Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №4 (017) 2011 г. Николай Фешин. Казань - Таос - Казань

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №4 (017) 2011 г. / Николай Фешин. Казань - Таос - Казань

Искусство

Родная земля зовет

2 ноября в Казани открылась большая международная выставка «Николай Фешин. От Казани до Таоса», посвященная 130-летию одного из самых признанных в мире российских художников. В залах Национальной галереи «Хазинэ» были представлены произведения Фешина из музеев России и США. На выставке также можно было увидеть работы из российских и американских корпоративных и частных коллекций. В день открытия выставки на Арском кладбище Казани рядом с могилой Николая Ивановича Фешина был захоронен прах его дочери Ии, привезенный из США внучкой художника Никоэлой Доннер. Семья выполнила волю Ии Николаевны - упокоиться на родине рядом с отцом. О непревзойденном казанском художнике для журнала «Наш дом - Татарстан» рассказывает ведущий мировой специалист по творчеству Николая Фешина, куратор выставки с российской стороны, кандидат искусствоведения, заместитель директора Музея изобразительных искусств РТ Галина ТУЛУЗАКОВА.
Галина Тулузакова, замдиректора музея изобразительных искусств РТ
- Галина Петровна! Много разговоров о национальности Фешина. Чуваши, марийцы, русские готовы считать его своим…
 
- Желание это понятно. Но документов, где бы была обозначена национальность художника, нет. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. Отец родился в Арзамасе, но его родичи происходили из деревни Пушкарка, основанной сосланными из Москвы мятежными пушкарями еще в XVI веке. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми. Иван Александрович, отец художника, прекрасно владел ремеслами столяра и резчика по дереву. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы.
 
- Сладостно звучит: Николай Фешин - казанец!

- Фешин и родился в Казани в 1881 году, и состоялся здесь как художник. Его приняли в первый набор вновь открытой Казанской художественной школы в 1895 году. Потом, студентом Академии художеств, он постоянно приезжал на каникулы из Петербурга и работал в родном городе.
Николай Фешин за работой
Николай Фешин за работой над портретом Надежды Михайловны Сапожниковой
в её мастерской. 1916 год. Частный архив, Санкт-Петербург

- В биографиях родившихся в глубинке известных российских художников их родина вскользь упоминается в начале. У Фешина Казань рефреном идет по всей судьбе.
 
- Многие известные художники той поры происходили из провинции, уезжали учиться живописи в столицах, там и оставались. У Фешина сложилось иначе. После казанской школы он учился в Петербурге у Репина, первый взлет его гения - там, в элитарной среде Академии художеств. Но Казань и тогда питала его творчество, здесь он находил темы своих жанровых композиций, модели для своих портретов. Его знаменитые работы - еще студенческие. «Черемисская свадьба», диплом «Капустница» (т.е. дипломная работа – прим. ред.), первый портрет Надежды Сапожниковой 1908 года написаны Фешиным в Казани.
По окончании Академии Фешин получил предложение стать преподавателем Казанской художественной школы и принял его. Если бы не революция, он никогда бы из Казани не уехал.

- Начало прошлого века - золотое время казанских живописцев. Для такого массового подъема в искусстве должны быть особые причины.

- Они и были. Первая - это открытие в 1895 году Казанской художественной школы, которая стала не просто учебным заведением, но центром художественной жизни города. Выставки учеников становились событием, они собирали казанскую публику, их горячо обсуждали, достаточно почитать газеты того времени. Атмосфера школы была необыкновенной, учителя и ученики были неразлучны, жили одной жизнью.

- Храм со жрецами - служителями Живописи?
 
- Можно и так сказать.
 
- И Фешин был во главе?
 
- Несомненно. Но рядом была Надежда Михайловна Сапожникова - друг, соратник, меценат.
Надежда Сапожникова
- В ее портретах кисти Фешина - не просто дружба, а дружба, ставшая судьбой. Без денег Надежды Михайловны Фешин не смог бы взлететь так стремительно.
 
- Отношения Фешина и Сапожниковой были очень важны для обоих.

- Федор Шаляпин родился и вырос в той же, что и Фешин, среде казанских предместий. Вспомнились его рассказы о казанских рабочих слободках, пьянках, драках, грубости, жестокости, тьме душевной. Это и фешинские молодые годы. Представилось, каким пришел Коля Фешин в 1895 году в Казанскую художественную школу к первому заведующему Николаю Бельковичу!
Несколько лет учебы в Казани и Петербурге превратили посадского парнишку с буйной фантазией в утонченного эстета в живописи и в отношениях. Фешин несся по жизни вперед с присущей ему страстной одержимостью, создавал, ваял себя!

- Фешина создавало и окружение. Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. Когда же художник вернулся в Казань, тут его ждала чудесная встреча с Надеждой Михайловной Сапожниковой - не просто богатой, но редкостной по культуре, образованности, духовности женщиной, одаренной во всем, имевшей музыкальное и художественное образование. Она любила искусство страстно, служила красоте, как жрица, помогала художникам, покупала их работы. Почти каждый вечер после занятий в художественной школе педагоги и ученики отправлялись в ее мастерскую в Петропавловском переулке, и общение продолжалось там до позднего вечера: этюды, споры о живописи, музыка, пельмени, кофе.

- Кем был для нее Николай Фешин?

- Избранным, первым. Она понимала, кто оказался с ней рядом. Заказывала ему большие портреты, что очень важно: большая картина - школа живописи, проверка мастерства, солидное представительство на выставках. Так появился абсолютный фешинский шедевр - портрет Вари Адоратской, племянницы Надежды Михайловны.
Один из портретов Надежды Сапожниковой кисти Николая Фешина
Один из пяти портретов Сапожниковой, созданных Фешиным

- Как Фешин относился к этой женщине?
 
- Им создано пять портретов Надежды Михайловны.
 
- А портреты жены Александры Белькович сколько раз он писал?
 
- Бесконечно, их трудно сосчитать. Александра была его главной моделью для портретов, ню и в рисунке, и в живописи. И главной женщиной в его жизни. Вообще, семья для него была очень важна. Так же бессчетное число раз он писал отца и особенно дочь Ию с первого ее дня.

- Вы - единственный российский искусствовед, знакомый с закрытыми архивами семьи Фешиных. Как вы думаете, почему Николай Фешин и его жена так долго и плодотворно партнерствовали? Двадцать лет быть музой такого страстного человека и после развода в сорок два года остаться желанной для него и неповторимой - это особое совпадение в чем-то?

- Видимо, в темпераментах. Александра тоже была очень страстной и стихийной женщиной.
 
- Нередко именно это питает творчество! А что случилось в США, в связи с чем был развод?

- Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Все равно развелась с мужем. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. Не на что было жить. После развода Николай Иванович оставил ей все и уехал в Нью-Йорк, а затем осел в Лос-Анджелесе. Бывшую жену он поддерживал финансово. Но больше всего меня поразили письма Николая Ивановича к Александре после развода, переписка продолжалась не менее пяти лет. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене.

- Ия ушла с отцом?
 
- Да, в девятнадцать лет - это было взрослое решение.
 
Портрет Ии Фешиной кисти её отца Николая Фешина
Один из многочисленных портретов дочери Ии кисти Николая Фешина

- Судя по картинам, отец ее боготворил?
 
- Портреты Ии просто светятся отцовской любовью!
 
- А как Ия?

- Отец для нее был всем миром вокруг. С матерью отношения были сложные. Ия была балериной. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.
 
- Благополучный Николай Фешин в 1923 году уехал из Казани в США. Почему?

- Революция в России отняла у Фешина среду, в которой он был благополучен. Массовые террор и истребление культурных людей во всей стране. 1921-1922 годы в Поволжье - голод, унесший 5 миллионов жизней, тиф, разруха. Не стало покупателей фешинских работ. Единственным заказчиком картин стало государство: от Фешина требовали портретов вождей. Ему это было неинтересно. При отъезде Фешин сказал ученикам: «Как же долго теперь будет тут это кирпично-заводское искусство!»

- Для Мастера важнее хлеба его творчество! Это его воздух!
 
- Фешин говорил, что уехал не от бытовых тягот, а от необходимости в спешке, плохими красками писать партийные заказы. И он вырвался из этого удушья. Америка его сразу приняла. Он был очень успешен, обеспечен, признан. Выставки на самых престижных площадках. Нью-Йорк с его галереями, музеями, меценатами - Клондайк для большого художника. Потом Таос - небольшой горный городок в штате Нью-Мексико, сказочная по красоте природа, снежные вершины гор, ярчайшее солнце, смешение культур индейцев, испанцев, англикан. Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Потом туда переехала легендарная в США меценатка Мэйбл Додж Лухан. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США. В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована.
 
Внучка Фешина Никоэла Доннер с мужем в Казани
Никоэла Доннер с супругом на международной выставке "Николай Фешин. От Казани до Таоса"

- Как Фешин попал в Таос?
 
- В Нью-Йорке у него диагностировали обострение туберкулеза, о котором он в России не знал. Врачи посоветовали найти место со здоровым для легких климатом. Тогда художник Хантор дал рекомендацию к Мэйбл Додж Лухан. В 1926 году Фешины приехали в Таос на лето, а в 1927 году перебрались туда жить.

- Таос - это новый подъем творчества Фешина?

- Достаточно посмотреть его работы, они все скажут сами.
 
Перезахоронение праха Николая Фешина на Арском кладбище в Казани
- Но Казань осталась для великого художника, объединившего две мировые культуры, вожделенным местом. В 1976 году, через много лет после смерти отца, как только чуть-чуть приоткрылся железный занавес, Ия Николаевна перенесла его прах в Казань. Это было желание художника?
 
- Да. Его последняя воля.

- Помню это событие. Прах Николая Ивановича перезахоронили на Арском кладбище тихо и на час раньше, чем было объявлено. Как Пушкина! Видимо, боялись толпы. Но пришли избранные казанцы: Фешин был в СССР под запретом, знали о нем единицы.
Ия Фешина с дочерью Никоэлой на Арском кладбище Казани
Ия Фешина с дочерью Никоэлой на перезахоронении праха Николая Фешина
на Арском кладбище Казани. 1976 год


- Потом вся Казань стояла в очереди на грандиозную по количеству работ и первую в стране выставку Николая Фешина в Музее изобразительных искусств. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. Ия Николаевна стояла у казанских картин отца в длинной черной шелковой накидке, с идеальной прямой спиной балерины, красивая и не наша. Она говорила по-русски. А рядом, не понимавшая ни слова из восторженных речей, с лицом камеи и ниткой крупного жемчуга на длинной шее стояла ее очень красивая дочка Никоэла. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется. Варваринская церковь, где Ию крестили в 1913 году, а теперь отпевали, то же кладбище, и как-то трогательно, по-семейному, перевязанную лентой коробку с прахом положили под бок к отцу. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком.

- Это было желание Ии Николаевны - лежать на родине рядом с отцом. Никоэла это выполнила.

- Фешин, такой удачный в США, половина жизни там, мировая слава, и - душой рвется в советскую Казань, где он был запрещен как предатель Родины!

- Он рвался в Казань своей молодости, где прошла лучшая часть его жизни, в город университетских традиций, театров, садов, старинных улиц с чудесной архитектурой, прекрасных храмов, мечетей, привольной воды везде, лесов вокруг. Он любил всей душой ту, теперь уже утраченную Казань. В нее стремился.
 
Панихида по Ии Фешиной в Казани
Через 35 лет сюжет повторяется: Никоэла привезла прах матери Ии Фешиной на Арское кладбище. 2011 год

- Теперь его дочка рядом с ним. Она помнила Казань?

- Ей было 9 лет перед отъездом в 1923 году. В своих воспоминаниях она описывает свои детские впечатления. А потом она видела Казань глазами отца - он был ее кумиром и проводником в жизни.

- Родная земля зовет, как бы ни были хороши другие края.

- Зовет тех, кто умеет свою родную землю ценить.

Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото: из архива Галины ТУЛУЗАКОВОЙ, Наталья ВЯТКИНА, Владимир ЗОТОВ

5076 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru