Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №11 Первый! Марийский…

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №11 / Первый! Марийский…

ПЕРВЫЙ! МАРИЙСКИЙ...


    25 мая 2007 года в городе Бирске Республики Башкортостан прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Башкортостан и Марий Эл: исторический опыт и перспективы сотрудничества», приуроченная к празднованию девяностолетия Первого Всероссийского съезда мари. Данный форум стал одним из наиболее важных и ценных с научной точки зрения событий, проводившихся в рамках празднования этого знаменательного, как для самих марийцев, так и для всего Волго-Уральского региона, юбилея.
    Заявки на участие в конференции поступили от 87-и учёных из Башкортостана, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии и других регионов России. Официальная часть конференции открылась приветствиями в адрес её участников, направленными Президентами Башкортостана Муртазой Рахимовым и Марий Эл Леонидом Маркеловым.
    К работе форума были привлечены наиболее известные и авторитетные учёные-историки, этнологи, специалисты в области межнациональных отношений, государственные и общественные деятели, представители регионов компактного проживания марийцев на территории России. Главной целью конференции стало исследование значения реализации решений Первого Всероссийского съезда мари.
    Публикуя с 2002 года на своих страницах его Протоколы, наш журнал вносит свой посильный вклад в общее дело популяризации истории съезда, на котором, помимо прочего, неоднократно подчёркивалась важная роль Казани и Казанской губернии в национально-культурном развитии марийского народа. Надеемся, что читатели журнала по достоинству оценят этот важный труд.

    Редакция

 

ПРОТОКОЛЫ
заседаний Всероссийского съезда мари
в городе Бирске Уфимской губернии
(Продолжение. Начало в №№ 2 (7) 2002 г., 1 (8) 2003 г.,  1 (9) 2004 г. и 1 (10) 2006 г.)

    Заседание возобновляется в 5 часо] вечера.

    На очереди доклад В.М. Васильева о народном творчестве мари.
    Нарисовав картину возникновения языка человеческого вообще, как результат многовековой работы людей на пути создания общепонятных символов-слов, докладчик сделал попытку объяснения развития языка в стадии его формирования; сравнивая его с этапами развития детского языка. Затем на конкретных примерах отметил условия дальнейшего развития уже сформировавшегося языка в отношении как морфологическом, так и в синтаксическом.
    Культурные завоевания человечества и как естественный результат экономического благосостояния его в смысле над природой, сбережения энергии и времени и лучшее условие для всякого развития вообще досуг, все эти условия отмечены докладчиком, как одна из наблюдаемых нами последних ступеней для развития языка, развития в смысле увеличения значений для одних и тех же слов (семасиологизация) и в смысле изящества форм в морфологии и красочности в синтаксисе.
    Остановившись на произведениях народного творчества: на сказках, пословицах, загадках, легендах и т.п. более детально, объяснил, какие произведения и для какого возраста имеют значение. В дальнейшем изложении докладчик показал на примерах с одной стороны на превосходство русского языка над языком мари, а с другой на несовершенства его против языка мари, как вследствие недостатка слов, равно и вследствие недостаточности форм, особенно в языке поэзии. Отметив грустный факт незнания интеллигентными мари своего языка, призвал всех к собранию произведений народного творчества. Этот призыв, как естественно необходимая резолюция по докладу и затем предложение докладчика образовать при национальных организациях особый отдел для собирания произведений народного творчества, принят собранием единогласно.

    Далее следует доклад Л.Я. Мендиярова.
    Л.Я. Мендияров в своей речи перед докладом указывает на недостатки существующих русско-черемисских школ и вообще всей системы образования мари. Главнейшим недостатком школы Мендияров признаёт оторванность школы от жизни и неспособность училища воздействовать на массу населения. Существующие школы могли принести в лучшем случае пользу отдельным лицам, но и то очень немногим, но зато эти одиночки, будучи с корнем оторваны от своего родного мира, благодаря отрицательным особенностям системы школьного обучения и воспитания, совершенно забывали свой родной язык и вынуждены были в конце-концов уйти от своего народа. Таким образом и эти одиночки, получив с величайшим трудом диплом той или другой школы, не могли принести ощутительной пользы своему народу: они вынуждены были быть далеко от своего народа. Слова оратора звучали горьким упрёком прошлому, слышались слёзы страдавшего человека: «вы, говорил оратор, одиночки, разве не чувствовали всегда и везде раздвоенность в душе, разлад, вытекающий именно из-за оторванности вашей от родного народа»!
    В то время, как одиночки уходили в лучшие условия жизни, народ, масса населения оставались в невежестве. Школа не могла пробить толщу тьмы; ибо у ней не было на это средств. Бывали печальные случаи, когда некоторые работники по народному образованию измышляли специальные средства для задержания развития инородческого мира. Вспомнить об этих тёмных страшных историях, в эти дни, когда мы можем и обязаны приступить к созданию новых путей к светлой будущей жизни, не стоит, говорит оратор: я призываю Вас к дружной работе – создания новой школы, через которую наше подрастающее поколение, в котором наша вера и надежда, пройдёт к общечеловеческой культуре и будет действительным достойным сыном свободной России.
    Мы должны, братья, на первом Всероссийском Съезде Мари высказать свои нужды в деле образования и установить твёрдые пути к действительному просвещению. Печальная будет картина настоящего положения дела и много будет нужд, но нас не может смутить ничто, и мы смело и твёрдо пойдём вперёд. Мне хочется сказать: Да здравствуют культурные одиночки мари, идущие с любовью в свой народ! Да здравствуют объединение образованных с необразованными и весь народ мари! (речь прерывается громом аплодисментов). Что же мы должны положить в основу будущей системы образования нашего народа? Мы должны изучить свой народ в его прошлом и настоящем, мы должны точно установить те ценности, которые являются достижением нашего народа за многовековую его страдальческую жизнь. Система образования и должна иметь в своей основе именно эти ценности, иначе говоря, будущая новая школа должна быть национальной. Да одна ли школа? Нет! Все мероприятия по образованию народа должны быть национализированы и на нашем знамени яркими буквами должно быть написано: «национальная школа, национальное образование»! (буря аплодисментов).

    Далее был обсуждён сам доклад и были приняты следующие постановления.

    Глава I-я. Дошкольное образование.
1) Необходимо организовать детские сады, площадки и ясли. Особенно важно это именно в настоящее тяжёлое время, когда большая часть мужского населения мобилизована, когда мужчин заменяют на работах женщины.
2) Для завоевания доверия населения к означенным в пункте первом организациям открывать их при обычной простой обстановке мари.
3) В целях подготовки необходимых лиц для занятий с детьми дошкольного возраста ввести в программу Учительских Семинарий учение о детских садах, площадках, яслях и пр[очем].
4) В виду острой необходимости командировать теперь же несколько лиц в существующие детские сады для ознакомления с постановкой дела, снабдив их и необходимыми средствами.
5) В каждом селении, где только это возможно, отвести место под детскую площадку, пригласив для заведывания ею за особую плату местных учителей и учительниц и подготовленных к этому специальных лиц.

    Глава II-я. Школа.
1) Языком преподавания в низших школах и средних национальных учебных заведениях мари должен быть язык материнский.
2) Высшая национальная школа с родным языком преподавания крайняя светлая цель каждого народа, все национальные и культурно-просветительные учреждения имеют конечную задачу создания этой школы, в настоящее время съезд высказывается за необходимость открытия кафедр языков, истории и этнографии мелких народностей в русских государственных высших школах Поволжья – Приуралья.
3) Русский язык в низшей и средней школах мари является одним из важнейших предметов изучения: в высшей школе, например, в проектируемом педагогическом институте мелких народностей в г[ороде] Казани, государственный язык должен (быть) служить и языком преподавания.
ПРИМЕЧАНИЕ 1-е. Учащимся старших отделений существующих школ, уже приступившим к прохождению курса на русском языке, необходимо предоставить возможность окончить школу на прежних началах, но пройти с ними краткий курс родного языка мари, знание которого у них недостаточно.
ПРИМЕЧАНИЕ 2-е. Для облегчения учащимися-мари, оканчивающим национальные начальные школы, вынужденным для продолжения образования поступать в русские школы, в последний год обучения в начальной школе необходимо повторить вкратце курс начальной школы на русском языке. ПРИМЕЧАНИЕ 3-е. В училищах со смешанным составом учащихся должно быть обеспечено преподавание родного языка и для меньшинства учащихся, в частности и для детей мари.
4) Школы для мари немедленно должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями, приспособленными к этим школам.
5) Библиотеки при школах должны заключать, кроме обычных книг на русском языке, всю литературу о народе мари, а также и родную литературу мари. 6) Необходимо в местностях с населением из мари скорее открыть на общих началах преемственности общеобразовательные учебные заведения с преподаванием наук временно на русском языке, впредь до подготовки соответствующего преподавательского персонала, в существующих же русских средних общеобразовательных учебных заведениях, где обучаются дети мари, ввести для них преподавание родного языка, истории, географии и этнографии мари.
7) Жизнь настойчиво требует открытия в самом ближайшем будущем для мари различных специальных учебных заведений: сельскохозяйственных, технических, ремесленных и т.п.
8) Школы ведомства православного исповедания должны быть переданы в ведомство Мин[истерства] Нар[одного] Просвещения.
9) Школы всех типов и ступеней должны быть организованы на началах преемственности, т[о] е[сть] учащиеся из школы низшей ступени могли бы переходить в школу следующей высшей ступени без особых испытаний.
10) Дети мари при поступлении из национальных школ в общегосударственные учебные заведения должны приниматься беспрепятственно и без особых испытаний.
11) По программе общеобразовательных предметов школы должны быть едиными во всём государстве.
ПРИМЕЧАНИЕ. Признавая, что школы должны ставить главною целью воспитание человека общественно-полезного, Съезд признаёт необходимым, чтобы в содержании преподаваемых предметов видную роль играли принципы кооперации и товарищества.
12) Преподавание предметов религии должно быть обеспечено государством как для большинства, так и для меньшинства учащихся; но посещение уроков религии для них не обязательно.
13) Преподавание славянского языка во всех школах среди мари исключается.
14) Необходимо немедленно открыть кафедры языка, истории и истории этнографии мари при государственных высших учебных заведениях, расположенных в районах с населением мари.
15) В целях подготовки кадра учащих для национальных средних учебных заведений необходимо с начала предстоящего учебного года открыть в Казани высший педагогический институт для мелких народностей.
16) Учащими в национальных училищах должны быть инородцы соответствующего племени.
ПРИМЕЧАНИЕ 1-е. За отсутствием достаточного числа подготовленных лиц к занятию учительских должностей могут быть допущены на эти должности лица и иных национальностей, основательно знающие язык детей учащихся, быт, нравы и дух народа и выдержавшие специальный экзамен по этому предмету.
ПРИМЕЧАНИЕ 2-е. Для надлежащего приспособления начального педагогического персонала так называемых инородческих школ к деятельности в будущей национальной школе должны быть устраиваемы курсы периодические.
17) Для подготовки кадра учителей мари необходимо спешно приступить к открытию достаточного количества национальных Учительских семинарий, как мужских, так и женских. Открытые правительством в пунктах с населением мари Учительские школы, педагогические курсы, второклассные и церковно-Учительские школы должны быть преобразованы в черемисские Учительские семинарии, причём, преобразование их провести постепенно, начиная с первого класса, чтобы воспитанникам старших классов, поступившим до настоящего времени, предоставлялась возможность окончить курс на прежних началах.
18) С начала наступающего учебного года должны быть преобразованы: а) Бирская Инородческая Учительская школа и Бирские педагогические женские курсы в Черемисские Учительские  Семинарии, б) Красно-Уфимская второклассная школа, что на Миссионерском поле, Пермской губ[ернии], должна быть преобразована также в Черемисскую Учительскую Семинарию. В связи с названным преобразованием необходимо немедленно возбудить ходатайство пред Министерством Земледелия о закреплении участка 266 десятин за имеющей открыться вышесказанной Черемисской Учительской Семинарией. Пред тем же Министерством ходатайствовать об открытии параллельно с семинарией низшей сельскохозяйственной школы для черемис. Съезд выражает уверенность, что Красно-Уфимское уездное и Пермское Губ[ернское] Земства окажут всё содействие в деле преобразования Красно-Уфимской второклассной школы в Черемисскую Учительскую Семинарию с низшей сельскохозяйственной при ней школой.
19) Кроме Учительских Семинарий для пополнения необходимого кадра учителей должны устраиваться краткосрочные педагогические курсы на средства государства.
20) Немедленно должны быть организованы особые экзаменационные комиссии для производства испытаний на звание учителя и учительницы национальной школы мари.
21) Все преподаватели национальных школ пользуются всеми правами, предоставленными преподавателям соответствующих учебных заведений государства.
22) Ввиду того, что учителя и учительницы могут быть в настоящее время самыми лучшими выразителями чаяний народа и в целях наилучшего проведения в жизнь культурно-просветительных мероприятий, необходимо учащим национальных школ мари теперь же объединиться по уездам, губерниям, областям и во всём государстве, приняв за формы объединения союзы и общества.
23) Все школы государства, следовательно, и национальные школы мари, должны быть в одном ведомстве.
24) Проведение сети национальных школ в жизнь на местах должно быть предоставлено органам местного самоуправления при самом широком участии соответствующих национальных организаций.
25) Национальными школами по целой губернии ведают коллегии из выборных представителей соответствующей им народности, школами же по целому округу ведает коллегия, в состав которой входят представители всех соответствующих школам народностей.
Центральное управление школами мелких народностей в государстве сосредотачивается в особом совете при министерстве народного просвещения из выборных представителей от народностей.
26) Управление низшими национальными школами в уезде сосредоточивается в общих Уездных школьных комиссиях, в которых учащие школ каждой национальности и национальные организации, наравне с органами местного самоуправления, имеют пропорциональное населению и количеству школ выборное представительство, причём, интересы меньшинства всегда ограждаются.
27) Для проведения в жизнь идеи национальной школы, осуществления задач и планов, выработанных органами Управления и комиссиями при них, необходимо учредить выборный институт специалистов школьных инструкторов, деятельность которых должна заключаться главным образом в устройстве Съездов, собраний и в личных беседах с учащими.
28) Существующие школьные сети как по основаниям, по которым он выработан,  так и по намеченным в них школьным пунктам и районам, с одной стороны, не соответствуют условиям новой свободной жизни, с другой, не отвечают и основным требованиям полного осуществления идеи национальной школы. Необходимо органам местного самоуправления совместно с национальными организациями переработать сети школ всех типов на новых, выдвинутых жизнью, началах.
29) В самом непродолжительном времени следует выработать сети национальных учебных заведений общеобразовательных и специальных всех типов.
30) Выработка сетей национальных школ принадлежит национальным организациям совместно с представителями органов местного самоуправления.

    Глава III-я. Внешкольное образование.
1. Признавая, что полное просвещение народа не может быть достигнуто только чрез школу, и, находя необходимым создать возможность продолжать своё образование тем, кто кончил и не успел, не пройдя, получить развития школьного курса, съезд высказывается за немедленную организацию мероприятий внешкольного образования на самых широких началах.
2. В основе всей организации внешкольного образования инородцев лежит родной язык, как живое слово и как язык книги.
3. Необходимо устройство библиотек-читален разного повышенного типа, низших и изб-читален.
4. В библиотеках мари должны быть книги, как на родном, так и на общегосударственном языке.
5. Необходимо создать особые национальные музеи отдельно или при библиотеках.
6. Немедленно приступить к организации на местах систематических народных чтений, лекций и бесед на родном языке. Очень важно в данное время вводить народные беседы, лекции и чтения с целью насаждения в народе начал грамотности, объяснить переживаемые события, значение Учредительного Собрания и т.д.
7. В целях развития национального самосознания необходимо устраивать народные концерты и спектакли на родном языке.
8. Организовать классы и курсы для взрослых, использовав для этого промежуточное время, между полевыми работами, например, так называемое междупарье или другие часы досуга.
9. Народные дома, клубы, спорт, экскурсии и всякие другие образовательные начинания также должны быть использованы в целях осуществления задач внешкольного образования.
10. Обратиться к Земским Управам всех губерний с населением мари об ассигновании средства на культурно-просветительные нужды мари, как то: на издание газеты, журналов и книг; устройство курсов по подготовке экстернов к экзаменам на зрелость, назначении детям мари стипендий в специальные учебные заведения: сельскохозяйственные, фельдшерские и ветеринарные школы.

    Глава IV-я. Литература, театр и искусство.
1. В целях развития родного языка во всякой местности должно быть образовано особое общество ревнителей родной литературы и языка. Делу общества должен содействовать весь народ. Члены общества собирают материалы для изучения родного языка. Конечная цель общества – создание литературного родного языка. Общество всячески поощряет лиц, теми или иными путями содействующих развитию родной литературы и языка. Для этого назначает конкурсы, прения и т.д.
2. Для создания учебников, учебных пособий немедленно организовать в различных пунктах особые переводческо-сотруднические и издательские комиссии. Комиссиям необходимо приготовить к будущему учебному году хотя бы небольшие руководства для учителей по ведению учебного дела в национальных школах.
3. Средства на издательства должны быть отпущены государством и местными самоуправлениями.
4. Необходимо организовать национальные общества любителей театра и искусства. Изучение национальной песни, музыки и вообще национального искусства есть достойная цель общества. Должно быть сохранено и изучено всё, что творил народ. Дальнейшее развитие национального творчества должно основываться на завещанном веками.

В 9 часов вечера заседание объявляется закрытым.

Председатель Съезда И. Коведяев.

Товарищи: П. Глезденев.
В. Иванов.
Л. Мендияров.

Секретари: В. Васильев.
П. Малышев.
С. Шамратов.
Б. Исанбахтин.
С. Гаврилов.

950 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru