Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №3 (016) 2011 г. Все на праздник! Народный

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №3 (016) 2011 г. / Все на праздник! Народный

Фольклор

«Каравон», «Уяв», «Питрау» стали визитной карточкой тех районов, в которых традиционно проводятся

Татарстан - один из самых многонациональных регионов, на территории которого проживают представители 115 народов (по переписи 2002 года). Численность восьми превышает 10 тысяч человек: кроме татар и русских это чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Все они испокон веков с мая по июль проводят свои народные праздники. Возрожденные после перестройки, сейчас праздники переживают свое второе рождение, расширяют географию участников, получают «прописку» в определенных районах республики. Об этом - интервью с министром культуры Татарстана Айратом Сибагатуллиным.

ВИЗИТКА
Министр культуры Татарстана А.Сибагатуллин
Айрат СИБАГАТУЛЛИН,
министр культуры Республики Татарстан

Окончил Казанский государственный педагогический институт по специальности «история». В 1977 году - радиооператор Чистопольского судоремонтного завода. 1985-1989 годы - председатель профкома студентов Казанского пединститута. 1989-1991 годы - инструктор Бауманского райкома партии. 1991-1993 годы - заместитель директора Татарского отделения Всесоюзного ТПО «Киноцентр». 1993-1997 годы - заместитель председателя Госкомитета РТ по кинематографии. 1997-1998 годы - начальник отдела культуры и искусства Аппарата Кабмина РТ. 1998-1999 годы - советник Премьер-министра РТ. 1999-2002 годы - первый заместитель председателя ГТРК «Татарстан». С 2002 года - заместитель гендиректора ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век». С ноября 2002-го по март 2011 года - председатель ГТРК «Татарстан». С марта 2011 года - министр культуры РТ.
Женат, имеет двоих сыновей.

- Айрат Миннемуллович, можно ли сказать, что в Татарстане уже выстроена определенная система проведения национальных праздников тех народов, которые издавна здесь живут?

- У нас действительно сложилась определенная система проведения праздников народов, проживающих в Татарстане. Ежегодно с мая по июль проводятся татарский народный праздник «Сабантуй», русский фольклорный праздник «Каравон», праздник чувашской культуры «Уяв», фестивали чувашей Закамья «Учук», удмуртской культуры «Гырон быдтон», мордовской культуры «Балтай», славянской культуры «Ивана Купалы», марийской культуры «Семык», кряшенской культуры «Питрау».
В каждом селе есть свой праздничный календарь, в который вошли традиционные, религиозные, государственные и другие праздники. Постепенно наиболее значимые для каждого народа праздники стали проводиться на республиканском уровне.

- С чем связано, что все эти праздники проводятся в весенне-летний период?

- Некоторые из современных праздников - «Каравон», «Балтай», «Учук» - возродились на основе локальных традиций и обрядов села, остальные - на основе традиционных для этих народов праздников весенне-летнего цикла.
Это время наиболее удобно для проведения массовых мероприятий на открытом воздухе, можно оптимально использовать транспорт, дороги. Это своеобразный итог работы культурно-досуговых учреждений, большинство которых расположено в сельской местности.

- Известно, что «Сабантуй» и «Каравон» официально носят статус праздника республиканского значения и их финансирование осуществляется за счет республиканского бюджета. А на какие средства проводятся другие народные праздники?

- Начиная с 2007 года финансирование осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов, спонсорской помощи, а также грантов Правительства Республики Татарстан, выделяемых для поддержки проектов творческих коллективов муниципальных учреждений культуры и искусства.

- В последнее время многие народные праздники получили «прописку» в определенных районах: мордовский «Балтай» - в Лениногорском, кряшенский «Питрау» - в Мамадышском, чувашский «Уяв» - в Нурлатском. С чем связано закрепление того или иного праздника за определенной территорией? Какие в этом плюсы?
Kryashen folk festival Pitrau-2011
- Проведение некоторых праздников прочно закрепилось в определенных районах. Это прежде всего «Каравон», «Балтай», «Питрау», «Учук», которые собирают участников и гостей в месте бытования локальной традиции, и поэтому менять место их проведения нецелесообразно. Организаторами наработан большой опыт, складывается команда единомышленников, укрепляется материально-техническая база проведения праздников. Кроме того, практика показывает, что при проведении их в закрепленных районах число участников из года в год увеличивается.

- А вот праздник марийской культуры «Семык», наоборот, поочередно проводится в районах компактного проживания марийцев, что позволяет активизировать марийское население разных районов. Так не лучше ли давать национальным праздникам, так сказать, переходящий характер и проводить в разных районах республики?

- Переходящий характер праздника марийской культуры «Семык» является, скорее, исключением, о чем свидетельствует положительный опыт проведения народных праздников, закрепившихся в определенных районах. Народные праздники являются визитными карточками тех районов, в которых они проводятся.

- В 1990-е годы, когда наблюдался всплеск национального самосознания, народные праздники посещали и стар, и млад, ездили чуть ли не за тридевять земель. А как сейчас? Расширяется ли география участников?

- В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста и расширения географии участников фестивалей и праздников, в том числе детей, за счет активизации самодеятельных коллективов Республики Татарстан и популярности народных праздников в соседних с нами регионах России. В республиканских праздниках активное участие принимают творческие коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Чувашской Республики, Удмуртской Республики, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Нижегородской, Кировской, Самарской, Саратовской и Челябинской областей.

- Увеличивается или уменьшается число творческих, фольклорных коллективов, которые принимают участие в национальных праздниках?
Национальные творческие коллективы Татарстана
- Общее число творческих коллективов Республики Татарстан, принимавших участие в национальных праздниках, за последние 5 лет увеличилось на треть и составило 233. Количество же творческих коллективов из регионов Российской Федерации выросло почти в 5 раз и составило 74. Наиболее активная работа по привлечению к участию творческих коллективов ведется Лаишевским муниципальным районом («Каравон») и Нурлатским муниципальным районом («Уяв»).

- Когда праздники только возрождались, то представители той или иной национальности были их активными участниками, а теперь наблюдается разделение на участников (как правило, это заезжие фольклорные коллективы и именитые артисты) и на зрителей (обычно это местные жители). Каким образом можно стереть возникшую грань между участниками и зрителями?

- Если говорить о соотношении самодеятельных исполнителей и гостей (зрителей), то следует отметить, что на многочисленных праздничных площадках выступают самодеятельные исполнители - любители народной песни, среди которых много носителей традиции (аутентичные ансамбли и исполнители). Это наиболее активная часть населения, которая участвует в любительском движении. Они являются той творческой силой, которая популяризирует традиционную культуру и вовлекает свое окружение в праздничное действо, стирает эту грань между зрителями и артистами.

- Приходилось наблюдать, как праздники проходят по трафарету: официальная часть и непосредственно сам праздник. Что нужно делать для того, чтобы традиции не отходили на второй план, не уступали место театрализованной шоу-программе? Как совместить прошлое и настоящее?

- Проведение народных праздников этим летом показало, что чрезмерная массовость приводит к тому, что многие из них теряют национальное лицо и превращаются в праздники развлечений и многочисленных спортивных состязаний. Ввиду этого необходимо четко обозначить границы праздников, сохранять и развивать их содержательную, народную и традиционную основу.
Каждый народный праздник имеет свою историю. Когда мы говорим о программе праздника, мы разделяем традиционную часть (прошлое) - обязательный обряд или ритуал, возвращающий нас к истокам праздника, и фестивальную (настоящее) - выступления фольклорных коллективов, выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, традиционные игры и развлечения.

- В будущем году русский «Каравон» будет проводиться в 20-й раз. Однако Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий обеспокоен тем, что праздник начинается с утра, когда народ должен быть в храме, на богослужении - именно в это время в Русском Никольском отмечается престольный праздник Николы Вешнего. По этой причине издавна народные гулянья проводились вечером, а не утром, как сейчас. Не будет ли пересмотрено время проведения «Каравона»? Случаются ли подобные неувязки с церковным календарем при организации других праздников?

- Надо сказать, что организаторы мероприятий ведут последовательную работу по поиску взаимоприемлемых форм проведения праздников. Республиканский фольклорный праздник «Каравон» первоначально проводился как фестиваль русского фольклора. В его основу была заложена локальная традиция - весенние хороводы на престольный праздник села Никольское. Традиционно утром в сельском храме проходила торжественная литургия, а после службы в вечернее время устраивались народные гуляния и «каравон» (хоровод).
Современный праздник «Каравон» является скорее светским, а не религиозным. Вместе с тем при организации праздника будут учитываться традиции, заложенные издревле.

- Нетрудно заметить, что сейчас на праздниках много детей и молодежи. Каким образом, за счет чего удается их привлечь?
Зрители национальных праздников Татарстана
- Наряду с традиционными атрибутами народных праздников - обрядами - большое внимание уделяется введению современных элементов - конкурсов красавиц, спортивных состязаний, детских игр, что создает особую привлекательность проводимых мероприятий для детей и молодежи. Целенаправленная работа в этом направлении ведется специалистами Республиканского центра развития традиционной культуры и органов управления культуры исполнительных комитетов муниципальных городов и районов республики.

- На праздниках стало больше и мастеров декоративно-прикладного искусства. В этом направлении проводится какая-то определенная целенаправленная работа?

- Сегодня уделяется большое внимание сохранению и развитию национальных традиций и обычаев народов, проживающих на территории республики, поддержке мастеров народных художественных промыслов. Мастеров со всей республики уже давно объединяет Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан. В составе Центра насчитывается свыше 400 предприятий и индивидуальных мастеров народных художественных промыслов. Выставки-продажи работ мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства организуются на многих значимых мероприятиях республиканского и общероссийского масштаба.

- Не раз приходилось сталкиваться с тем, что до последнего неизвестна дата проведения того или иного праздника. С чем это связано? Можно ли избежать подобной неопределенности?

- В старину сроки проведения праздников определяла община в соответствии с крестьянским календарем. В настоящее же время дату проведения устанавливает республиканский оргкомитет по согласованию с администрацией района, где будет проводиться мероприятие.

- Можете ли вы назвать специалистов в области народного творчества и фольклора, которые оказывают постоянную консультативную помощь при организации и проведении праздников?
Сибагатуллин Айрат Миннемуллович, министр культуры РТ
- В первые годы проведения национальных праздников организовывались консультации с ведущими специалистами-фольклористами Чувашской Республики, Удмуртской Республики, Республики Марий Эл и Республики Мордовия. Локальные праздники «Балтай», «Учук», а также «Семык» и «Гырон быдтон» проводились в тесном сотрудничестве с региональными национально-культурными объединениями. Постоянную консультативную помощь при организации и проведении праздников оказывают директор Центра русского фольклора Казани А.К.Смирнов, председатель Регионального представительства Российского фольклорного союза в Республике Татарстан Н.Б.Кондратьева, и.о. директора Республиканского центра развития традиционной культуры Ф.Х.Завгарова, кандидат исторических наук, этнограф Р.А.Бушков.

- Приезжают ли в Татарстан за опытом по проведению народных праздников?

- Такая практика - постоянная. В республику на праздники приезжают делегации из титульных республик. В июле 2010 года в Республике Татарстан прошел Всероссийский семинар-совещание директоров региональных Домов (Центров) народного творчества на тему «О задачах по информационно-методическому обеспечению процессов сохранения нематериального культурного наследия», в рамках которого участники семинара посетили праздник кряшенской культуры «Питрау».

Наталья ВЯТКИНА
Фото автора


ТОЛЬКО ФАКТЫ
Численность зрителей национальных праздников РТ
2007 - 54000
2008 – 59400
2009 – 76300
2010 – 73400
2011 – 85500

Количество творческих коллектив РФ, принимающих участие в национальных праздниках Татарстана
2007 - 15
2008 – 24
2009 – 34
2010 – 42
2011 – 74

2956 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru