовность и умение идти на компромиссы.Опыт Татарстана показал, что в той ситуации единственно чего нельзябыло допустить, - это потери управления. Несмотря на отдельныетрудности, государство и общество оказались на высоте своей миссии,смогли удержать ситуацию и сплотить людей вокруг идей межнациональногомира и согласия. 

- Значит, межнационального согласия невозможно достичь без политической стабильности?
- И экономического роста. Именно эти три составляющие мы видим напримере развития нашей    республики. Сегодня Татарстанзанимает ведущие позиции среди регионов России по объемам валовогорегионального продукта, промышленного производства и инвестициям восновной капитал, входит в тройку лидеров по объему производствасельскохозяйственной продукции. Активно реализуются социальныепрограммы, завершена газификация, развивается татарстанская социальнаяипотека (по объему ввода жилья Татарстан занимает 4-е  место среди субъектов РФ) и ряд других проектов.
Тысячелетие Казани, проведение крупных международных форумов, победа вборьбе за право провести в столице республики летнюю Универсиаду-2013 имногое другое позволяют позиционировать Татарстан, как в России, так иза ее пределами, как регион с высоким уровнем социально-экономическогоразвития, общественно-политической стабильности и, что особенно важно,межнационального и межконфессионального согласия.

- Что можно сказать об этническом составе населения Татарстана, его динамике?
- Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 года внашей  республике проживают представители 115 национальностей. Из3,78 миллиона человек 52,9% населения составляют татары, 39,5% -русские. В совокупности эти две национальности представляют этническуюоснову многонационального народа республики, их языки в Татарстанеявляются государственными.
Глубоко укорененными являются представители народов Поволжья - чуваши,удмурты,  мордва,  марийцы, башкиры, которые в совокупностисоставляют более 5% населения Татарстана. Издавна республику населяютукраинцы, белорусы, евреи, немцы, поляки и другие этносы.
Вместе с тем за последние десятилетия в результате активизировавшихсямиграционных процессов в нашей республике сформировалисьмногочисленные, по несколько тысяч человек, группы выходцев из бывшихсоюзных республик. Это азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, казахи,грузины, молдаване, туркмены. Несколько меньшие по численности, понесколько сотен человек,  национальные группы из регионовРоссийской Федерации, а также из дальнего зарубежья - турки, вьетнамцы,арабы и другие. Около тридцати народов имеют представительство менеедесяти человек.
Современное развитие Татарстана характеризуется тесным этнокультурнымвзаимовлиянием представителей всех проживающих на его территориинародов.

- Насколько важна роль общественных этнокультурных объединений в реализации Государственной национальной политики республики?
- Принципиальный подход современной государственной национальнойполитики состоит в том, что институты гражданского общества являютсясамыми активными участниками всех социальных процессов. Беззаинтересованного участия в осуществлении государственных программ, безвзаимодействия общественности с соответствующими структурамигосударственного аппарата успешное проведение этнической политикиневозможно.
В Татарстане создано и активно работает около восьмидесятиэтнокультурных  организаций. Их интересы с 1992 года представлялаАссоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан(АНКО РТ). Сложилась прекрасная практика взаимодействия Ассоциации сорганами государственной власти и местного самоуправления, и этопозволяет решать многие проблемы возрождения и развития языка,культуры, традиций и обычаев народов, населяющих республику. При этомособо следует отметить активную работу Домов дружбы народов вНабережных Челнах и Казани.

- Одной из серьезнейших насущных проблем, которую приходится совместнорешать органам государственной власти и общественным объединениям,является  миграция. Какие эффективные меры были приняты запоследнее время? Есть ли новые перспективные проекты? 
- Начну с того, что в текущем году в республике уже учтено около 100тысяч иностранных граждан, что более чем на 20% больше, чем за это жевремя в прошлом году. Они приехали из 123 стран мира. Наибольшееколичество составляют граждане Узбекистана (30%), Азербайджана иТаджикистана (по 10%). Есть выходцы из стран дальнего зарубежья, вчастности, Турции, Германии, США, Великобритании.
В 2007 году гражданство Российской Федерации приобрели почти 10 тысяччеловек из 27 стран. Разрешения на работу выданы 25 тысячам иностраннымгражданам, в основном из стран СНГ.
С целью урегулирования вопросов в миграционной сфере 15 мая этого годабыло заключено второе пятистороннее соглашение (первое - в 2006 году) овзаимодействии Ассамблеи народов Татарстана (ранее АНКО РТ),Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерстваэкономики РТ, Министерства внутренних дел по РТ и УправленияФедеральной миграционной службы. Интересы Ассамблеи согласно данномусоглашению представляет созданное при учредительстве АссоциацииРеспубликанское Агентство занятости и правовой помощииммигрантам. 
В настоящее время разрабатывается проект Программы Республики Татарстанпо оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом. В комплексной программедемографического развития Республики Татарстан до 2010 года и наперспективу до 2030 года выделен подраздел «Регулирование миграции». Мызаинтересованы, прежде всего, в прибытии квалифицированных специалистови рабочих, для чего создаются необходимые предпосылки.

- Большое внимание в республике традиционно уделялось и уделяетсяразвитию языков. В каких законодательных и нормативных актах этозакреплено и как отражается на учебной сети?  
- В соответствии с Законом Республики Татарстан «О государственныхязыках Республики Татарстан» еще в 1994 году была принята перваяГосударственная программа по сохранению, изучению и развитиюгосударственных языков народов Республики Татарстан. Сейчас действуетвторая программа по сохранению, изучению и развитию государственныхязыков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на2004 - 2013 годы. Благодаря принимаемым мерам обеспечивается свободавыбора языка общения, воспитания и обучения. С 2001 года реализуетсяРеспубликанская целевая программа «Русский язык в Татарстане».
В Татарстане успешно работают 1147 татарских школ, 147 чувашских, 47удмуртских, 22 марийские, 4 мордовские. Открыты и функционируют 35 школс русским, две школы с кряшенским и по одной школе с еврейским ибашкирским этнокультурным компонентом обучения. В республике 100% детейрусских и 52,7% детей татар обучаются на родном языке. Изучениенациональных языков осуществляется и в рамках центров образования«Многонациональная воскресная школа». В 52 воскресных школах республикиизучаются украинский, азербайджанский, армянский, польский, немецкий,еврейский, грузинский, башкирский языки и языки другихнацио¬нальностей. Центр образования «Многонациональная воскреснаяшкола» Казани - базовое учебно-методическое учреждение республики поданному направлению. Неплохие перспективы этой работы продемонстрировалслет многонациональных школ республики, прошедший весной в детскомоздоровительном лагере «Байтик», в котором участвовали 180 человек из21 муниципального образования республики.

- Вы сказали, что в республике открыты 1147 татарских школ. Татарывсего мира стремятся в Казань, ведь они воспринимают Татарстан как своюисторическую родину, духовный и культурный очаг нации…
- Это совершенно справедливо! Татарский мир и Татарстан сегодняневозможно представить друг без друга. На территории нашей республикипроживает лишь менее одной трети татар, дисперсно расселенных по всейРоссии и миру. Существенную работу по сохранению культуры и единениютатар всего мира ведет исполком Всемирного Конгресса татар,объединяющий сотни национальных организаций и активно работающий полинии российских соотечественников. В последнее время усилилась работаи по линии Федеральной НКА татар, куда входят 26 региональныхавтономий. Если к началу 1990-х годов в Казани действовала лишь однанеполная татарская школа, а татарский язык имел ограниченное хождение,то теперь ситуация существенно изменилась, хотя проблем, как вТатарстане, так и в местах компактного проживания татар, по-прежнемунемало.

- В связи с принятием Государственной Думой Федерального закона «Овнесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в частиизменения понятия и структуры государственного образовательногостандарта)» возникли опасения по поводу дальнейшего развития татарскогоязыка…
- И связаны они, в первую очередь, с переходом от трехкомпонентнойструктуры государственных образовательных стандартов коднокомпонентной. По сути, это отмена существующей сейчаснационально-региональной составляющей.
Госсовет Татарстана еще накануне принятия федерального закона направилОбращение к Президенту России, Председателям Правительства, СоветаФедерации и Государственной Думы. В нем мы выразили обеспокоенностьпостепенным сокращением национально-регионального компонентаобразования и предлагали сохранить действующую систему стандартов.Сегодня позицию татарстанского парламента поддержали более 20законодательных органов власти субъектов РФ, Ассоциация законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО.
Государственным Советом РТ разработан и представлен в ГосударственнуюДуму проект федерального закона о внесении изменений в Закон РФ «Обобразовании» и статью 5 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании», в котором предусматривается возможность формированиянационально-региональной составляющей.
С обращением к Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву повопросу возврата национально-регионального компонента образованиявыступил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Последовательную работув этом направлении ведет Министерство образования и науки РТ. Надеемсябыть услышанными, поскольку для многонациональной России этопринципиальный вопрос, ведь в соответствии со статьей 68 КонституцииРоссийская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранениеродного языка, создание условий для его изучения и развития.

- Татарстан - один из информационно насыщенных регионов. Какова доля региональных СМИ этнокультурной направленности?
- Стоит уточнить, что более чем 1100 СМИ нашей республики представляютдостаточно широкую палитру интересов, в том числе и этнокультурных.
На татарском языке издается 110 газет и 28 журналов. С 2002 годаиздается газета кряшен «Туганайлар». 5 газет выходят на чувашскомязыке. На удмуртский язык дублируется районная газета Балтасинскогорайона. Из 50 телевизионных компаний 30 вещают на русском и татарскомязыках, 3 - на татарском языке. Спутниковая телерадиокомпания«Татарстан - Новый век», ориентирующаяся на работу с татарскимидиаспорами, транслирует свои передачи во многие регионы РоссийскойФедерации, страны СНГ, значительную часть Европы и Азии. Вещаниеосуществляется круглосуточно на татарском и русском языках. Приполномочных представительствах республики в Москве, Санкт-Петербурге,Оренбурге, Екатеринбурге, Челябинске и Астане функционируют корпункты.В прошлом году по России и странам СНГ заключено 102 договора скабельными операторами с охватом 1 миллион 200 тысяч абонентов. Такжезаключены договора на эфирное вещание в городах БугурусланВладимирской области и Барда Пермской области. 
Продолжается работа по оптимизации сетки вещания, созданию рейтинговыхтелепрограмм и запуску новых телепроектов о жизни Республики Татарстани татарских общин. Налажен выпуск информационно-познавательнойпрограммы «Татарлар». Активно в этом направлении работает иинформационное агентство «Татар-информ», организовавшее первое вПоволжье Интернет-телевидение с программой передач на трех языках.
В концентрированном виде вопросы этнокультурного развития, как иразличные аспекты межнационального взаимодействия, широко освещаются настраницах вашего журнала, учрежденного Ассамблеей народов Татарстана.Кроме того, следует отметить, что данная тематика традиционно широкоотражается на страницах и в рубриках практически всех региональных имуниципальных средств массовой информации.

- Известно, что серьезнейшее влияние на этнокультурное возрождение оказывают процессы, происходящие в религиозной среде.
- Несомненно, это так, тем более что по числу зарегистрированныхрелигиозных общин Татарстан относится к числу лидеров среди субъектовРоссийской Федерации. На начало года было зарегистрировано 1404религиозных организации, в том числе 1056 мусульманских и 255православных РПЦ Московского Патриархата. В республике создаютсяусловия, способствующие возвращению и строительству культовых объектовтрадиционных конфессий. Действуют около 1400 культовых зданий различныхконфессий, из которых в пользовании мусульман находится 1150 мечетей,православных - 200 храмов, около 50 культовых зданий других конфессий.Как символ мирного сосуществования соседствуют в Казанском кремлевозрожденная мечеть Кул Шариф и восстановленный Благовещенский собор.Серьезным  событием для духовной жизни столицы республики сталовозвращение Казанской иконы Божьей матери.
Активно развивается межконфессиональное сотрудничество. Предмет особойзаботы - взаимодействие с Духовным управлением мусульман РТ, достаточноэнергично устанавливающим отношения с исламским миром. Практикагосударственно-конфессиональных отношений показывает, что в современныхусловиях требуются постоянный поиск оптимальных решений с учетоминтересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новымявлениям в религиозной сфере.
Серьезное влияние на процесс духовного возрождения оказываетрелигиозное образование. Вопросы его совершенствования во многомзависят от деятельности Российского исламского университета и КазанскойДуховной семинарии. 
Важным событием в сфере государственно-конфессиональных отношений сталото, что 12 ноября прошлого года Российский исламский университетпосетил Дмитрий Медведев, являвшийся тогда Первым заместителемПредседателя Правительства РФ - председателем Комиссии по вопросамрелигиозных объединений при Правительстве РФ. В ходе визита обсуждался вопрос о вакфе как источнике самофинансированиямусульманских религиозных организаций, что нашло понимание и одобрениес его стороны.         
Рассматривался принятый впоследствии проект Федерального закона «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации, в части лицензирования и аккредитации учрежденийпрофессионального религиозного образования», устанавливающийвозможность получения образовательными учреждениями профессиональногорелигиозного образования, свидетельства о государственной аккредитации,которое подтверждает уровень реализуемых ими образовательных программ,соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиямгосударственных образовательных стандартов и дает право на выдачудокумента государственногообразца.    
    
- Немалую озабоченность в татарстанском полиэтническом сообществевызвало введение в школьную программу ряда регионов России курса«Основы православной культуры».
 - Изначально позиция руководства и общественности республики к данномунововведению была резко отрицательна, так как оно противоречитсветскому характеру нашего государства, его Конституции, ведет кнарушению единства многонационального российского народа и мирногососуществования различных конфессий. Учитывая сложившуюся ситуацию, атакже принимая во внимание то, что в современном обществе продолжаетрасти интерес к духовно-нравственному потенциалу религии, в Татарстанебыло разработано и издано учебное пособие культурологического типа«История религий». Это коллективный труд Министерства образования инауки РТ, издательства «Русское слово», Института Российской историиРАН и Института истории им. Ш.Марджани АН РТ. В текущем учебном годукурс «История религий» в качестве предмета введен в 71 школе (106классов), на факультативной основе - в 58 школах (89 классов). Практикапоказала, что интегрированный подход к раскрытию содержания материалаявляется наиболее оптимальным способом ознакомления детей с основамизнаний о мировых религиях.

- Какие государственные органы в рамках своей компетенции занимаются вопросами  этноконфессиональных отношений?
- Прежде всего следует отметить, что в Татарстане сложилась достаточноцелостная система решения вопросов в данной сфере, определяющая роль вкоторой отводится органам государственной власти и общественнымобъединениям.
Учитывая, что вопросы этноконфессиональных отношений являютсяконституционной прерогативой Президента РТ, общую координацию даннойдеятельности осуществляет Управление по вопросам внутренней политикиПрезидента РТ, в его составе есть отдел этнической политики.
Далее следует отметить Управление по делам религий при КабинетеМинистров РТ и действующую при нем Комиссию по вопросамгосударственно-конфессиональных отношений, Министерство культуры РТ(отдел межрегионального и межнационального сотрудничества и выставочнойдеятельности), Министерство образования и науки РТ (отдел национальногообразования и межрегионального сотрудничества), Министерство по деламмолодежи, спорту и туризму РТ (сектор межрегионального и международногосотрудничества) и другие. Непосредственное участие в соответствующейдеятельности принимает республиканский парламент. В ГосударственномСовете РТ создан и действует Комитет по культуре, науке, образованию инациональным вопросам.
Кроме этого, специфическими вопросами в данной сфере занимаются Советбезопасности РТ, Министерство внутренних дел РТ и Антитеррористическаякомиссия РТ.
Особо подчеркну, что вся работа строится в самом тесном взаимодействиис Ассамблеей народов Татарстана, Общественной палатой и другимиобщественными, прежде всего, этнокультурными объединениями республики.

- Как отмечалось, качественно новый этап в развитии многонациональногодвижения республики ознаменовали Съезд народов Татарстана и IV съездВсемирного конгресса татар, прошедшие в прошлом году. Учитывались липри подготовке и проведении этих важнейших мероприятий научные, в томчисле социологические исследования современных межэтнических тенденцийв нашей республике?
- Конечно, в подготовке данных форумов активное участие принималиученые. Проводилось и социологическое исследование, которое, при общихположительных тенденциях, выявило и некоторые поведенческие стереотипына бытовом уровне. По данным опроса, большинство татарстанцев спокойноотносятся к представителям нетитульных этносов, в отдельных случаяхнеприязнь была направлена не на конкретные этнические группы, а настереотипизированные этнические «образы».
Результаты исследования позволяют говорить о двух группах возможностей,к которым стремятся представители различных этнических групп,проживающих в Республике Татарстан. Во-первых, это экономическиевозможности (получение хорошо оплачиваемой работы, занятие высокогопоста в органах власти, открытие своего дела), во-вторых, культурные(получение образования с учетом родной культуры, просмотр ипрослушивание передач на родном языке и прочее). Говоря обэкономических возможностях представителей всех этнических групп,проживающих на территории РТ, респонденты готовы признать их равенствов сфере бизнеса. Вместе с тем каждый третий житель республики и каждыйвторой казанец сомневаются в том, что представители этническихменьшинств способны занять высокий пост в органах власти. Культурныевозможности, по мнению татарстанцев, распределены недостаточноравномерно (в первую очередь, это касается возможности просмотра ипрослушивания передач на родном языке).
В целом, жители республики воспринимают приезд в республику людей изстран бывшего СССР и дальнего зарубежья спокойно и даже положительно.Почти половина участников опроса считают, что никаких различий междумигрантами проводиться не должно, в то время как ограничиться толькобеженцами предлагает четверть опрошенных. Более отрицательно настроеныпо отношению к мигрантам люди среднего и старшего возрастов, а такжежители малых городов и сельских районов республики. Существеннымифакторами, повышающими уровень этнической толерантности, оказалисьналичие высшего образования и принадлежность к нетитульным дляТатарстана этническим группам.
Как показывает исследование, верующими себя считают около 75% жителейреспублики: эта доля несколько выше среди женщин, а также людейсреднего и старшего возраста. Исследование подтвердило тесноепереплетение этнонациональной и конфессиональной идентичностей вРеспублике Татарстан: подавляющее большинство татар и русскихидентифицируют себя со «своими», как они считают, религиями - исламом иправославием. В отношении других конфессий жители республики (особенногородские жители с высоким уровнем образования) проявляют значительнуютолерантность.
Данные исследования, а также мнения делегатов были учтены приподготовке и проведении Съезда народов и Съезда Всемирного конгресса.

- Что является наиболее важным в принятых документах IV съезда Всемирного конгресса татар?
- Были проведены итоги работы за четырехлетний период и намеченыперспективы на следующий этап общественного развития. Основными целямивсемирного татарского сообщества Съезд определил сохранениеэтнокультурной идентичности народа, родного языка, системынационального образования, самобытной культуры, а также воспитаниемолодого поколения в духе уважения традиций и обычаев предков. Принятыерезолюция, обращение к Президенту Российской Федерации, обращение ктатарскому народу и иные документы определили основные задачи инаправления деятельности Исполкома ВКТ и входящих в конгрессорганизаций. Безусловно, данные решения также будут учитываться вдеятельности государственных, муниципальных органов власти в даннойсфере.

- А Съезд народов Татарстана, насколько известно, принял такие решения,в результате которых произошли значительные изменения в организационномоформлении этнокультурного движения?
- Что касается Съезда народов Татарстана, то прежде всего следовалобы отметить его представительность - в работе участвовали делегаты от56 народов, проживающих в Татарстане, представляющие 99% всегонаселения республики. В результате принятых Съездом решений произошлиизменения в организационном оформлении этнокультурного движения. АНКОРТ преобразована в Ассамблею народов Татарстана. Были  внесеныкоррективы и в организационные основы Ассамблеи. Прежде всего,произошло увеличение состава участников этнокультурного движения - какза счет принятия новых организаций, создания филиалов ипредставительств Ассамблеи, так и за счет вхождения в нее физическихлиц. В результате количество членов Ассамблеи возросло с 36 до 51.Созданы филиалы в Набережных Челнах и Нижнекамске, представительства вАльметьевске, Бугульме, Елабуге, Лениногорске. Принципиальным моментомтакже следует считать избрание Председателя Государственного Совета РТФарида Мухаметшина Председателем Совета Ассамблеи народов Татарстана исоздание постоянно действующего Исполнительного комитета СоветаАссамблеи. Легитимность всем этим решениям придала КонференцияАссамблеи народов Татарстана, утвердившая выработанные Съездом подходы.
Расширение состава и сферы деятельности Ассамблеи на всю территориюреспублики, несомненно, позволило усилить ее взаимодействие с органамигосударственной власти и местного самоуправления по решению насущныхвопросов в сфере развития национальных языков, средств массовойинформации, образования, сохранения национальной самобытности.

- Александр Михайлович, какая работа проводится по реализации решений Съезда и конференции Ассамблеи народов Татарстана?
- Здесь несколько направлений, и они сформулированы в итоговыхдокументах. Это работа по учреждению грантов для развития институтовгражданского общества, прежде всего в сфере развития исовершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений;учреждение журнала «Наш дом - Татарстан» и телевизионных программ,освещающих вопросы развития многонационального движения республики идеятельность Ассамблеи народов Татарстана; создание Интернет-портала«An.tat.ru», концентрирующего в себе документы и материалы о реализацииГосударственной национальной политики Республики Татарстан и процессахразвития многонационального движения в республике; оказание поддержки вформировании и укреплении материально-технической базымногонационального движения республики, в том числе  длядеятельности Центра социально-правовой защиты иностранных граждан;организация государственного этномониторинга с общереспубликанскойбазой данных, где бы концентрировалась и обрабатывалась вся информацияо происходящих в Татарстане этнических процессах, обобщались ипредставлялись в органы государственной власти и местногосамоуправления республики предложения по развитию и совершенствованиюмежнациональных и межконфессиональных отношений, и другие.
Некоторые вопросы решены, некоторые - в стадии выполнения. В целом весьспектр проблем, обсуждавшихся на Съезде, уверен, найдет свое отражениев разрабатываемой программе по реализации Концепции государственнойнациональной политики Республики Татарстан, одобренной Съездом. 

- Что представляет собой Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан?
- Данный документ в июле текущего года утвержден Указом Президента РТ ипредставляет собой систематизированную совокупность политико-правовыхвзглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритето

1753 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru