Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №4 (017) 2011 г. На пороге зима - празднуется Джеоргуыба

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №4 (017) 2011 г. / На пороге зима - празднуется Джеоргуыба

Традиция

Осетины Набережных Челнов с размахом отметили праздник в честь своего покровителя Уастырджи

Джеоргуыба- праздник в честь святого Георгия, или, как его называют осетины,Уастырджи, 27 и 28 ноября широко, с размахом отметила Осетинскаянационально-культурная автономия Набережных Челнов. Праздник, которыйдлится в Северной и Южной Осетии всю последнюю неделю ноября, осетиныАвтограда справляли два дня.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Осетины чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Считается, что он единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между Богом и людьми. По преданиям, место пребывания Уастырджи - небеса. Перед Богом - Стыр Хуыцау - Он заступается за бедных и обиженных и просит для них всяких благ, даров. К Уастырджи обращаются в самых разных обстоятельствах жизни. В городе Дегара (бывшее село Христиановское) в 1992 году случилось чудо. Несколько человек утверждали, что видели святого Георгия. Старец на белом коне спустился с небес и приземлился на крыше одного из домов, побыл какое-то время и улетел. Этому чуду поверила вся Осетия, и с того момента рядом с домом, на крыше которого якобы побывал святой Георгий, построили святилище и возвели очередной памятник небесному покровителю республики.
Уастырджи
Осетины наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне.
В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где не было бы святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» - месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

Осетинских женщин вдохновляет Сат?на

Увхода в зрительный зал встречают изящные, стройные осетинки. Высокиеголовные уборы, удлиненные рукава национальных нарядов делают их ещестройнее и выше. Несмотря на внешнюю привлекательность, девушкидовольно-таки сдержанны, лишь иногда поднимают глаза, а улыбаютсяуголками губ… Такие же они и в танце - партнеры только хотят приударитьза ними, а они посмотрят - все равно, что рублем одарят, и след их ужепростыл…
- Такие наши горянки, неприступные! - объясняет, активножестикулируя руками, старейшина осетинской общины Набережных Челновколоритный, общительный Гурам Касаев.
Девушки-осетинки
Темвременем эти самые горянки, а это Залина Бицоева (Павлыга) - солисткаНабережночелнинского танцевального ансамбля «Булгары» и КристинаЧерчесова - студентка, недавно приехавшая в Автоград из Казахстана,снова появляются на сцене. И ловко, словно играючи, ставят на плечикувшины с водой. И даже не танцуют, а словно плывут - неторопливо,ритмично… Нарисованный на большом холсте горный поток, из которого оникак бы черпают воду, - напоминание о далекой родине. Этот девичий танец«У родника» - хороший повод задуматься об истинном предназначениислабого пола…
- Олицетворением красоты и мудрости осетинскихженщин является Сатана - героиня нартского эпоса, - неожиданнопросвещает со сцены ведущая, кстати, тоже осетинка Марго Коновалова.
Осетинки в национальных костюмах
-А почему Сатана женского рода? - спрашиваю у председателяНабережночелнинской общины осетин Татьяны Гульдиевой. - Ведь согласноБиблии Сатана мужского рода - он дьявол, клеветник, обольститель душчеловеческих…
- Предки осетин - нарты считали по-другому, -отвечает она. - Святой Уастырджи, в честь которого мы сегоднясобрались, дал жизнь Сат?не - она идеал осетинских женщин…

Мужчины отрезают уши у барана

-Праздник Джеоргуыба никогда не проходит без жертвоприношения, -сообщает главенствующий за мужским столом Гурам Касаев. - В честьУастырджи кто-то закалывает быка, кто-то овцу. На столе обязательнодолжна лежать голова жертвенного животного. Как видите, у нас - головабарана!
- А что это слева от головы на тарелке лежит?
- Шеябарана! - тут же откликается Гурам. - По нашим традициям, если шеялежит слева от головы, как сейчас, - то это радостное торжество, а еслисправа - печальное, ну это когда бывают поминки, траур…
- Так же ис осетинскими пирогами, - подхватывает Дени Абрамошвили - известный вЧелнах грузин, которого воспитала осетинка, - если на столе три тонкихосетинских пирога, которые лежат один на другом, то это свадьба илидень рождения, а если два - то поминки.
- У вас сегодня три...
- По-другому нельзя! Это самый главный праздник осетин! - чуть ли хором говорят все пришедшие на праздник.
Осетинец Гурам Касаев
Первыйтост по традиции произносят к Всевышнему, которого осетины называютСтыр Хуыцау. Второй - к его посланнику Уастырджи. Главенствующий застолом просит Его опекать каждую семью, род и просит благополучия, мираи счастья для всех.
- Вы произносите тост как молитву…
- Еще бы! - разводит руки Гурам. - Каждый тост - как обращение к Всевышнему, Его святым…
Сидя за накрытым столом, осетины поют, пьют, шутят, вспоминают малую родину.
- А как же голова барана? - не могу успокоиться я, глядя в глаза жертвенного животного.
-Сейчас и до него очередь дойдет, - отзывается Гурам и начинает не спешаотрезать… бараньи уши. - По древней традиции мы даем их есть молодыммужчинам, нашим последователям, это символ того, чтобы они всегдаслушали нас, старших!
Сказано - сделано: трое осетин тут же проглатывают два отрезанных бараньих уха.
- А кому глаза, мозги? Да вообще всю голову?
- Ее будем разбирать и кушать все вместе завтра - во второй день праздника. Обычай такой!

Осетинская пятилетка с семью баранами

-К празднику Джеоргуыба мы приурочили пятилетие местной осетинскойнационально-культурной автономии, - объясняет Татьяна Гульдиева. - Ведьдо 2006 года мы ходили в грузинскую общину Набережных Челнов. За пятьпрошедших лет сделано немало, на одну только Джеоргуыбу, которуюотмечаем каждый год, закололи уже семь баранов. Но главное для нас -сохранять обычаи и традиции своего народа, поддерживать связь сродиной.
Осетинский танец
Незабываемоесобытие - 8 августа 2008 года, когда в Цхинвале стали погибать мирныежители. Тогда осетины Набережных Челнов сразу же повесили траурнуюленту на флаге Осетии, установленном в офисе национально-культурнойавтономии. На второй день они бросили клич о помощи пострадавшим.Сказать, что челнинцы откликнулись, - ничего не сказать. Двериосетинской НКА не закрывались ни на минуту: люди несли одеяла, подушки,одежду, игрушки…
Но на доставку груза, как вспоминают осетины,потребовалось 30 тысяч. 10 взяли со своего счета, по столько жепожертвовали тогда еще главный тренер футбольного клуба «КАМАЗ» ЮрийГаззаев и гендиректор фирмы «Кориб» Олег Коробченко - член общины, укоторого мама - осетинка. Также Олег выделил для перевозки груза«ГАЗель» с тентом, ее и загрузили под завязку.
- А за рулем былстарейшина нашей общины - Гурам Касаев, - говорит Татьяна Петровна. -Он опытный дальнобойщик. Груз доставили быстро, без проблем.
- Как ни удивительно, машина с гуманитарной помощью пришла 31 августа в десять вечера, - продолжает Таисия Дмитриевна. - 1 сентября - в День знаний - мы уже разгружали ее.
Осетинская община Татарстана
Спустяполгода после грузино-осетинского вооруженного конфликта рабочие КАМАЗасобрали пожертвования для пострадавших осетин и на эти деньги приобрелисамосвал и тягач. «Но кому нужнее такая техника в Южной Осетии?» - сэтим вопросом руководство КАМАЗа обратилось к Татьяне Гульдиевой. Она,в свою очередь, узнала, что особо пострадавшим считается Знаурскийрайон Южной Осетии, что на границе с Грузией. Именно туда и отправилиКАМАЗовскую технику, причем своим ходом…
- Через год я навещала родственников в Цхинвале, заезжала и в Знаурский район, самосвал и тягач на ходу, работают…

Наталья ВЯТКИНА
Фото автора

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Осетинская НКА Набережных Челнов - единственная в Татарстане - объединяет 86 человек (всего в Татарстане 365 осетин по переписи 2002 г.). Большинство осетин приехали в Набережные Челны по комсомольским путевкам на строительство КАМАЗа. Председатель НКА осетин Татьяна Гульдиева в 1977 году окончила мединститут во Владикавказе, получила распределение на работу в Набережные Челны. Сейчас - врач-дерматовенеролог городского Центра по борьбе и профилактике СПИДа. Бухгалтер НКА осетин Таисия Мочалова (Течиева) - уроженка Владикавказа, на комсомольской стройке с 1973 года, в Набережных Челнах вышла замуж. Сейчас - начальник отдела кадров ООО «КАМАЗавтодор».

3470 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru