Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (019) 2012 г. ТАТАРСТАН ГОЛЛАНДИЮ УЧИТ

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (019) 2012 г. / ТАТАРСТАН ГОЛЛАНДИЮ УЧИТ

Опыт


Феномен сосуществования двух религий в республике намереваются изучать в Нидерландах



 Каким образом, за счет чего в Татарстане уживаются христиане и мусульмане? Как представители двух разных конфессий находят общий язык? Что помогает им принимать друг друга? За ответом на эти и другие актуальные для сегодняшнего дня вопросы в Казань приехал журналист из Нидерландов Роберт ван Лансхот. Восемь дней, которые голландец провел в столице, общаясь с самыми разными людьми - от высокопоставленных чиновников до простых посетителей в кафе халяль - привели его к неожиданным открытиям.

- Господин Лансхот, когда и как вы узнали о татарстанском межконфессиональном феномене?

- Совсем недавно в одной государственной немецкой газете я прочитал, что есть такой регион в России - Татарстан, где бок о бок живут христиане и мусульмане, у них хорошие отношения между собой, до 30% процентов межнациональных и межконфессиональных браков. Эти факты меня очень заинтересовали, и я предложил редактору своего издания «RNS – Handelsblad» (это влиятельная голландская газета) отправить меня в командировку в Татарстан, чтобы на месте разузнать, в чем причины мирного сосуществования представителей двух религий.

- Почему этот вопрос вас так волнует?

- Дело в том, что в Голландии, как и во Франции, Англии, Германии, да и во всей Западной Европе, сейчас проживает достаточно много мусульман. Такого никогда не было. Например, в Гааге, Роттердаме уже образовались целые кварталы приверженцев ислама: за короткое время возводят турецкие, марокканские, сомалийские, пакистанские мечети. Большинство имамов говорят на родном языке, голландский изучать не хотят.
Все мусульманки носят хиджаб. А вот одна моя знакомая его не надевает, но считает себя последовательницей ислама и живет в соответствующем квартале. И не раз случалось так, что она приходит в мусульманский магазин за продуктами, а ее не обслуживают! Мол, выглядит несоответствующе…

- Получается, если обычный голландец зайдет в такой исламский магазин, его тоже не обслужат?

- Во-первых, вряд ли он переступит его порог, а если вдруг такое и произойдет, то конфликт неизбежен. Мусульмане, проживающие в Нидерландах, открыто заявляют, что никогда не сядут за один стол с христианами, а таких в нашей стране большинство.

- Значит, мусульмане в Нидерландах живут капсулированно, в своем мире?

- Именно так! Они практически не покупают голландские продукты - ну, понятно, что наша свинина, пиво, вино совсем не халяль. Но теперь у каждого приверженца ислама появился список пищевых добавок, так называемых не халяльных, с которым они соотносятся, выбирая те или иные продукты в супермаркете. По этой причине последователи Мухаммеда уже не берут голландский сыр, хлеб, масло…

- Христиане и мусульмане в Голландии - это параллельные миры?

- Они делают все, чтобы ни при каких обстоятельствах не пересечься! Надо сказать, что наши типичные христиане - это католики и протестанты в восьмом, десятом поколении, можно сказать, номинальные прихожане, абсолютно инертные. И вот для них такое ревностное следование религии, как у мусульман, вызывает некоторую растерянность, иногда шок. Поэтому мы обеспокоены за будущее нашего общества, ведь все происходящее ведет к дальнейшему расколу.

- Но ведь в Голландии мусульмане - пришлые, а здесь, на территории нашей республики, они испокон веков жили и продолжают жить рядом с христианами.

- Конечно, ваш регион и наша Голландия, как говорится, две большие разницы. Но важно получить у вас уроки, скажем так, толерантности, миротворчества. Ведь мусульмане и христиане живут бок о бок во многих местах земного шара, а там как раз не прекращаются войны, раздоры. Я наблюдал это, работая дипломатом в странах Боснии и Герцеговины, Южном Судане, Ираке, Камеруне. Значит, жить по соседству сотни лет - это еще не гарантия мирного сосуществования. Должны работать какие-то принципы терпения, принятия, взаимоуважения. Именно их я и увидел в вашем Татарстане.

- Господин Лансхот, с чего вы начали свое исследование в Казани?

- Я встречался с представителями Духовного управления мусульман, священнослужителями Казанской епархии, иудейским раввином, директором Казанского  ЗАГСа, ректором Исламского университета. Посетил Булгар, где на днях открылся Памятный знак принятия ислама булгарами с установлением самого большого в мире Корана, выезжал в деревню с необычным названием Конь, достаточно много разговаривал с простыми людьми, как христианами, так и мусульманами. У меня было всего восемь дней, поэтому я старался максимально использовать отпущенное время.

- На что сразу обратили внимание?

- Первое, что видно невооруженным глазом, - мечети и храмы расположены достаточно близко. Это я наблюдал как в центре города, в Казанском кремле, где в двух шагах от мечети Кул Шариф - Благовещенский собор. Такое же соседство меня поразило и в обычном десятом микрорайоне: рядом с автобусной остановкой Кул Гали построены церковь и мечеть. А возрождаемые святыни на Волге, как мне объяснили, памятники федерального значения, - мусульманский Булгар и православный Свияжск лучше всего свидетельствуют о том, что толерантное существование двух религий - заслуга не сегодняшнего дня.
 Второе - на всех уровнях в Татарстане прослеживается не просто терпение, снисходительность в религиозных отношениях, можно наблюдать взаимное уважение, посильную помощь.
Третье - это политика центризма: руководство Татарстана прислушивается к мнениям представителей разных народов и конфессий, и это является лучшим способом управления.

- В чем это проявляется? Какие примеры будете приводить в своей статье?

- Я узнал потрясающий факт: бывший мэр Казани Камиль Исхаков - татарин, мусульманин - приложил немало усилий, чтобы в 2005 году из Ватикана была возвращена в Казань некогда утраченная православная святыня - икона Казанской Божией матери (многие утверждают, что вернулся ее список). Я не поленился, сходил в Крестовоздвиженский собор Богородицкого монастыря и удостоверился, что икона установлена, к ней не прекращается поток паломников.
Другой факт из обычной жизни, картинка с натуры. В один из дней я пошел в кафе халяль в центре Казани, просто сидел и наблюдал за происходящим. В зал зашли трое выпивших мужчин, один даже на ногах плохо держался, а официантка в хиджабе спокойно их обслужила. Я был просто поражен! Такого в Голландии близко быть не может! У нас бы мусульмане с порога заявили: «Это не ваше кафе!»

- А что вы узнавали в городском  ЗАГСе?

- Я уточнял точное количество смешанных браков в Татарстане, есть ли тенденция роста. Как выяснилось, сейчас их уже больше 30 %, а в деревнях, где жители консервативнее, смешанных межнациональных свадеб справляют меньше, но все равно их рост очевиден. В Голландии нечто подобное - нонсенс! Может, и будет один такой брак тысяч на пять. Все уже знают, если христианин-голландец женится на мусульманке, то он обязательно станет приверженцем ислама, иначе родственники супруги ему житья не дадут. А в вашей республике, как я заметил, в одной семье муж может быть мусульманином, а жена христианка, и при этом они способны находить общий язык.
Я общался с одной кряшенкой, как мне объяснили, так называют у вас крещеных татар, она уже 30 лет замужем за мусульманином. Она рассказала, как у них в семье сохраняются мир и гармония: отмечаются как христианские праздники Рождество и Пасха, так и мусульманские - Курбан байрам, Ураза байрам. А дети в межконфессиональных семьях сами выбирают религию, никто им ничего не навязывает.

Наталья ВЯТКИНА
Фото автора и из архива Роберта ван Лансхота


ТОЛЬКО ФАКТЫ

Хиллари Клинтон - первая, кого заинтересовала наша толерантность
14 октября 2009 года в столицу Татарстана прибыла Госсекретарь США Хиллари Клинтон. «Я хочу больше узнать об опыте Казани по укреплению толерантности и по реализации межрелигиозного диалога», - пояснила Клинтон цель своего визита в столицу Татарстана. Во время беседы с Клинтон первый Президент РТ Минтимер Шаймиев отметил, что исторически Татарстан является своеобразным мостом между исламом и православием, между Западом и Востоком. «Толерантность и взаимопонимание характеризуют татарстанское общество. Когда меня спрашивают, почему это так, я говорю, что это в первую очередь из-за образованности нашего народа. Казань всегда являлась просветительским центром в России», - заявил первый Президент РТ. По его словам, когда человек образован, он легче достигает взаимопонимания с другими людьми. В современном мире недопустимо, когда соседние государства не имеют дипломатических отношений или находятся в состоянии войны.
«Для меня большая честь посетить Казань и Татарстан», - заявила в свою очередь Клинтон. По ее словам, республика является примером того, как люди разных национальностей и вероисповеданий могут двигаться к совместному будущему.

1458 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru