Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №2 (015) 2011 г.
→
Русский фольклор храним и преумножаем
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №2 (015) 2011 г. / Русский фольклор храним и преумножаем
Что было – что будет
«Вот моя этнодеревня!» - так будут говорить жители Русского Никольского Лаишевского района Татарстана
«Цель проекта «Этнодеревня Каравон» – показать, что Татарстан – это территория добрососедских отношений, - отметил 23 мая на презентации в сельском Доме культуры Русского Никольского Вадим Козлов - координатор рабочей группы, преподаватель кафедры этнографии и археологии Казанского федерального университета. Подробнее о том, как задуманное воплотится в жизнь, насколько широко в «Этнодеревне» будут представлены уклад и обычаи разных народов, традиционно проживающих на территории Лаишевского района, Вадим Евгеньевич рассказал читателям журнала «Наш дом - Татарстан».
- Что собой представляет проект «Этнодеревня Каравон»?
- Концепция проекта «Культурно-рекреационный комплекс «Этнодеревня Каравон» (КРК «Этнодеревня») – это система взглядов на развитие в регионе популярного в мире этнотуризма. Реализация концепции позволит создать единый комплекс в виде многонациональной деревни, в которой посетители смогут познакомиться с материальной и духовной культурой основных этнических групп республики и Поволжского региона: русских, татар, чувашей, мордвы, мари, удмуртов. Немаловажно, что для посетителей будет создана атмосфера вовлеченности в культурный диалог без декоративности и официоза.
- В чем особенность, уникальность комплекса?
- В сочетании музейной реалистичности представленных образцов культуры, созданных с участием научных кадров Казанского федерального университета, и их полной доступности. Также в комплексе планируется представить широкий набор дополнительных услуг, характерных для туристических центров культурной направленности: этноанимация - организация досуга туристов в соответствии с праздничным календарем и типичными видами хозяйственной деятельности поволжских народов. Проведение тематических мастер-классов для интересующихся традиционной культурой, например, по плетению домашней утвари и лаптей, резьбе по дереву, кузнечному делу, обработке кожи, валяльному делу. Помимо культурного компонента, основным видом услуг для приезжающих будет, конечно, собственно рекреация - то есть полноценный и комфортабельный отдых в живописном месте республики. Для индивидуального и семейного отдыха архитекторы уже разработали настоящий туристический комплекс с гостиницами и кемпингами, пешеходными и велосипедными дорожками, разветвленной инфраструктурой, включающей магазины, фитнес-центр, аптечный и медицинский пункт и многое другое, необходимое для организации отдыха европейского уровня, но ориентированного на финансовые возможности жителей республики и отечественных туристов.
- Что сейчас находится на месте «Этнодеревни»?
- Чистое поле более 20 гектаров рядом с Русским Никольским. Но в творческой мастерской Ильдара Галиевича Нургалеева совместно с компанией «Luck Ray Agency» подготовлен эскизный проект, в котором компактно размещены русские и татарские усадьбы, типичные хозяйственные постройки - амбары, овины, элементы традиционной материальной культуры народов края - сельскохозяйственные орудия, телеги и сани, колодцы и мельницы. Выделено и, соответственно, оформлено место для проведения праздничных гуляний - так называемая «красная горка».
- По какой причине «Этнодеревню» решили «прописать» в селе Русское Никольское Лаишевского района республики?
- Этому способствовал ряд факторов - во-первых, этническая история самого края, которую определяло взаимодействие трех культурных компонентов, последовательно осваивавших данную территорию: финно-угорского, тюркского и славянского. Во-вторых, немаловажную роль сыграл и географический фактор - удобное расположение села относительно столицы республики и международного аэропорта, позволяющее жителям Казани и гостям республики при желании быстро добраться до «Этнодеревни». И, конечно же, наличие «живой» этнокультурной традиции в селе Русское Никольское, которая не прерывается уже более трехсот лет.
Русская усадьба. Первая половина XX века
- Безусловно! «Каравон» - это значимый памятник культуры, связанный с историей местного русского населения и в полной мере отражающий его региональную самобытность. Однако не все знают, что, кроме «Каравона», который за последние два десятилетия приобрел статус всероссийского фестиваля русской народной культуры, в Лаишевском районе 220 археологических и 40 историко-архитектурных и этнокультурных памятников. Визитной карточкой культурных традиций края можно считать все, что связано с именем нашего великого земляка-поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Это позволяет поставить Лаишевский район в один ряд с Ясной Поляной, Болдино, Тарханами, которые ассоциируются у нас с именами великих соотечественников. Словом, наличие в районе столь значительных культурных явлений общероссийского масштаба подчеркивает особый характер данной территории в общереспубликанском историко-культурном наследии.
- Что вы ожидаете от реализации проекта?
- Что касается политической стороны вопроса, то в ситуации нарастания признаков межэтнической напряженности в России этот проект как нельзя лучше демонстрирует межэтническое согласие, прочно укоренившееся в нашей республике. Это может стать положительным примером для других регионов Российской Федерации, а также еще одним реальным подтверждением складывающегося в мире имиджа Татарстана как территории межэтнической и межкультурной терпимости и взаимоуважения. Особую актуальность проект приобретает в преддверии значимых международных форумов, к которым готовится Казань, - Конгресса соотечественников, Универсиады-2013, Чемпионата мира по футболу-2018.
Что касается экономического аспекта, то понятно, что в сферу услуг района будут привлечены немалые инвестиции.
Ветряная мельница. Конец XIX - начало XX веков
- Конечно! Проект станет серьезным стимулом для дальнейшего улучшения социальной ситуации в районе, ведь он будет способствовать увеличению занятости населения как непосредственно в рамках деятельности комплекса, так и опосредованно – через расширение сферы услуг, связанной с его развитием. К тому же в рамках проекта планируется привлечь в данное сельское поселение новых жителей (предполагается, что они смогут покупать дома, выстроенные под жилую застройку в едином силе с «Этнодеревней»). Таким образом, новая кровь будет подпитывать, как принято в последнее время говорить, «умирающую деревню», чтобы это пугающее словосочетание стало в скором времени банальным анахронизмом.
- Кроме туристов, участников того же Конгресса соотечественников, Универсиады-2013, кто будет посещать «Этнодеревню»?
- Планируется активная работа со школьниками и студентами по проведению тематических экскурсий, лекций, мастер-классов по истории и культуре народов Поволжья, краеведению, уроков терпимости и взаимоуважения. Для работы в комплексе будут привлечены студенты и аспиранты профильных специальностей КФУ, что позволит им получить незаменимый практический опыт в форме экскурсионной, лекторской деятельности, а также современных формах работы с туристами. Например, организации тематических мероприятий этнокультурного характера и этноанимации.
Деревенская улица первой половины ХХ века
- Пока идет их активный поиск. Все участники нашей рабочей группы уверены в том, что этнопроект будет прибыльным, позволит увеличить поток туристов. Мы абсолютно открыты для обсуждения возможных предложений.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Михаил Афанасьев, глава Лаишевского муниципального района РТ:
- Фестиваль русского фольклора «Каравон» с каждым годом посещает все больше туристов. В следующем году мы будем уже в двадцатый раз отмечать праздник! Сейчас разрабатывается проект «Этнодеревня», в рамках которого бренд «Каравон» начнет работать круглогодично. Предполагается, что на одной площадке, а это территория в районе около Русского Никольского, будет представлен традиционный уклад, быт как русской, так и татарской, марийской, мордовской, удмуртской деревни.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Раньше русский «Каравон» отмечали три дня!
В селе Русское Никольское праздник «Каравон» отмечался в течение трех дней: начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома к семейным праздничным столам, а затем на улицу, где устраивались гулянья и хоровод – «Каравон». Это было особое действо: собирались все участники от мала до велика в специально предназначенном месте и по старинной традиции, соединившись мизинцами, шли особым, «каравонным» шагом. Круг как бы пульсировал, то увеличиваясь, то уменьшаясь в диаметре, и одновременно медленно вращался по «солнцу». Каравон не только объединял всех жителей села на основе традиций предков, но имел и прагматическое значение - после сева молодые играли свадьбы, среднее и старшее поколения ходили друг к другу в гости, пели песни, поминали умерших, просили у Николы Вешнего богатого урожая.
В 1955 году на волне «борьбы с религиозным опиумом» народные праздники в русских селах были запрещены, и тем не менее в Русском Никольском жители села при поддержке энтузиастов местного Дома культуры в 80-е годы прошлого столетия возобновили свою народную традицию – «Каравон» на Николин день. И до сих пор здесь практически в подлиннике сохранилась эта традиция и живы ее носители. География праздника расширилась: в село на праздник Николы потянулись жители соседних сел, фольклористы.
С 1993 года праздник приобрел статус республиканского, в нем приняли участие всего 7 фольклорных коллективов из городов и районов Республики Татарстан, а сейчас он ежегодно собирает более 100 этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана и различных регионов Российской Федерации. С 2003 года праздник проводится в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан и включен в Закон «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан».
Традиционно праздник открывается красочным прологом, после которого начинается большая концертная программа, а завершается он на Зеленой поляне большим хороводом всех коллективов – «Каравоном», свободным общением участников, импровизированными пятачками - частушечными, песенными, игровыми.
Наиля БИЛАЛОВА
Фото Наталья ВЯТКИНА
Фото Наталья ВЯТКИНА