Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №11 / Виктор Диц. По пути духовного возрождения.
автономии немцев Татарстана
(Лютеранская кирха города Казани)
(Исправленный и дополненный вариант статьи, опубликованной в № 1 (6) журнала АНКО за 2002 год. – Ред.)
Историю немцев в Казани и Татарстане трудно, а подчас и невозможно отделить от истории лютеранской общины. Поэтому любой исследователь, начав писать о немцах нашего края, неизбежно посвятит большую часть своих работ истории становления и развития, разгрома и возрождения евангелическо-лютеранской церковной общины Святой Екатерины города Казани.
Архивные упоминания о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь (и одновременно в Нижнем Новгороде и других общинах Центральной России) пасторе Иоакиме Скультете относятся ещё к шестнадцатому веку.
Строительство лютеранской кирхи в Казани началось в 1767 году. Этот год был знаменателен для немецкой лютеранской общины города посещением его Императрицей Екатериной II и приездом в казанский гарнизон полкового священника-лютеранина. Лютеранская церковь Святой Екатерины (Sankt-Katharinen-Kirche) была открыта в 1771 году. Первое её двухэтажное каменное здание было построено на месте нынешней лютеранской кирхи на Покровской улице (ныне улица Карла Маркса, дом 26). Эта церковь простояла всего три года: во время штурма Казани Емельяном Пугачевым в июле 1774 года все её деревянные конструкции сгорели вместе с церковным архивом. Однако уже к 1777 году – и снова в камне – церковь была восстановлена на деньги прихожан. Церковь в Казани служила одновременно лютеранам всех войск, военных и гражданских учреждений: военного училища, резервных войск, гарнизонного батальона, военного госпиталя, порохового завода, жандармских и полицейских команд, арестантской роты, тюремного замка, гражданского каземата, 1-й и 2-й Казанских гимназий, Родионовского института, Мариинского женского училища.
С открытием в 1804-1814 годах университета среди прибывших в Казань из Германии профессоров было немало лютеран. Архивные документы свидетельствуют: в 1816 году, «внимая желанию членов университета лютеранского исповедания», и по причине преклонности лет и «крайней дряхлости» прежнего пастора Христиана Гёринга, община избирает своим пастором (по представлению Совета Императорского Казанского Университета Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий, исправляющему должность Министра народного просвещения князю А.Н. Голицыну и с его соответствующего разрешения) публичного ординарного профессора университета И.М. Томаса. В церкви Святой Екатерины был издавна установлен орган. Это мы можем заключить из того факта, что в Национальном архиве Республики Татарстан хранится «прошение органиста при лютеранской церкви» Иоганна Эндерса в шестигласную городскую думу от 16 февраля 1814 года.
Часть селившихся в Казани немцев придерживалась также реформатского вероисповедания – даже знаменитый Карл Фукс приехал в Казань реформатом. Но к началу XIX века лютеране и реформаты (последних было мало) уже объединились в одну евангелическо-лютеранскую церковную общину.
До 1806 года казанская община не была зарегистрирована в структуре Евангелическо-лютеранской церкви России. Годом официального основания казанского евангелическо-лютеранского прихода считается 1806-й. Приход вошёл в состав учреждённой в Саратове в 1819 году по указу Верховного Сената консистории, которая просуществовала четырнадцать лет под руководством Игнатиуса Аулериуса Фесслера и в 1834 году была преобразована в Московскую консисторию.
В 1819 году из 247 немцев Казани лютеранами были 229 человек, в 1845 году – 221 из 385 человек, в 1899 году – 324 из 450 человек. Рост общины вёл к необходимости расширения действующей церкви, так как прихожанам становилось тесно в её стенах. И в 1862-1865 годах на прежнем месте (Покровская улица, участок номер 26) по проекту помощника городского архитектора Льва Казимировича Хрщоновича (который являлся также автором проектов известных в городе зданий Алафузовского театра и Александровского приюта) было возведено новое кирпичное здание церкви в романском стиле с элементами готики (на 250 мест). Проект перестройки церкви – план и фасады – был высочайше утверждён 4 мая 1861 года. Перестроенную церковь освятили 1 декабря 1863 года. К кирпичному зданию церкви с тремя флигелями прилегал двор с садом. В одном из флигелей находилась школа (устроенная в 1782 году и перестроенная в 1842 году), в другом – квартира пастора, в третьем был устроен пасторат (второй этаж над ним был надстроен в 1864 году). На Арском поле общине принадлежало также лютеранское кладбище с деревянной сторожкой.
В 1903 году церковное здание было основательно отремонтировано. Оно являлось средоточием всей самобытной немецкой культуры, как духовной, так и светской. В кирхе пел немецкий хор, ставились пьесы на немецком языке, по воскресным дням по системе Фрёбеля занимались дети. Работала при кирхе и начальная школа (в 1860 году в ней занималось 25 учеников). В 1904-1906 годах численность прихожан евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины в Казани достигало 1075 человек. Это был период наивысшего расцвета и укрепления общины. В дальнейшем число прихожан (и, соответственно, неассимилированных немцев) в Казани уже никогда не было так велико. После долгих спокойных лет благополучной размеренной мирной жизни первые стеснения и неудобства в отправлении религиозных обрядов немцы-лютеране Казани стали испытывать с началом Первой мировой войны, когда в обществе произошёл всплеск шовинистических настроений.
Но гораздо большую опасность для самого существования Лютеранской церкви принесли с собой антирелигиозные идеи победившей Октябрьской революции 1917 года и насильственное внедрение их в реальную жизнь. Полнокровная жизнь лютеранской общины Казани в течение предшествующих столетий обеспечивалась регулярными весомыми пожертвованиями прихожан – всё это были состоятельные люди. Но за годы революции и гражданской войны их число резко убавилось. Собственность большинства из них была экспроприирована по мандатам новых властей, часть людей эмигрировала или просто была уничтожена. Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключила с Казанским городским Советом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем Казани, утверждённый на заседании Секретариата Казгорсовета 6 июля того же года.
По церковной конституции 1924 года (окончательная редакция которой была принята на конференции в Москве 14-16 октября) к Евангелическо-лютеранской церкви России было отнесено сто девяносто приходов, организованных в семнадцати синодальных (пробстских) округов (она насчитывала тогда 905 тысяч прихожан, против 1 миллиона 249 тысяч в 1917 году). Казанский приход, наряду с приходами Екатеринбурга, Владимира, Златоуста, Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Симбирска и Вятки, входил в состав Поволжско-Камского синодального округа (всего девять церковных приходов), а центр пробства располагался в Нижнем Новгороде.
Архивные материалы донесли до наших дней скупую информацию о пасторах лютеранского прихода Казани и пробствах Поволжско-Камского синодального округа.
Известно, что в приходе служили девять пасторов:
- Август Кристоф Виттнебен (August Christoph Wittneben) – пастор в Казани в 1768-1782 годах;
- Иоганн Густав Лютер (Johann Gustav Luther) – пастор в Казани в 1783-1794 годах;
- Филипп Христиан Михаэль Гёринг (Philipp Christian Michael Goering) – пастор в Казани в 1795-1817 годах;
- Иоганн Михаэль Томас (Johann Michael Thomas) – пастор в Казани в 1818-1823 годах;
- Карл Эдуард Кофки (Carl Eduard Koffky) – пастор в Казани в 1837-1847 годах;
- Петер Август Пундани (Peter August Pundani) – пастор в Казани в 1848-1881 годах;
- Рихард Генрих Валькер (Richard Heinrich Walker) – пастор в Казани в 1880-1903 годах;
- Эдуард Карл Гохайзель (Eduard Karl Hoheisel) (родился 4 марта 1864 года в Ревеле, ординирован 21 мая 1900 года, умер 16 марта 1944 года в Бинце) – пастор в Камско-Ижевске с 1903 года, пастор в Казани в 1903-1918 годах (эмигрировал);
- Альфред Бюттнер (Alfred Buetner /Büttner – ?/) – (родился 16 июля 1867 года в Риге, ординирован 21 марта 1893 года – умер после 1941 года, проживая в это время в Москве) – пастор общины Святой Елизаветы в Кронштадте в 1900-1924 годах, пастор в Казани в 1924-1933 годах.
Кстати, первые три пастора – А.К. Виттнебен, И.Г. Лютер и Ф.Х.М. Гёринг – проводили с 1776 по 1806 годы богослужения в Нижнем Новгороде, где в этот период не было своего приходского священника.
В памяти казанских немцев – старожилов города – остался часто приезжавший в Казань для совершения религиозных таинств (причащения и крещения) Эрнст Фридрих Иозеф Гольцмайер (Ernst Friedrich Josef Holzmayer), возглавлявший Поволжско-Камское пробство. Родился он 14 мая 1867 года. С 1894 года являлся пастором во Владимире, с 1894 по 1923 годы – в Нижнем Новгороде, в 1925-1928 годах – в приходе Святого Михаила в Москве. Умер Э.Ф.И. Гольцмайер 16 мая 1928 года в Москве.
Последние два месяца 1929 года стали последними как в функционировании в Казани лютеранской церкви, так и в самом существовании лютеранской общины. 10 ноября 1929 года общее собрание прихожан постановило «сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины». Однако в заявлении приходского Совета лютеранской общины города Казани в НКВД ТАССР от 13 ноября 1929 года говорится следующее: «Фактическое претворение в жизнь означенного постановления оказалось невыполнимым, т[ак] к[ак] нет возможности собрать требующегося по закону числа подписей под договором. Вследствие изложенного церковный совет вынужден общину ликвидировать, и просит Народный Комиссариат Внутренних дел сделать зависящее распоряжение о приёме церковного имущества согласно существующих описей». 14 ноября в НКВД ТАССР поступило заявление пастора лютеранской общины Казани А.А. Бюттнера: «Довожу до сведений НКВД, что вместе с ликвидацией ев[ангелической] лютеранской общины я прекращаю заниматься священнослужением и прошу меня из числа служителей церквей г. Казани исключить». 19 ноября НКВД – «ввиду поданного заявления церковным советом ев[ангелической] лютеранской религиозной общины по ул. Карла Маркса д. 26 об отказе от пользования церковным зданием» – объявил, «что в течение недельного срока от сего числа верующие граждане евангелическо-лютеранского вероисповедания могут подать в НКВД заявление о желании взять в пользование указанное здание для богослужебных целей. По истечении недельного срока здание будет закрыто».
6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принимает по представлению НКВД постановление: «действие договора, заключённого Казгорсоветом с общиной евангелистовской лютеранской церкви, прекратить и церковь закрыть, передав здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение».
Последним аккордом в этой печальной истории служит текст постановления Президиума ЦИК ТАССР от 27 декабря 1929 года: «Передать орган из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума, предложив НКПросу оформить эту передачу по согласованию с НКФ (Госфонд)». В конце концов разобранный на части церковный орган закончил свою жизнь на чердаках местного музучилища.
Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т.д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации. Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены, либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом. Обитатели этих помещений за многие десятки лет уже почти забыли, в чьём владении и пользовании находилось когда-то старинное здание по улице Карла Маркса, дом 26.
Такое положение дел сохранялось до 11 декабря 1996 года. Этот день стал большим немецким праздником на земле Татарстана. Но это произошло далеко не сразу и далеко не просто. К нему вёл долгий шестилетний путь большой политико-дипломатической работы. Этот день мы приближали, как могли.
В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать Евангелическо-лютеранскую церковную общину города Казани, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания её церкви. Первым проповедником возрождённой лютеранской общины стал Георг Оскарович Эльстинг. С отъездом его в 1995 году в Германию проповедником стал Давид Викторович Эпп. Возрождённая община всегда будет помнить духовное подвижничество первых своих проповедников.
Собрание учредителей воссоздаваемой в городе лютеранской церковной структуры мы провели 4 октября 1990 года. Официально наша лютеранская церковная организация была зарегистрирована Исполнительным комитетом Казанского городского Совета народных депутатов 21 ноября 1990 года под названием «Религиозное общество Евангелическо-лютеранской церкви». Первым председателем Совета Евангелическо-лютеранской церковной общины, после её образования, был избран А.Н. Кошель. Затем – с момента её регистрации по 12 января 1995 года – таковым являлся Р.Р. Нольте, с 12 января 1995 года по 3 октября 1995 года – И.А. Петрова (Крамер), с 3 октября 1995 года по 16 сентября 1996 года – Д.В. Эпп, с 16 сентября 1996 года по ноябрь 1998 года – я (В.Г. Диц), с ноября 1998 года по май 2000 года – В.Э. Мячина (Яук), с мая по август 2000 года – О.И. Милюхина (Рапп), с сентября 2000 года по сегодняшний день – В.Я. Музафарова (Ильчер). Функции казначея Лютеранской церкви исполняли: с момента образования до мая 1993 года – В.Я.Шаберт, с мая 1993 года по 12 января 1995 года – Н.А. Унру, с 12 января 1995 года по февраль 1998 года – И.А. Эделева, с февраля 1998 года по июнь 2004 года функции казначея исполняла И.В. Гасс, а с этого момента до настоящего времени – В.И. Жарова (Симон).
За время деятельности Совета лютеранской общины в Казани в него входили: Р.Р. Нольте, Е.О. Вегнер, Г.О. Эльстинг, А.Н. Кошель, В.Я. Шаберт, В.Г. Диц, Н.А. Унру, В.Р. Ганшу, А.В. Кем, Ю.В. Кем, Л.Г. Гросс, В.Э. Вальц, М.В. Шифрина (Виржба), В.Ф. Шультайс, М.К. Буева (Гейзер), Л.Я. Зиннер, И.А. Петрова (Крамер), В.Э. Мячина (Яук), И.А. Эде-лева, Н.Н. Тарасевич (Идт), Н.Л. Ланг, О.И. Милюхина (Кабельская-Рапп), Д.В. Эпп, В.В. Лукс, Н.Н. Цимфер, И.В. Гасс, Л.П. Шмидт, В.Я. Музафарова (Ильчер), В.Л. Унтербергер, Е.М. Келлер, С.М. и Р.Р. Киндт, С.Г. Свалова (Папст). Последние шесть человек в этом списке, а также я и В.Э. Вальц представляют современный состав Совета.
Вскоре после воссоздания лютеранской общины она стала арендовать – совместно с «Казанским обществом немецкой культуры» (преобразованным в 1993 году в «Казанское немецкое общество имени Карла Фукса») – помещения в Клубе МВД РТ, исторической частью здания которого являлись помещения бывшей лютеранской кирхи. В этих арендуемых у МВД Татарстана помещениях и осуществлялась в 1991 – 1996 годах вся этнокультурная и духовная жизнедеятельность немцев Казани.
После наших шестилетних дипломатических усилий по возвращению немецкой лютеранской общине её исторического наследия – здания кирхи – это долгожданное событие, наконец, свершилось. В памятный зимний день 11 декабря 1996 года, наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, профессора и одного из первых ректоров Императорского Казанского Университета Карла Фукса, состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру. Торжества проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России В.Н. Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей руководства города Брауншвейга – партнёра Казани из Нижней Саксонии.
Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 квадратных метра. Но, к сожалению, к 1996 году после долгих лет эксплуатации здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Реставрация кирхи – главная задача нашей лютеранской общины и «Немецкого Дома Республики Татарстан» на несколько ближайших лет. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена и возвращена к активной этнокультурной и духовной жизни. В 2002 году завершены проектные работы по реставрации здания в целом. К 2005 году (к тысячелетию Казани) здание кирхи украсил радующий взоры сограждан фасад, была реконструирована также его крыша. В настоящее время продолжаются внутренние работы. Ждёт нас ещё и замена давно одряхлевших фундаментов.
В октябре 1995 года в лютеранскую общину Казани впервые приехал из северогерманского города Эльмсхорна пастор Теодор Артур Русс (Theodor Artur Russ). Казанская община не видела ординированных лютеранских пасторов с 1933 года. Пастор Русс четырежды посещал наш город для проведения богослужений и работал здесь по несколько месяцев, в том числе со своей женой и верной соратницей Эльфридой (Elfriede Russ). Можно сказать, что они оставили здесь своё сердце.
В октябре 1996 года в преддверии официального возвращения здания кирхи немецкой лютеранской общине Казани здесь с визитом находился Архиепископ (а тогда ещё Епископ, или Бишоф) Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛЦ, или ELKRAS) доктор теологии Георг Кречмар (Georg Kretschmar). Это был единственный в истории визит Архиепископа ЕЛЦ в Казань.
С февраля 1999 года пастор Русс передал эстафету духовного руководства лютеранской общиной Казани пастору Кристиану Херману (Christian Herrmann) из Людвигсхафена. Его супруга Криста (Christa Herrmann) также часто сопровождает мужа в его поездках в Казань и помогает ему во всех его делах. В процессы христианских деяний Кристиана Хермана в далёкой России были вскоре вовлечены и его германские друзья: Вернер Фесс (Werner Feß), Норберт Хуссонг (Norbert Hussong) и Ренате Грюнхольц (Renate Grünholz). С 1997 года в лютеранской кирхе Казани поочерёдно с Д.В. Эппом читала проповеди и избранная в 1998-м году председателем церковного Совета Валентина Эдуардовна Мячина. До мая 2000 года (вплоть до момента своего выезда в Германию) она вела духовную работу в общине совместно с вышеназванными германскими пасторами, проводя богослужения во время их отсутствия в Казани. В настоящее время проповедницей в казанской общине является Вера Яковлевна Музафарова.
Пастор Кристиан Херман в 2000-2001 годах неоднократно посещал общины российских немцев ещё двух татарстанских городов – Набережных Челнов и Нижнекамска. В Набережных Челнах под его руководством нормализовалась духовная жизнь существовавшей здесь уже несколько лет братской общины, а в Нижнекамске российские немцы создали с его помощью новую лютеранскую общину.
В 2002 году в орбиту духовной деятельности пастора Кристиана Хермана, с 30 сентября 2001 года уже пробста Татарстанского пробства Евангелическо-лютеранской церкви европейской части России (ЕЛЦЕР), попали также община российских немцев в городе Бавлы и братская лютеранская община города Октябрьский (Республика Башкортостан). Пробст провёл при посещении этих городов первые богослужения. 30 сентября 2002 года я (В.Г. Диц), уже в качестве председателя Совета Татарстанского пробства ЕЛЦЕР, провёл в Бавлах учредительное собрание, образовавшее в этом городе Евангелическо-лютеранскую общину (председателем Совета Общины избран Пётр Августович Лидер). В марте 2003 года и в апреле 2004 года в Бавлах и в Октябрьском богослужения провёл сподвижник Кристиана Хермана – пастор из Германии Норберт Хуссонг. 12 апреля 2004 года пробст Кристиан Херман в сопровождении референта-переводчика М.К. Буевой (Гейзер) впервые посетил становящуюся лютеранскую общину в Чебоксарах и провёл там богослужение. Посланцы Казани были сердечно встречены в столице Чувашии руководителем местного Центра немецкой культуры Татьяной Александровной Кладт и лидером лютеранской общины Валентиной Ивановной Гамм.
Благодаря пасторам Руссу и Херману лютеранские общины Татарстана установили (и укрепили существовавшие ранее) тесные связи с единоверческими общинами в ФРГ (Эльмсхорн, Людвигсхафен, Брауншвейг, Бухенау-Эльмсхаузен, Остельсхайм). Без помощи Евангелической церкви Германии казанским лютеранам вряд ли удастся самостоятельно осилить огромный объём работ по реставрации здания церкви Святой Екатерины. Но расширение и укрепление связей с братьями и сестрами далёкой Германии даёт надежду на успешное решение этой важной задачи.
20 июня 2000 года казанская община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан под названием: местная религиозная «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани». А 30 сентября 2001 года евангелическо-лютеранскими общинами трёх городов Республики Татарстан – Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска – было образовано Татарстанское пробство Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России. Учредительный Синод пробства избрал Совет Татарстанского пробства ЕЛЦЕР в составе четырёх человек (В.Э. Вальц, В.Г. Диц, Л. Панкратова, Н.Н. Тюрникова), во главе со мной, и пробста Кристиана Херманна. 19 февраля и 2 апреля 2002 года соответственно в Министерстве юстиции Республики Татарстан были официально зарегистрированы Евангелическо-лютеранские общины Набережных Челнов и Нижнекамска, а 28 июня – само Татарстанское пробство.
К лету 2001 года была, наконец, воплощена в жизнь настоятельная идея Кристиана Хермана о создании при Евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины города Казани (а позднее – при Татарстанском пробстве ЕЛЦЕР) Лютеранской диаконической станции. Руководителем диаконической службы в настоящее время является член церковного Совета В.Л. Унтербергер. Первым объектом внимания и заботы этой службы с лёгкой руки пастора Хермана стала прикованная к постели больная женщина Людмила Геннадьевна Васильева, русская по национальности (она была представлена общине впервые на празднике Ostern 15 апреля 2001 года). Самым действенным этапом деятельности службы, которым по праву может гордиться вся наша община, стал трёхмесячный период, когда многие члены общины по очереди осуществляли кругло-суточный контроль в больничной палате за парализованным после перенесённого инсульта Рудольфом Арнольдовичем Бренингом, известным казанским музыкальным педагогом, композитором и пианистом, сыном последнего председателя церковного Совета лютеранской общины Казани Арнольда Ивановича Бренинга (арестованного 6 августа 1937 года и расстрелянного в Казани 21 декабря того же года), являющего собой одну из немногих серебряных ниточек, связующих нас с благословенной историей нашей общины и с её трагическим концом. Двадцать четыре члена общины непрерывно дежурили у постели Р.А. Бренинга с 26 января по 3 марта 2003 года, спасая ему жизнь.
В последнее время был существенно расширен круг международных контактов Татарстанского пробства ЕЛЦЕР. С 9 марта 2003 года официальным партнёром нашей казанской лютеранской общины стала церковная община американского города Оук Харбор в штате Вашингтон. В последние годы мы активно приступили к организации духовной учёбы ряда членов наших лютеранских общин в учебном центре Союза Мартина Лютера в Эрлангене (Германия), в духовной семинарии ЕЛЦ в Новосаратовке под Санкт-Петербургом, на семинарских занятиях в Сарепте и Самаре. Мы надеемся уже через несколько лет увидеть лютеран России и нашего пробства материально и духовно самодостаточными, взаимодействующими с зарубежными партнёрами-единоверцами «на равных». Завершить же обустройство материально-организационной базы лютеран Татарстана – здания лютеранской кирхи Казани – мы планируем к 2012 году. Мы твёрдо верим, что Всевышний имеет план возрождения и возвышения нашей Церкви, и мы реализуем этот план.