Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №2 (019) 2012 г. / РУССКИЙ ЯЗЫК ДО МАДАГАСКАРА ДОВЕДЕТ
Оn-line уроки для африканцев проводят казанцы
«После распада СССР преподавание русского языка на Мадагаскаре было ослаблено. Но проект Института экономики, управления и права Казани при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» дал новый импульс развитию русского языка в нашей стране», - строки из статьи, опубликованной в популярной газете «L’Express de Madagascar». Малагасийские преподаватели русского языка 20 лет ждали поддержки от России.
Остров
Из зимы в лето попали в конце декабря сотрудники Института дистанционного обучения ИЭУП: заместитель директора Айдар Зайнуллин, руководитель отдела международного сотрудничества Илона Морозова, преподаватель русского и французского языков Гульсина Батрын. На далеком острове они оказались благодаря проекту института «Организация и проведение курсов переподготовки преподавателей русского языка малагасийской школы русистики с использованием дистанционных образовательных технологий в Республике Мадагаскар».
- Добраться до острова Мадагаскар оказалось не так-то просто: наши страны разделяют десятки тысяч километров, - вспоминает Айдар Зайнуллин. - Единственный вид транспорта, который может соединить нас и остров Мадагаскар, – воздушный.
Первый перелет – Москва-Дубай - был самым спокойным, следующий - Дубай - Маврикий - самым продолжительным. Но это того стоило! Вид на океан из иллюминатора самолета произвел неизгладимое впечатление: голубая вода, песчаные пляжи, пальмовый рай. Третий перелет - Маврикий-Антананариву - дался нам совсем нелегко! Мы попали в серию воздушных ям. Самолет нещадно трясло. Но мы все же благополучно совершили посадку в столице Республики Мадагаскар - Антананариву. Нас радушно встретили представители Посольства России на Мадагаскаре, руководитель Малагасийской Ассоциации преподавателей русского языка.
Видеосвязь
15 декабря в Антананариву прошло первое организационное собрание казанских преподавателей русского языка с их малагасийскими коллегами, ставшими на время студентами.
- Мы не ожидали увидеть такое количество желающих обучаться – 45 человек! – восклицает Илона Морозова. – Это не только учителя русского языка из столицы Мадагаскара, многие приехали из отдаленных городов - Диего Суарез, Таматавье, Миаринариву, Маджунги.
Полной неожиданностью для слушателей стало приветствие проректора по непрерывному образованию Института экономики, управления и права, директора Института дистанционного обучения профессора Дании Ахметовой, которая находилась на расстоянии 10 тысяч километров! Общаясь по видеосвязи, руководитель проекта пожелала слушателям курса переподготовки дальнейших успехов в обучении. Еще большей неожиданностью для слушателей оказалась виртуальная встреча с ведущим специалистом института Булатом Хусаиновым. Выйдя с ноутбуком на улицу, Булат показал малагасийцам… зиму, разъяснил, что такое снег, варежка, елка. Они увидели здание института, слушателями которого являются, познакомились с казанскими студентами.
Выступление on-line продолжила заведующая кафедрой русского языка и языкознания Алла Хорошавина, рассказавшая о программе переподготовки по русскому языку, структуре курса.
- Начиная занятия, я прочитал вводную лекцию «Cлагаемые успеха в дистанционном обучении с использованием системы Moodle и ОpenMeetings», - говорит Айдар Зайнуллин. - Для преподавателей данная система явилась новой, они с большим интересом задавали вопросы, принимали активное участие в беседе.
Но сотрудникам Института дистанционного обучения было важно понять, на какой ступени знаний находится каждый из присутствующих. С этой целью преподаватель русского и французского языков Гульсина Батрын провела занятие-тренинг с элементами тестирования на выявление уровня знаний русского языка «Друзья, поговорим по-русски!».
Тренинг-семинар
«Изучение русского языка с использованием интегрированной системы дистанционного обучения Moodle и OpenMeetings» - так назывался тренинг-семинар, который с 17 по 19 декабря организовали сотрудники Института дистанционного обучения.
- Я начал с основ компьютерной грамотности, - сообщает Айдар Зайнуллин. - Как создавать документ Word, из чего состоит ПК? Как пользоваться системой Skype, электронной почтой?
Далее мы обучали малагасийцев системе Moodle: рассмотрели, как осваивать лекционный материал, просматривать видеоролики, выполнять домашние задания. Для многих это был первый опыт работы с ПК. Несмотря на это, мы шли к поставленной цели – подготовке преподавателей к дистанционному обучению.
20 декабря в 8 утра слушатели собрались в конференц-зале для первого on-line урока. Они немного волновались, ведь теперь на практике нужно было применить полученные знания. Урок начался с видеолекции доцента Аллы Хорошавиной на тему «Прекрасная Россия» и «Республика Татарстан». Студенты получили первые задания: ответить на вопросы по тексту и выписать сложные слова.
- Мы были рады за слушателей, когда увидели, что они уже уверенно выполняют задания в системе Moodle, - продолжает Зайнуллин, - помогают тем, у кого возникают трудности при работе в обучающем портале. Буквально вскоре каждый их них получил оценку за задание и комментарий от преподавателя из Казани.
Такой труд заслуживает награды! 20 декабря состоялось торжественное вручение сертификатов «Использование инфокоммуникационных технологий в дистанционном обучении» всем слушателям тренинг-семинара.
На заключительной встрече преподаватель русского языка одной из школ Мадагаскара Эммануэль Роберт, обращаясь к казанским специалистам, сказал: «Считаю, что сейчас курс обучения компьютерной грамотности для малагасийских студентов и преподавателей просто необходим. Спасибо специалистам из Казани за организацию семинаров!»
Посольство
- Мы были приятно удивлены, когда получили приглашение от руководителя Посольства Российской Федерации в Республике Мадагаскар Андрея Гончаренко, - вспоминает Илона Морозова. – 19 декабря на деловой обед в Посольстве нас ждал не только Андрей Борисович, но и министр национального образования Республики Мадагаскар Маноро Регис, заместитель ректора Университета Антананариву Бакулинира Андриамихайя, президент Малагасийской Ассоциации преподавателей русского языка мадам Рамахефарисуа Ланту.
Представители власти поблагодарили казанцев за проявленный интерес к малагасийскому народу, поддержали стремление малагасийских преподавателей пройти переподготовку по русскому языку с использованием дистанционных образовательных технологий. Кроме того, на встрече обсуждались вопросы сотрудничества двух вузов - Института экономики, управления и права и Университета Антананариву. Сейчас готовится проект Договора о сотрудничестве.
Илона Морозова вспоминает слова министра национального образования Республики Мадагаскар: «Вы правильно сделали, что всеми силами стремились реализовать этот проект и идти до конца! Наши преподаватели русского языка давно ждали приезда российских специалистов. И наконец-то это произошло! А обучение инфокоммуникационной грамотности – действительно, прорыв для нашей республики!»
Впечатления
- Впечатления о Мадагаскаре? – спрашивает Илона Геннадьевна и тут же отвечает. - Трудно описать этот остров в двух словах. Нужно своими глазами увидеть разнообразный ландшафт - горные луга, субэкваториальные вечнозеленые влажные леса, тропические полупустыни.
Это другая жизнь, другие люди, другой быт и, конечно же, другой язык. Произносить малагасийские имена и названия оказалось нелегко. Хотя за время пребывания на Мадагаскаре мы с огромной радостью изучали слова приветствия на малагасийском языке.
Малагасийцы - очень открытые, доброжелательные люди. Несмотря на сложную обстановку в стране, на их лицах я всегда видела улыбку. Большинство из них заняты в сельском хозяйстве, другие - в образовании, совсем малая часть – в туризме.
Оказавшись на Мадагаскаре однажды, вы обязательно влюбитесь в этот изумительный остров, полный загадок и тайн…
- Мадагаскар оставил у меня двоякое впечатление, - говорит Айдар Зайнуллин, - с одной стороны, великолепная природа, рисовые плантации, бананы растут прямо в городе. Но с другой стороны - всюду был виден материальный недостаток населения. Именно материальный, духовно же мадагаскарский народ очень богат. Хотел бы я съездить туда еще раз? Несомненно, да!
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Республика Мадагаскар - островное государство в западной части Индийского океана. Остров Мадагаскар располагается у восточного побережья Южной Африки, отделен от нее Мозамбикским проливом. Высшей точкой Мадагаскара является потухший вулкан Марумукутру (2876 м) в горном массиве острова.
Мадагаскар отделился от Африки примерно 160-165 миллионов лет назад, а около 65-70 миллионов лет назад - и от Индии. Благодаря уникальным условиям на Мадагаскаре жили и развивались виды, вымершие во всех остальных частях света. Это привело к появлению весьма необычных видов, занимавших разнообразные экологические ниши.
Малагасийцы — этническая группа, формирующая основную популяцию Мадагаскара. Говорят на малагасийском языке, относящемся к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Общая численность - около 20 миллионов человек.
Примерно половина населения страны исповедует традиционный для австронезийских переселенцев культ предков, который делает особый упор на связь между умершими и живущими. Наибольшее количество приверженцев данной религии живет среди народности мерина. Они веруют, что каждый человек после смерти присоединяется к душам своих предков и что все души образуют некую иерархию «божественности». Среди мерина практикуется довольно странная с точки зрения европейцев традиция, известная как фамадихана, что в переводе означает «переворачивание мертвых». Во время проведения этого ритуала из склепов достают останки усопших, заворачивают в новый саван (шелковую простыню) и на протяжении всего праздника веселятся и танцуют рядом с ними, иногда даже нося останки на руках. По окончании церемонии тела помещают обратно в склепы.
Благодарность из Мадагаскара
Уважаемая Дания Загриевна!
От имени нашей ассоциации искренне благодарю Вас за Вашу заботу о повышении квалификации малагасийских преподавателей русского языка.
Специалисты Института экономики, управления и права (Казань), которые были направлены к нам для начала сотрудничества, с большой заинтересованностью выполняли свои профессиональные обязанности.
На курсы пришли не только преподаватели русского языка, но и студенты продвинутого уровня. Студенты особенно проявляли интерес к происходящему, поскольку они впервые участвовали в таком мероприятии (слышать подлинную русскую речь в коллективном общении, редактировать на компьютере задания, используя русский шрифт).
Изучая программу дистанционного обучения и выполняя задания, наша ассоциация увидела, что это проект, безусловно, принесет пользу в работе по изучению и распространению русского языка. Особенно вызвал интерес модуль «Практическая грамматика современного русского языка», касающийся изменений языка в области морфологии и синтаксиса. Этот раздел, конечно, еще не изучался, и мы с нетерпением ждем работы над этой программой.
Все задания вызвали большой энтузиазм студентов, которые с улыбкой на лице задерживались у компьютеров допоздна.
Президент Малагасийской Ассоциации преподавателей русского языка (МАПРЯ)
Мадам Рамахефарисуа Ланту
20 декабря 2011 г.
Виталий Тимирясов, ректор ИЭУП, доктор экономики, профессор:
- Наш вуз уже 10 лет активно развивает и применяет инновационные дистанционные технологии, которые открывают новые возможности для обучения, делая его более доступным. С развитием дистанционной формы обучения расширилось и образовательное пространство института. У нас есть хороший опыт работы с татарскими диаспорами в регионах России, мы обучаем студентов, проживающих в бывших союзных республиках. Удачно начатый «малагасийский» проект получил резонанс в мире: с просьбой о сотрудничестве к нам уже обратились представители центров по изучению русского языка из Конго, Непала, Южной Кореи, Словении и других стран. Мы открыты для сотрудничества, у нас для этого есть все возможности: серьезная технологическая база, электронный образовательный портал и замечательный коллектив сотрудников Института дистанционного обучения и преподавателей кафедры русского языка и языкознания.
Дания Ахметова, проректор по непрерывному образованию ИЭУП, директор Института дистанционного обучения, доктор педагогических наук, профессор:
- Через преподавание русского языка иностранцам мы и сами познаем культуру, обычаи других стран и, конечно же, особенности их жителей. Например, малагасийцы – исключительно старательные, трудолюбивые, учатся с восторгом, упоением и благодарностью. Вообще, за границей люди хорошо относятся к России, и среди них немало тех, кто любит русский язык, желает его знать или совершенствовать. Кому-то такая любовь «досталась» от родителей или учителей, в свое время обучавшихся в советских вузах, другие считают русский нужным для делового сотрудничества, третьи сами мечтают преподавать его в колледжах и университетах. Между прочим, две выпускницы столичного университета Мадагаскара хотели бы приехать в Казань, чтобы поступить в аспирантуру нашего института, а несколько студентов хотели бы продолжить обучение у нас в магистратуре. Почему бы и нет? Главное – решить организационные проблемы с посольством, с нострификацией (это процедура признания образовательных документов иностранных государств), а возможности для обучения у нас есть.
Наиля МАЗИТОВА
Фото из архива Института дистанционного обучения ИЭУП