Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (015) 2011 г. Они сражались за малую родину

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (015) 2011 г. / Они сражались за малую родину

66 лет Великой Победы

Человек остается человеком, пока помнит свои корни

«Ну как мы, современное поколение, дети, а скорее даже внуки тех, кто воевал, можем понять, через что они прошли?» - задается вопросом директор Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан Юрий Жуков. Музыкально-хореографическая постановка «Была война», которую госансамбль показывал 6 мая в татарском театре имени Галиаскара Камала на встрече Президента республики с ветеранами в честь 66-й годовщины Великой Победы, призвана была ответить на этот, в общем-то, риторический, вопрос.

Цена победы

Есть то, что забывать нельзя, сколько бы поколений ни прошло. Та победа досталась огромной ценой: с войны не вернулось более 27 миллионов наших соотечественников - представителей всех народов нашей страны.
«Если посмотреть на небо в самую темную августовскую ночь, то человеческий глаз сможет увидеть только шесть тысяч звезд. А если бы зажглось 27 миллионов звезд, то, наверное, наступил бы день!» Именно такой метафорой начинается музыкально-хореографическая постановка «Была война».
Музыкально-хореографическая постановка Госансамбля песни и танца РТ к Дню Победы
За тот час, что идет композиция, на сцене любят, ждут с фронта, воюют, трудятся в тылу, гибнут в застенках и, наконец, возвращаются с победой люди разных народов.

Нашествие

- Когда мы вместе с постановщиком, известным режиссером из Москвы Сергеем Цветковым думали над этой программой, - рассказывает Юрий Леонидович, - мы понимали, что до конца представить, что такое война, просто невозможно! Нереально передать то потрясение, которое тогда перенес наш «земной шарик»… Но одно мы знали точно: у войны нет национальности. Ради победы, ради спасения Родины сражались абсолютно все, не щадя своей жизни! Поэтому во многих номерах у нас включены народные песни и танцы.
Работая над постановкой, участники ансамбля просмотрели множество кадров военной кинохроники, чтобы проникнуться тем духом, чтобы понять и вжиться в те дни. И именно эта кинохроника стала сопровождать всю постановку, высвечиваясь на заднем плане.
Постановка Была война
Понять, что такое война, было непросто и тем, кто в июне 41-го еще не догадывался, что ждет их впереди. Им трудно было представить что-то, кроме летнего мирного неба. С такой картинки и начинается действие: молодые люди, вчерашние школьники, танцуют в парке под завораживающие звуки «Рио Риты». Главные герои, их роли исполняют заслуженная артистка Республики Татарстан Лилия Сорокина и солист госансамбля Тарас Водяницкий, трогательно влюблены и полны надежд. Банальная, в общем, история. Но вдруг июньский вечер взрывается грохотом немецких бомбардировщиков… Началась война! Атмосферу тревоги, по-настоящему большой беды, ворвавшейся в жизнь молодых людей, передает танец «Нашествие»: девушки в черных платьях, с черными платками стремительно носятся по сцене, подобно встревоженным птицам. Жизнь этого поколения уже никогда не будет прежней.

Письма войны

- Когда мы обратились к теме войны, - рассказывает директор госансамбля, - мы сделали это не из какой-то необходимости или заказа свыше. Где-то в наших генах живет чувство благодарности дедам и отцам! И москвичи, с которыми мы эту композицию «рождали», говорили, что чувствовали то же самое. И для хореографа-постановщика Ольги Зотовой, и для самого Сергея Цветкова тема войны особая. Ведь, например, многие знают, что Цветков был одним из режиссеров московского «Евровидения», и только единицы, что он еще и военные парады в Санкт-Петербурге ставил. В общем, нам всем этой программой хотелось заниматься. Осознание того, что такое война, пришло к нам через такое понятие, как Родина. Ведь те, кто уходил на фронт, шли защищать не какую-то абстрактную идею, но очень конкретную деревню, родной дом, своих пожилых родителей, любимую девушку, которая осталась ждать писем с фронта…
Была война. Постановка Госансамбля к Дню Победы
- Нам очень хотелось включить в программу, - продолжает Жуков, - песни войны на татарском языке. Те песни, очень красивые и лиричные, которые звучали и на фронте, и в тылу. Так появился блок «Письма».
Девушки в черном замерли в ожидании: почтальон открывает сумку… Чего им ждать от этих маленьких треугольников? Кто-то обрадуется: «Жив!»; кто-то останется мучиться безвестностью: «Сегодня ничего…»; а кто-то узнает самое страшное - твоего близкого человека больше нет…
Пока на сцене звучат татарские песни времен войны, на экран проецируется песочная анимация: письмо-треугольник превращается в птицу и летит в родную деревню…
- Песочную анимацию мы использовали в течение всего концерта, - поясняет Юрий Леонидович, - в этом нам очень помогла Елена Ермолина из Союза художников Татарстана, очень талантливый человек!

Узники

«Были такие письма, которым не суждено дойти до адресата, их шептали потрескавшимися губами узники в фашистских казематах на разных языках» - под такие слова диктора на сцене появляются мужчины в полосатых робах…
Так начинается, пожалуй, самый пиковый момент концерта - танцевальный номер «Узники», музыку к которому написал композитор Радик Салимов.
В камере Моабитской тюрьмы или в бараке концлагеря под сухие щелчки выстрелов, цоканье солдатских сапог, окрики охранников - люди или зомби, потерявшие и прошлое, и будущее, потерявшие даже свое имя, вместо которого им дали безликий номер…
Была война
Для Юрия Жукова эта история очень личная:
- Семью моего отца война застала под Калугой в 41-м, - вспоминает он, - фашисты в октябре вошли в нашу деревню, а в январе их выбивать начали. Отступая, они зашли к старосте: «Есть кто-то из мужчин в деревне?», а тот на наш дом указал. Отец с дедом в погребе прятались, но их немцы все равно нашли, с собой угнали. Отцу тогда 17 всего-то было. Потом они тифом заболели, дед погиб в Белоруссии на этапе, отец был в Италии, Франции. Его американцы освобождали, предлагали остаться, но он вернулся и сразу в сталинские лагеря попал. Сталин в 53-м умер, а в 56-м отец домой вернулся. Повезло…
Танцевальная композиция к дню Победы
Пока узники понуро стоят на сцене, звучат стихи Мусы Джалиля - одного из многих, кто оказался в фашистских застенках, но не сломался.
Один из узников вспоминает свой дом, свое прошлое. На сцене появляется девушка из его деревни… Нет, несмотря ни на что, он не потерял себя, ему есть ради кого жить… Вдруг серые одинаковые фигуры узников начинают двигаться, ударяясь в воображаемые стены. Они не сломлены, они не забыли, кто они есть! Один из них начинает танцевать свой родной татарский танец, все подхватывают. Потом выходит вперед русский, затем грузин, зажигает всех лезгинкой, чеченец, молдаванин… Это танец свободы, танец торжества человеческого духа! Танцоры скидывают с себя тюремные робы как символ того, что тюрьма не имеет над ними власти.
Человек остается человеком, пока помнит свои корни, и такого человека не сломить…

Домой с победой

Война затронула всех, старых и молодых, мужчин и женщин, тех, кто сражался на фронте и кто выстоял в тылу. В постановке есть зарисовки и дорог войны, и блокадного Ленинграда, но какой бы длинной ни была война, ее конец неизбежен!
Домой с победой!
 - При всей пронзительности темы, - поясняет Юрий Жуков, - мы не хотели фатализма в нашей постановке. Ведь это праздник Победы. И вот мы вспомнили один старый номер - «Домой с Победой!». Его в 1976 году поставил Борис Федорович Липаев, главный балетмейстер Московского государственного академического театра юного зрителя имени Натальи Сац. Это история трех молодых ребят - «дембелей»: татарина, русского и украинца, которые возвращаются в вагоне-теплушке с войны домой! Они выжили, они радуются и дурачатся, целуют родную землю! У нас номер уже ставили к 50-летию Победы, но он настолько позитивен, что наш художественный руководитель Айрат Хаметов, который, кстати, сам этот номер танцевал в прошлом, его возродил.
И еще один интересный факт. Тогда, в 70-х, этот номер занял первое место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, а третье место досталось… Алле Борисовне Пугачевой!

Со слезами на глазах

Незаметно, можно сказать, стремительно постановка подошла к концу. Неужели час пролетел, недоумеваю я.
И вот на сцене уже звучат песни Победы. Выходят дети, театр танца «Дорога из города» под управлением Айрата и Лилии Багаутдиновых, и маленькая девочка Зарина Бикмуллина поет «Катюшу», зал подпевает. И потом, когда солисты ансамбля Родион Ефремов, Рустем Асаев и Радик Гатин исполняют попурри на песни Победы, ветераны подхватывают: «Ехал я из Берлина», и про «Васю-Василька» и «Лизавету», и «про пехоту» и «артиллерию»…
А когда звучит великий тухмановский марш, все видят, сколько бы лет ни прошло, этот праздник всегда будет со слезами на глазах…
Танцы Победы
Глядя на слезы ветеранов, я понимаю, что тогда, в годы Великой Отечественной, у них, сыновей и дочерей многих народов нашей страны, была одна Родина на всех. Какой бы они ни были национальности, они защищали одну землю. И в одну землю хоронили всех тех, кто отдал жизни за эту победу, и фамилии разных национальностей стоят рядом на обелисках и братских могилах…
А смахивая свои слезы, я сознаю, что благодаря этой постановке о той войне я стал понимать немного больше. И случилось это не за счет спецэффектов или натурализма съемок, которые так любят некоторые современные режиссеры, желающие достоверно передать войну. А просто за счет того, что люди, которые ставили концерт, делали это сердцем…

Роман УСАЧЕВ
Фото из архива Госансамбля песни и танца РТ

1942 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru