Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №12 К 110-летию легализации в Казани еврейской (иудейской) общины

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №12 / К 110-летию легализации в Казани еврейской (иудейской) общины

Языком архивных дел

 

«МЕСТНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТНОШЕНИИ БЫЛО ДО СЕГО ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕННОНЕ УПОРЯДОЧЕНО»

 

К 110-летию легализации в Казани еврейской (иудейской) общины

    
Предисловие

    В марте 2007 года исполнилось сто десять лет с момента легализации в Казани еврейской (иудейской) общины. Событие это достаточно слабо отложилось в документальных источниках и исторической литературе, по причине чего любое вновь введённое в исследовательский оборот свидетельство о нём представляет заметный интерес как для учёных, так и для всех, кто в той или иной мере интересуется историей «еврейского вопроса».
    Следует признать, что о жизнедеятельности казанской еврейской (иудейской) общины во второй половине девятнадцатого века – в «посткантонистский» период истории – известно достаточно мало. И это вполне объяснимо, ведь нахождение далеко за «чертой оседлости», в одном из крупнейших в Российской Империи центров православного миссионерства, в тесном соприкосновении с мусульманским миром никак не предполагало широкого иудейского присутствия.     Ощутимый рост еврейской (иудейской) общины (главным образом, за счёт приезжих «гражданских» иудеев) начался здесь лишь с вступлением на престол Императора Александра II, произведшего либерализацию «еврейского» законодательства. «После Высочайше утверждённого мнения Гос[ударственного] совета, разрешившего евреям – квалифицированным ремесленникам – жить вне черты оседлости, и закона 1867 [года], позволившего отставным солдатам-евреям поселяться в любых городах империи, – пишет историк Е.В.Липаков, – числ[енность] последователей иудаизма в Казани и губернии стала быстро расти».
    В результате, согласно данным из размещённой на страницах «Еврейского интернет-клуба» («Interjewish club») исторической заметки, в 1889 году в Казани (вместе с лицами, временно находящимися в городе) насчитывалось 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчина и 851 женщина). В том же году в Казани числилось 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причём, как утверждается там же, «все они были бывшими кантонистами либо являлись их потомками».
    Казанский историк М.Н.Пинегин в своей книге «Казань в её прошлом и настоящем», впервые увидевшей свет в Санкт-Петербурге в 1890 году, упоминал две иудейские молельни, действовавшие к тому времени в Казани:
    «1. Молельня «ашкинозим» (эмансипированных евреев), на Булаке, в доме Ульянова.
    2. Молельня «хасидим» (строгих талмудистов), на Московской улице, в доме Садовского.
    Духовный раввин (выборный и резак): Гершон Менделевич Кассиль, квартира на Московской улице, в доме Никитина».      
    В 1893 году, согласно сведениям, содержащимся в томе XIII А знаменитого «Энциклопедического словаря» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона – в статье Л.Вейнберга «Казанская губерния», в последней проживало 2807 евреев, «в том числе крещёных 440». Здесь же сообщалось, что евреев по вере (то есть иудеев) в Казанской губернии тогда насчитывалось 2367 человек.
     Подавляющее большинство евреев проживало в Казани. В других населённых пунктах Казанской губернии (в том числе и городах) их численность была тогда ничтожной. Согласно подсчётам современного историка А.Н.Зорина, сделанным по материалам изданной в 1885 году в Казани книги А.П.Орлова «Опись городских поселений Казанской Губернии», в 1884-1885 годах в городе Чебоксары проживало 10 евреев (или 0,2 % от общей численности его населения), в городе Чистополь – 8 евреев (менее 0,1 %), в городе Лаишев – 6 евреев (или 0,1 %), в городе Козьмодемьянск – 5 евреев (или 0,1 %), в городе Тетюши – 1 еврей (менее 0,1 %), в городе Свияжске не проживало ни одного еврея.  
    Однако до второй половины 1890-х годов еврейская (иудейская) община Казани, выражаясь современным языком, не имела «официальной регистрации», что создавало множество затруднений как для самих евреев, так и для местных властей. В марте 1897 года, после неоднократных обращений в различные властные инстанции, еврейская (иудейская) община была легализована, что ознаменовало собой начало нового периода её истории. 8 (по старому стилю) марта 1897 года в помещении Казанской Городской Думы состоялись выборы членов «хозяйственного Правления еврейской молельни» и кандидатов в них. Официальным главой общины – так называемым «казённым общественным раввином», на которого возлагались регистраторские и представительские функции, – был избран агент Александровского сахарного товарищества, инженер-механик Э.Л.Тицнер.       
    Эти события нашли, в частности, своё отражение в ряде публикаций казанских газет «Камско-Волжский Край» (издатель – В.Н.Марченко, редактор – Н.П.Загоскин) и «Казанский Телеграф» (издательница – А.Г.Ильяшенко, редактор – Н.А.Ильяшенко),  которые мы и представляем вниманию читателей «АНКО». Одновременно мы помещаем на страницах журнала один из документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Татарстан – уведомление Казанской Городской Управы Казанским Губернским Правлением об утверждении им 24 июня (по старому стилю) 1897 года первого казённого общественного раввина и первого состава хозяйственного Правления еврейской молельни города Казани.

И.Е.Алексеев

 

Учреждение в Казани еврейской общины.


    Местное еврейское общество в административном отношении было до сего времени совершенно не упорядоченно. За неимением требуемого правительством так называемого казённого общественного раввина ведение метрических книг совсем отсутствовало, равно самое совершение религиозных обрядов при венчании, рождениях и проч?ем? было невозможно. Таким образом, все события, касающиеся движения населения и требующие законной регистрации, оставались, так сказать, нелегализованными. Возникала масса недоразумений и хлопот по удостоверению браков, по получению метрик для поступления детей в учебные заведения, оказывались затруднения по отбыванию воинской повинности, по приписке к обществам, получению паспортов и т.д. и т.д. Сама администрация сознавала неудобства такого порядка вещей, не имея никаких данных по учёту и составу населения. Полицейское управление осаждалось просьбами об удостоверениях и дознаниях, не составляющих предмета административного ведения. Тогда стали подаваться ходатайства в местный окружный суд, например, о признании законности рождения детей, но и суд отклонял от себя эти просьбы, находя неподсудными такие домогательства ведомству суда. Приходилось ездить в ближайшие города, где имеются казённые раввины, например, в Нижний ?Новгород?, Самару, Пермь, и поездки такие приходилось, конечно, откладывать до навигационного времени. В экстренных случаях только состоятельные могли позволить себе такую роскошь, как выписывать раввина. Давно сознаваемая потребность самостоятельного существования побуждала местное еврейское общество неоднократно обращаться с ходатайствами об учреждении в Казани общины, но за несоблюдением некоторых формальностей, а также отчасти же по вине и самого общества, желанное разрешение всё не получалось. Наконец, на этих днях получено из министерства внутренних дел уведомление, что ходатайство уважено. Вскоре, следовательно, предстоит официальное открытие молитвенного дома, должны пройти выборы раввина, разрешение иметь резаков (у евреев убой животных производится по особому ритуалу, предписываемому специальными ветеринарно-санитарными требованиями талмудического законодательства), равно открытие и функционирование всех тех общественных, религиозных и благотворительных учреждений, кои получают право на существование в связи с учреждением самой общины. В кандидаты на должность раввина, как мы слышали, выставляются несколько лиц из местной еврейской интеллигенции с высшим образованием.

Камско-Волжский Край. – 1897. – № 375 (24 марта).




    Как нами недавно сообщалось, г[осподин] министр внутренних дел разрешил учреждение в Казани еврейской общины. Вследствие этого на 8 число текущего месяца назначены были выборы законных представителей общины, каковые состоялись в тот же день в помещении казанской городской думы, в присутствии г[осподина] полицеймейстера. К 8 часам вечера собралось около 150 человек, принадлежащих к местному правоспособному еврейскому населению. По прочтении сообщения г[осподина] казанского губернатора о воспоследовавшем разрешении г[осподина] министра, были оглашены временные правила 20 июня 1877 г[ода], изданные министром внутренних дел для столичных молитвенных еврейских учреждений, согласно коих, в отмену прежнего порядка избрания отдельных должностных лиц, по общественному управлению избирается так называемое хозяйственное правление из 6 человек, коллегиально ведающих хозяйственное дело общины и все её специальные нужды. Указанные временные правила служат теперь нормой при открытии всякой еврейской общины. В состав 6 лиц правления входит ex lege (по должности) общественный раввин. Надо заметить, что так называемый казённый общественный раввин совсем не отвечает тому понятию о раввине, которое существует в обществе. Казённый раввин, как видно уже из самого названия должности, является представителем еврейской общины, существующей в интересах государственной власти. Его обязанности, главным образом, сводятся к ведению метрических книг и официальному удостоверению всех событий по движению населения. В силу этого он по закону входит в состав губернского статистического комитета. Религиозные же требы отправляются у евреев так называемым духовным раввином, который в местах еврейской оседлости и пользуется непосредственным авторитетом раввина, как духовного пастыря общества, в то время как казённый раввин остаётся исключительно чиновником, посредствующей инстанцией между общиной и администрацией.
    По поданным 127 запискам было намечено 16 кандидатов, из коих желали баллотироваться 12. Из этого числа получили большинство: Тицнер, Ратнер, Персон (больше 100 шаров), Цим[м]ир[л]инг, Левин и Кроль, которые, таким образом, считаются членами правления, а из последующих – Б.Е.Шлюпер, М.Д.Шерешевский и М.К.Бурлянд – кандидатами к ним. На должность раввина из этих лиц избран единогласно, открытой баллотировкой, Э.Л.Тицнер.
    По утверждении этих выборов г[осподином] начальником губернии, правление начнёт функционировать и, в первую очередь, будет ходатайствовать о разрешении строить молитвенный дом.
    По окончании выборов было провозглашено здравие Его Императорскому Величеству, встреченное единодушным «ура», а затем присутствующие благодарили г[осподина] полицеймейстера за его содействие к разрешению ходатайства об учреждении общины.
    Кроме того, решено было просить г[осподина] начальника губернии повергнуть к стопам Его Императорского Величества выражения верноподданнической признательности за дарование казанским евреям прав самостоятельной общины, а в ознаменование этой милости на другой день в местной временной моленной было отслужено благодарственное молебствие.

Камско-Волжский Край. – 1897. – № 390 (10 апреля).

 

    Первое собрание казанских евреев. В помещении городской думы 8-го апреля состоялось собрание местных евреев для избрания казённого раввина, членов правления еврейской общины и кандидатов к ним. Открыто было собрание чтением распоряжения г[осподина] министра внутренних дел, в силу которого проживающим в г[ороде] Казани евреям разрешено организовать свою общину и иметь казённого раввина. Затем были прочитаны правила, установленные для еврейских общин, после чего и произведены были выборы членов правления общины. Казённым раввином был избран открытой баллотировкой местный агент Александровского сахарного товарищества Э.Л.Тицнер. В члены правления избранными оказались: А.И.Ратнер, купец Персон, Цим[м]ерлинг, Левин и названный выше Э.Л.Тицнер. Кандидатами к ним избраны: Б.Б.Шлюпер, М.Д.Шерешевский и М.К.Бурлянд. В собрании принимали участие около 150 местных евреев.

Казанский Телеграф (цензорский вариант). – 1897. – № 1282  (10 апреля).

   
М.В.Д.
КАЗАНСКОЕ
ГУБЕРНСКОЕ
ПРАВЛЕНИЕ
Отделение 1.
Стол 1
28 Июня 1897 г.
№ 1449
Г. Казань
В Казанскую Городскую Управу

    Постановлением Губернского Правления, состоявшимся 24 Июня сего года, утверждены на трёхлетие: инженер-механик Эдуард Львов Тицнер раввином города Казани, Потомственный почётный гражданин Арон Ратнер, Казанские купцы: Неох Циммерлинг, Абрам Персон, Хонен Кроль, Юрбур[г]ский мещанин Арон Левин членами хозяйственного Правления еврейской молельни города Казани, Коллежский Секретарь Марк Бурлянд и Московский 1 гильдии купец Берк Шлюпер кандидатами к членам Правления.
    Об этом Первое Отделение Губернского Правления имеет честь уведомить Городскую Управу для сведения.

    За Советника,
    И.д. Врачебного Инспектора,
    Помощник [Подпись]
    Делопроизводитель [Подпись]

1295 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru