Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №3 (016) 2011 г.
→
Тукай в Казахстане
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №3 (016) 2011 г. / Тукай в Казахстане
Тукаю - 125
Жители Уральска бережно хранят историю, связанную с великим татарским поэтом
«Основоположник современного татарского литературного языка прожил в городе Уральске с 9 лет до 21 года. Здесь он написал произведения, вошедшие в золотой фонд татарской литературы». Эти строки - с банера, установленного на улице Тукая в казахском городе Уральске. Если идти по улице вниз, мимо старинных двухэтажных построек, то можно сразу же попасть в музей Габдуллы Тукая. Если перейти дорогу и пойти вверх, то встретит сам Тукай, одетый в бронзу. Если заговорить с первым встречным, а это была учительница татарского языка Нажия Тухватуллина, то услышишь громкое, раскатистое: «Мысли все и днем, и ночью о тебе, родной народ!» Одним словом, Тукая в Казахстане не только знают, но любят и почитают.
Уральск
- Не было бы того Габдуллы Тукая, творчеством которого мы все восхищаемся, если бы он не окунулся в атмосферу того Уральска, - говоря об этом, директор музея Тукая Марат Багаутдинов ведет в зал, где представлены экспонаты Уральска конца XIX - начала XX века. Это старинная мебель, огромных размеров патефон, изысканная посуда. Есть наряд уральской татарки и даже праздничное блюдо для чак-чака, которому 150 лет.
Предметы обихода жителей Уральска. Конец XIX-начало ХХ вв.
В музее воссоздана атмосфера Уральска, в которой жил и творил Тукай
В конце XIX - начале XX века Уральск считался центром образования для мусульман. В трех медресе - «Мутыйгия», «Ракибия» и «Гайния» - преподавали эрудированные, грамотные педагоги. Учиться у них приезжали из близлежащих городов - Самары, Саратова, Оренбурга, Астрахани и даже из отдаленной Казани.
Медресе
- Известно, что Габдулла рано стал сиротой, - продолжает Марат Рафаильевич. - Под Казанью он жил у родственников в небогатых, деревенских семьях. Это мы постарались показать в первой экспозиции, представленной в музее. Здесь скромная обстановка: одеяла, половики, сундук, другая домашняя утварь того времени.
А вот в Уральске, куда 9-летнего мальчика 18 суток везли с караван-сараем, жила богатая родня. Габдулла был поражен роскошью и красотой дома, в котором оказался. Адаптироваться помогла сводная сестра, которую привезли намного раньше.
- Купец Галиасгар Усманов был женат на родной тетке Тукая и всегда думал о том, кто продолжит его дело, - рассказывает Марат Багаутдинов. - Поэтому Тукая брали как помощника, который пойдет по купеческой стезе, но он пошел по другой…
Дом купца Усманова
Жадный до знаний Габдулла одновременно начал посещать и русскую школу для детей-мусульман. Здесь он открыл для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур. Как-то преподаватель Ахметша дал Тукаю прочесть стихи Пушкина, и с тех пор русский классик стал для него основным учителем.
- До этого Тукай, как и другие, писал сразу на нескольких языках, - утверждает экскурсовод. - Так татарское слово рифмовалось с фарси, турецкое - с арабским, и хотя стихи были красивыми, из-за незнания языков простые люди не могли их понять. Но когда Тукай начал читать Пушкина, которого ругали за мужицкий язык, он тоже стал писать более доступно - на татарском, прибавляя арабские слова. И тогда его стихи приобрели популярность среди широких слоев населения. По этой причине его и называют основоположником современной татарской литературы. Как Пушкин в свое время создал русскую литературу, так и Тукай - татарский литературный язык. И мы гордимся, что этому способствовало обучение в нашем Уральске…
Здание русской школы для детей мусульман в Уральске
В 1900 году Тукай уходит жить в медресе: не хочет быть обузой тетке, которая остается без мужа - Галиасгара Усманова.
Мутыгулла
- Это кабинет хозяина дома - муллы, преподавателя медресе «Мутыйгия» Мутыгуллы Тухватуллина - человека, который сделал из Тукая именно Тукая, - отмечает Марат Рафаильевич, когда мы оказываемся на втором этаже музея. - Мутыгулла впервые посадил учеников медресе за парты, чтобы обучать не только Корану, но и точным наукам, преподавал логику, стихосложение - словом, давал самый широкий круг знаний. Все вышедшие из стен его медресе были очень грамотными и образованными. Именно по этой причине мы открыли музей не в особняке купца Усманова, а в доме учителя Мутыгуллы. Сюда Тукай приходил на протяжении 12 лет, пока жил в Уральске. Брал газеты, книги, потом сюда же приносил свои стихи, статьи.
- Смотрите, на этом стуле ручной работы Тукай часто сидел, - уточняет Багаутдинов, показывая обшитый кожей стул.
У Мутыгуллы-хазрата и Тукая прослеживается схожесть судеб: родились под Казанью - один в Кайбицах, другой - в Кышлауче. А встретились именно в Уральске.
Мутыгулла учился в медресе под Казанью. Там он встретился и подружился с отцом Тукая. Существует легенда, что они друг другу поклялись, что если один из них умрет, то другой возьмет опеку над его детьми. В итоге так и получилось, ведь когда Габдуллу привезли в Уральск, Мутыгулла много времени проводил именно с ним.
Мутыгулла-хазрат
Типография
Тукаю было девятнадцать, когда до Уральска докатились волны революции 1905 года. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Революционные взгляды быстро захватили Габдуллу и его друга по медресе Камиля - сына Мутыгуллы-хазрата. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», Камиль купил типографию и приобрел право на издание газеты «Уралец». Так в жизни Тукая начался новый этап: он поступил в типографию наборщиком.
Большевики Уральска пользовались типографией «Уральца» для распространения революционных листовок. Надо думать, под их влиянием Тукай начал писать свои страстные публицистические статьи.
В этом здании размещалась типография, где Тукай начал работать наборщиком
Также в этой типографии они издавали третью в мире газету на татарском языке «Фикер» («Мысль»), в которой были и колонки на казахском языке. Газета выходила тиражом 5 тысяч экземпляров и распространялась по всей Российской империи, где жили тюркоязычные народы. Это Санкт-Петербург, Казань, Москва, Пенза.
Вскоре вышел в свет и первый номер журнала на татарском языке «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век»), фактическим редактором которого стал Тукай. Он же полностью редактировал и новый татарский сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»). Журналистика становится для него родной стихией. Тукай днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. К примеру, стихотворение «Что рассказывают шакирды…» становится декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу наперекор фанатизму и реакции. Стих за стихом, статья за статьей - имя Тукая обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.
Типография в доме Мутыгуллы-хазрата
- И, как я вижу, станок наборщика, за которым он работал, - продолжаю разговор, разглядывая другой экспонат.
- Увы! - разводит руками директор. - Станок уцелел, но его увезли в дом-музей Тукая в Татарстан, деревню Кырлай, а нам уже досталась его точная копия - подарок Национального музея Татарстана.
- А где печатные станки? Тоже в Татарстане?
- В перестройку, в конце 1980-х, один из жильцов этого дома обратился к директору областного исторического музея с просьбой освободить его подвал от ржавого железа, а это были как раз те станки, на которых печатали произведения Тукая, - сообщает Багаутдинов. - Директор пошла в обком, просила машину, деньги, но время было непростое… Когда же она через месяц пришла в этот дом, станков уже не было - их сдали в металлолом.
У меня есть мечта сделать макет хотя бы одного печатного станка, - улыбается музейный работник. - Таким образом мы сможем создать обстановку того времени.
«Казань»
1907 год - конец Первой русской революции, власти начинают закручивать гайки - закрывать газеты и журналы. У Камиля перекупают «Уральский дневник», а дом Мутыгуллы-хазрата, где находилась типография, поджигают.
Уральская гостиница "Казань"
В это время Габдулла живет в гостинице «Казань», плодотворно работает, переводит произведения с русского на татарский, пишет знаменитую сказку «Шурале», стихотворение «Пар ат».
- В 21 год, а тогда это был призывной возраст, Тукаю надо было пройти медкомиссию, - информирует экскурсовод. - Но не там, где он жил, а там, где родился. Поэтому в октябре 1907 года Габдулла вынужден выехать в Казань с нашего Уральского вокзала, - говоря об этом, Марат Багаутдинов показывает уменьшенную копию вокзала - экспонат, который сделал вместе с сыном.
Разговор поддерживает учительница татарского языка Нажия Тухватуллина:
- Перед отъездом, в гостинице «Казань», Тукай написал такие строки о нашем Уральске: «О, прощай, родимый город, город детства моего! Милый дом во тьме растаял, словно не было его…»
12 лет жизни на Урал-реке преобразили Габдуллу. Он возвращался на родину зрелым журналистом, признанным поэтом, неистовым публицистом, сатириком, общественным деятелем, великолепно владеющим, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким языками.
Музей
С 1920 года, когда Советская власть прочно укоренилась в Уральске, представители татарской диаспоры не раз просили передать дом Мутыгуллы Тухватуллина под музей, но только в независимом Казахстане получили на это разрешение.
Музей Тукая в доме учителя Мутыгуллы Тухватуллина
Когда же дом опустел, потребовались немалые финансовые вложения, и тут уже пришли на помощь инвесторы как из Татарстана, так и из Казахстана. В феврале 2006 года музей Тукая был торжественно открыт.
- Интересная деталь, - акцентирует директор, - накануне открытия музея стало понятно, что официальные делегации от Казахстана и Татарстана вряд ли сюда быстро доберутся. Музей расположился в старом Уральске, в частном секторе, и хорошие дороги здесь большая редкость. Тогда городской акимат принимает решение об асфальтировании близлежащих к музею дорог. После этого в округе все стали повторять: «Надо же! Татары нам дорогу сделали!»
Мечеть
История открытия музея тесно связана с восстановлением мечети, которую в Уральске называют татарской: в ней служил Мутыгулла-хазрат и ее на протяжении всех 12 «уральских» лет посещал Тукай.
- Центральная мечеть в городе была Белой, а эту называли Красной из-за красного кирпича, - рассказывает экскурсовод. - Мечеть была в плачевном состоянии, ее очень хотел отреставрировать председатель Татарского культурного центра, директор фирмы «Родник» Ришат Хайруллин. Он матери своей обещал, что восстановит эту мечеть, но ему не давали разрешения! Говорили: «Разбирай и строй что-нибудь новое, ну хотя бы пекарню!» Вот он и взял землю под пекарню, а сам начал восстанавливать мечеть. Как только укрепил фундамент, ему стали помогать чуть ли не все уральцы, которым дорога эта святыня! И казахи, и чеченцы, и узбеки.
Красная мечеть - в двух шагах от музея, и ее часто демонстрируют экскурсантам как святыню, в которой Тукай взрастал духовно.
- Здесь, в Татарской слободе Уральска, кроме мечети расположен и дом Усмановых, куда привезли Габдуллу, и русская школа, которую он посещал, а в 2003 году здесь был открыт и бюст Тукая, привезенный из Казани, - говорит Марат Багаутдинов. - По этой причине Татарский культурный центр направил предложение в наш парламент - сделать заповедником Татарскую слободу Уральска. Мы считаем, что это уникальное место для Казахстана, где произошло смешение культур, вероисповеданий.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Самиголла Уразов, аким города Уральска:
- В нашем городе есть улица, сквер, музей Габдуллы Тукая. По традиции 26 апреля - в день рождения поэта - в сквере имени Габдуллы Тукая у его памятника мы проводим День поэзии. В этом году в честь 125-летия Тукая этот праздник прошел на уровне области, участвовало 106 учащихся. Стихи читали на татарском языке и в переводах - на русском и казахском языках.
В мае этого года в Уральске на базе Западно-Казахстанского государственного университета прошла международная научно-практическая он-лайн конференция «Алма-Ата - Уральск - Казань», посвященная 125-летию Габдуллы Тукая.
Надо сказать, что в этом большая заслуга Татарского культурного центра города Уральска, который возглавляет Ришат Хайруллин - депутат областного Маслихата, под его руководством проводится большая работа, мы только оказываем помощь. Сейчас в Татарском культурном центре активно работает Центр Тукая, воскресная школа, детская танцевальная группа, фольклорный ансамбль и даже татарская рок-группа.
Татары появились здесь во второй половине XIX века и стали связующим звеном между русскими и казахами, среди них было много мулл, которые несли в нашу среду Ислам, а также торговцев, ремесленников. Свое общество татары хотели создать еще в 30-е годы прошлого века, но возможность появилась только в начале 90-х, когда произошел всплеск национального самосознания. Но все равно зарегистрировались первыми.
Кроме татар, в Уральске в такие же национальные центры объединены русские, украинцы, евреи, узбеки и многие другие. В мире и согласии в нашем городе проживает более 90 национальностей. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провозгласил политический курс на согласие, взаимопонимание, терпимость между нациями и возглавил созданную им Ассамблею народов Казахстана.
В связи с этим нельзя не отметить, что главный проспект Уральска символично называется Дуслык (Дружба).
Асланбек Губашев, директор Западно-Казахстанского филиала АО «РТРК «Казахстан»:
- Жители Уральска бережно относятся к своей истории: в камне увековечены все великие поэты, связанные с нашим городом. В живописном месте расположен памятник классику русской литературы Александру Сергеевичу Пушкину, он посетил Уральск после Оренбурга, встречался со сказителями казахского эпоса, уральскими казаками. В центре города напротив акимата (в Казахстане – орган государственной власти, администрация города - авт.) возвышается великий Абай - казахский поэт-просветитель. Бюст великого татарского поэта Габдуллы Тукая расположился в сквере Тукая. Удивительно, что все эти памятники находятся на одной улице нашего города.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Альфия Лежнина, заместитель председателя Татарского культурного центра города Уральска:- В постсоветское время Тукая начали у нас забывать, и, чтобы возродить память о нем, в 1995 году профессор Западно-Казахстанского государственного университета, известный литератор, тукаевед Абузяров основал в Уральске Центр Тукая. Под его эгидой было проведено шесть международных конференций, сняты фильмы об уральском периоде Тукая, изданы книги, опубликованы статьи. Центр отметил 100-летие пребывания Тукая в Уральске. Были поставлены различные спектакли - приезд Тукая в наш город, выход первого номера газеты «Фикер» и другие, в которых показана связь Тукая с Уральском.
Нажия Тухватуллина, заслуженный учитель Республики Казахстан, председатель Совета старейшин Татарского культурного центра города Уральска:
- Мой дядя Ахмет Урманче, который владел в Казани небольшой типографией и книжным магазином, издавал с Габдуллой Тукаем сатирический журнал «Йолкын» («Зарница»). Они познакомились в 1907 году в Казани и до самой смерти Тукая были вместе, дядя помогал ему книгами, вещами. Когда я узнала об этом, моя любовь к Тукаю стала еще больше, еще сильней: я наизусть читаю стихи татарского классика при каждом удобном случае, таким образом пропагандирую его творчество.
Наталья ВЯТКИНА
Сагит ДЖАКСЫБАЕВ
Фото Наталья ВЯТКИНА
Казань - Уральск - Казань
Сагит ДЖАКСЫБАЕВ
Фото Наталья ВЯТКИНА
Казань - Уральск - Казань