Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №11 Немецкий дом на земле Татарстана

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №11 / Немецкий дом на земле Татарстана

Дорогами дружбы


    За многие века своего проживания на территории современного Татарстана представители немецкого народа прочно влились в научную, культурную, хозяйственную и общественную жизнь нашего края и в первую очередь его столицы  – города Казани. Без немцев немыслима история Императорского Казанского Университета, а без творений немецких архитекторов – сам облик «Красы Востока». Немецкие фамилии тесно вплетены в топонимику Казани, а дела их обладателей – в богатое прошлое и настоящее Татарстана.  
    К сожалению, судьба распорядилась таким образом, что Россия и Германия (иногда даже вопреки элементарной исторической логике) выступали в качестве противоборствующих сторон во многих масштабных военно-политических конфликтах, в том числе и в двух мировых войнах. Всё это, естественно, накладывало свой негативный отпечаток на взаимоотношения наших народов. Но накопленные за века традиции мирного сосуществования и сотрудничества всегда перевешивали проявления ксенофобии, не давая им возможности вырваться наружу.
    Национально-культурный дом, который столетиями – кирпичик к кирпичику – строили на нашей общей земле представители великого немецкого народа, выстоял, несмотря на все бури истории, и обрёл в настоящее время своё новое, наполненное современным содержанием, очертание. Представители немецкой общины стояли у истоков АНКО РТ, активно участвуя в реализации многих перспективных проектов и возводя мосты гражданской дипломатии между Татарстаном и Федеративной Республикой Германией. Активно продолжают они эту важную работу и сейчас – в составе Национально-культурной автономии немцев Татарстана, которой в этом году исполняется десять лет, и «Немецкого Дома Республики Татарстан».     
Ознакомить читателей нашего журнала с прошлым и настоящим немецкой общины Татарстана призвана публикуемая ниже серия материалов. 

        Редакция


Материал подготовлен
“Немецким Домом РТ”


НЕМЕЦКИЙ ДОМ НА ЗЕМЛЕ ТАТАРСТАНА

    Немцы в Татарстане проживают дисперсно, относительные компактные общины сложились лишь в нескольких городах республики – Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Бавлах. Да и эту «компактность» немецким общинам придают объединение их членов вокруг общественных организаций (местных подразделений региональной национально-культурной автономии) и участие в работе так называемых «центров встреч». Наибольшее число немецких семей – около тысячи – проживает в городе Набережные Челны. В свое время эти люди приехали из немецких сел Сибири, Казахстана и Средней Азии на всесоюзную стройку – знаменитый «КамАЗ» (градообразующее предприятие Набережных Челнов) и остались здесь жить и работать, обретя в Татарстане свою новую малую родину. По похожим причинам сложились немецкие общины и в других крупных городах республики. Причём общины юго-востока республики (Бавлов, Уруссу и других населенных пунктов) составляют в основном потомки «трудармейцев» и ссыльнопоселенцев военных и послевоенных лет. В селах республики немцев практически нет, лишь в ряде районных центров можно обнаружить по несколько десятков немецких (преимущественно смешанных) семей.
    Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 года, немцами были записаны чуть менее трёх тысяч жителей Республики Татарстан (2882 человека). Таким образом, численность российских немцев в республике, по сравнению с 1989 годом (в который проводилась предпоследняя перепись населения в нашей стране), не только не уменьшилась, но даже немного (на 107 человек) увеличилась. По сравнению же с 1959 годом, когда проводилась Всесоюзная перепись населения, число немцев в республике возросло на 1455 человек, то есть более чем вдвое. Несмотря на продолжающуюся эмиграцию в Германию, на территории Татарстана осело немало немецких семей из республик Средней Азии и Казахстана (большей частью вынужденных переселенцев). Кроме того, всё больше детей из смешанных семей, где одним из родителей является немец (или немка), также причисляют себя к немцам (в прежние десятилетия они в большинстве своем записывались русскими). В конечном итоге, если численность немцев в Российской Федерации за период между последними переписями (1989 и 2002 годов) сократилась с 842 тысяч до 597 тысяч человек (то есть на 29,09 %), то численность немцев в нашей республике, наоборот, возросла за этот период на 3,86 %.
    По численности немецкая община республики (0,08 % населения) находится на пятнадцатом месте, опережая казахскую, но уступая еврейской. Кстати, в Российской Федерации немцы также занимают по численности пятнадцатое место. Правда вместо узбеков, таджиков и евреев в общероссийском списке опережают немцев по численности чеченцы, аварцы и казахи. В городах республики по состоянию на 9 октября 2002 года проживало 2612 немцев (в том числе 480 человек в Казани), в сёлах – 270. Вряд ли эти цифры сейчас существенно изменились.
    В Казани немцы жили уже в XVI веке, но об их численности и жизнедеятельности в ту эпоху известно мало. Во время Ливонской войны 1558-1583 годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разных городах России с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относятся архивные упоминания о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь (и одновременно в Нижнем Новгороде и в других общинах Центральной России) пасторе старейшего в России лютеранского прихода церкви Святого Михаила в Москве (1575-1587 годы) Йоахиме (Иоакиме) Скультете (Joachim Scultets), бывшем придворном священнике голштинского герцога Магнуса фон Озеля, брата датского короля Фридриха II. Вообще вся духовно-культурная жизнь немцев в дореволюционной России протекала в рамках церковных общин, что позволяло им сохранять свою национальную самобытность (язык, обычаи, традиции) в инокультурном окружении в течение сотен лет, поскольку традиционные религиозные верования немцев существенно отличались от верований их новых сограждан. Не удивительно поэтому, что любой полноценный рассказ о жизни немецкой общины города и республики всегда теснейшим образом увязан и базируется на известиях о пути развития немецкой лютеранской общины. Как и везде в тогдашней России, первых появлявшихся здесь протестантов называли «лютерами».
    Селившиеся в Казани немцы в большинстве своем были купцами и ремесленниками. Встречались среди них также учителя, профессора университета, чиновники и разного рода специалисты (причем, специалисты эти были подчас такие, каковых здесь в то время просто не существовало). То есть немцы Казани в немалой части были «культуртрегерами» и новаторами, пионерами многих дел. Немцы внесли достойный вклад в прогресс Казани, они стояли у истоков многих направлений местной науки, промышленности и торговли.
    Вот имена лишь наиболее известных зодчих: архитекторы К.А. Тон (проектировал губернаторский, ныне – президентский, дворец), А.И. Песке (Родионовский институт благородных девиц, Казанская Духовная Академия), Ф.Р. Амлонг («дом Шамиля», дом командующего Казанским военным округом, «дом Подуруевой»), К.Л. Мюфке («дом Ушковой», здание художественной школы), Г.Б. Руш (Александровский пассаж, «дом Ке-кина», «дом Юнусова», здание Волжско-Камского банка), А.К. Шмидт («дом Гордеева», «дом Свешникова»), А.Э. Спориус (Дом культуры имени 10-летия ТАССР), архитектор и художник А.А. Спориус (Дом политического просвещения, Дом актера) и многие другие. Все они, по преимуществу, и создали историческую часть Казани, характерный архитектурный облик ее центра.
    Помимо архитекторов, немцы вписали в историю города еще много славных имен, среди которых: скульптор С.И. Гальберг, возведший памятник Г.Р. Державину, химик и фармацевт К.К. Клаус, выдающийся юрист и талантливый педагог, родоначальник российской цивилистики Д.И. Мейер, фотограф Г. Локке, художник-муляжист Э.Э. Спориус, известный музыкант, директор Казанского музыкального училища Р.А. Гуммерт, первый библиотекарь Императорского Казанского Университета (с 1806 года) Максимилиан-Викентий-Людовик Сторль, филолог, профессор русской словесности К.К. Фойгт, профессор-востоковед И.Ф. Готвальд и другие.
    Как и в целом в России, немцами были почти все врачи и аптекари города, а также профессора-медики: основоположник отечественной гистологии К.А. Арнштейн, профессор-гистолог А.Г. Геберг, профессора-дерматовенерологи А.Г. Ге и В.Ф. Бургсдорф, анатом Христиан-Август-Фридрих Паули, анатом и педагог П.Ф. Лесгафт, аптекари Август Вагнер, Иоганн Георг (Егор Яковлевич) Бахман, отец и сын Фердинанд и Эмиль Грахе (они же были владельцами завода искусственных минеральных вод и лимонада), отец и сын Иоганн и Арнольд Бренинги. Немцы дали городу представителей многих профессий: от математика А.П. Нордена, инженера, крупного специалиста в области компрессоростроения В.Б. Шнеппа, руководителя старейшего в мире джазового оркестра О.Л. Лундстрема, руководителя и дирижера оркестра кинематографии В.Э. Деринга до булочника Эккермана и других. Даже первым шофером в Казани в начале двадцатого века стал немец – Филипп Рудольф (шоферское удостоверение за номером 1 и права на вождение он получил в 1912 году).
    В 1819 году в Казани насчитывалось 247 немцев, в 1845 году – 385, в 1899 году – 450. Согласно сохранившимся сведениям за 1893 год, в целом в Казанской губернии проживало 965 немцев (из них большая часть – в самой Казани). В помещениях лютеранской кирхи, построенной немцами Казани к 1771 году, не только проводились богослужения. Говоря современным языком, здесь располагался национально-культурный центр немецкой общины города. В кирхе пел немецкий хор, ставились пьесы на немецком языке, по воскресным дням занимались дети из немецких и смешанных семей Казани. При кирхе работала начальная школа, по окончании которой дети продолжали учебу в других учебных заведениях города. Если мы не располагаем достаточной информацией о жизнедеятельности и численности немцев в тот или иной исторический период, то с несущественными поправками можем использовать в исследовательских целях сохранившуюся информацию о лютеранах Казани. Тем более что в Российской Империи население обычно подразделялось по конфессиональной принадлежности и лишь очень редко – по этнической.
    В декабре 1929 года здание лютеранской кирхи Казани было национализировано. Этот печальный факт очень негативно повлиял на всю дальнейшую судьбу немецкой общины города. За десятилетия «социалистического строя» далеко зашедшие процессы ассимиляции немецкой общины, ускоренные тяжелыми бедствиями Второй мировой войны, а также глубокая атеизация общества в буквальном смысле изуродовали духовную жизнь общины, практически сведя её на нет. Если в первые годы после национализации здания кирхи немцы-лютеране ещё продолжали собираться небольшими группами на частных квартирах, лишь условно соблюдая церковную традицию (уже без участия рукоположенных в сан пасторов), то ко второй половине 1930-х годов и евангелическая, и национально-культурная традиции полностью прервались. Большинство представителей немецкой общины города были репрессированы вначале как буржуазные элементы, затем как троцкисты и иные оппозиционеры и, наконец, как германские шпионы. В годы же последней страшной войны лучше было вовсе не быть немцем. В результате история российских немцев обернулась национальной трагедией. У российских немцев, как народа со своеобразной самобытной историей (ставшего в конечном итоге субэтносом одновременно двух этносов - немецкого и русского), осталось к настоящему времени исчезающе мало шансов сохраниться в новейшей истории. Это явилось следствием двух глобальных и в какой-то мере взаимосвязанных исторических событий – Октябрьской революции 1917 года в России и Второй мировой войны.
    Лишь с началом перестройки в СССР были сформулированы и поставлены в повестку дня вопросы национально-духовного возрождения. В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать Евангелическо-лютеранскую церковную общину города Казани (поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания её церкви), а также организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, которые желают национального самосохранения и не утратили интереса к родному языку и культуре. Это были Елена Оттовна Вегнер, Роберт Рудольфович Нольте, Георгий Оскарович Эльстинг, Александр Николаевич Кошель, Владимир Яковлевич Шаберт и Виктор Георгиевич Диц (первые пять человек уже давно являются гражданами Федеративной Республики Германии). Первая после длительной исторической паузы светская организация российских немцев в нашем городе – «Казанское общество немецкой культуры» (КОНК) – была образована на учредительном собрании в одном из залов «Молодёжного центра» 5 марта 1991 года, на которое пришли люди, прочитавшие объявление, помещённое накануне в газете «Вечерняя Казань». Первым председателем КОНК был избран В.Г. Диц. 2 августа 1991 года общество было зарегистрировано Исполнительным комитетом Казанского городского Совета народных депутатов.
     С первых же дней своего существования КОНК развернуло активную работу: непрерывно проводились лекции, беседы, вечера встреч, курсы немецкого языка для детей и взрослых, начинающих и продолжающих, репетиции и спевки образованного при Обществе камерного хора «Dornenkrone». Уже 28-30 сентября 1991 года была организована встреча немцев Татарстана с руководством образованного весной того же года Союза немцев СССР. 10-15 декабря 1991 года в рамках впервые проводившегося в Казани с организационным участием КОНК Вагнеровского фестиваля был организован и проведён на собственные средства общесоюзный семинар по проблемам немецких культурных центров. Делегации общества участвовали в подготовке и работе всех национальных форумов немцев СССР (а также «бывшего СССР»), называвшихся тогда ещё «советскими немцами».
    К лету 1993 года интенсивность национально-культурной работы КОНК по ряду причин стала падать. Часть членов общества отошла от деятельного участия в его делах, начался  выезд активистов на постоянное место жительства в Германию. Тогда ему на смену пришла новая организация – «Казанское немецкое общество имени Карла Фукса» (образованное на учредительном собрании 4 июня 1993 года и зарегистрированное главой Администрации города Казани 1 июля 1993 года). Принятие имени великого культуртрегера, почетного гражданина Казани Карла Фёдоровича Фукса было большой ответственностью, и немцы это хорошо понимали. Стоявшие перед обществом задачи носили очень сложный характер, и некоторые из них, как это стало понятно позже,  оказались просто неподъёмными, но тогдашний романтический настрой членов общины сыграл свою положительную роль, и дела пошли в гору.
    В первую очередь, в тесной смычке с Советом Лютеранской церкви были усилены всевозможные действия и инициативы, направленные на решение главной задачи – возвращение кирхи. Немецкая община исходила при этом из того соображения, что возвращённые помещения станут материальной основой и организационной базой всего немецкого в Казани и даже шире – соответствующим духовным и национально-культурным центром для немцев Республики Татарстан и ряда соседних субъектов Российской Федерации. В конце концов, немцам удалось решить эту задачу. «Казанское немецкое общество имени Карла Фукса» выступило учредителем Международного союза российских немцев, Землячества немцев Поволжья и образованной 6 декабря 2001 года Общероссийской ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайн-шафт»), с целью координации действий с братскими организациями российских немцев. Оно вошло коллективным членом и в АНКО РТ. С первых дней работы в Ассоциации общество стремилось занять и инициировать конструктивную гибкую позицию, включающую готовность к разумным компромиссам. При этом оно всегда настаивало на неполитическом характере деятельности АНКО РТ.
    Совместно с специально созданным для реализации подобных задач Национально-культурным благотворительным фондом «Gedenken», общество приступило к реализации программы высшего национального образования. С этой целью оно открыло на филологическом факультете Казанского государственного университета новую специализацию – «Немецкий язык как родной и литература», по которой стала обучаться за счет средств Фонда «Gedenken» молодёжь из числа российских немцев. В процессе обучения приняли участие несколько десятков человек. Совместно с тем же фондом 25-28 марта 1993 года была организована и проведена Международная студенческая научно-практическая конференция «Немецкий язык и российские немцы», на которой с сообщениями и докладами выступили представители немецкой студенческой молодёжи Казахстана, Узбекистана, Грузии и Российской Федерации.
    Общество возродило в Казани внимание к её почётному гражданину Карлу Фуксу (18 сентября 1776 года – 24 апреля 1846 года). После настойчивых двухлетних обращений представителей немецкой общины его память была вторично (сто лет спустя) увековечена: Фуксовскому саду официально подтвердили его название, он был расширен и облагорожен. 11 декабря 1996 года, день в день (по новому стилю) с момента подписания Высочайшего Императорского Указа 1896 года об увековечении памяти Карла Фукса в названиях сквера и улицы в Казани, в саду был установлен великолепный бронзовый памятник немецкому учёному работы московских скульпторов Андрея Балашова и Игоря Козлова. На немецком кладбище на Арском поле вблизи могилы Карла Фукса был поставлен надгробный камень с обелиском.
    В актовом зале Казанского государственного университета 15-16 октября 1996 года прошли юбилейные «Фуксовские чтения», приуроченные к 220-летию со дня рождения и 150-летию со дня смерти знаменитого уроженца Херборна, на которых с содержательным докладом выступил специально приехавший из Германии доктор истории медицины, профессор Марбургского университета Армин Гойс. В Музее истории КГУ в эти дни работала выставка архивных и музейных экспонатов, посвящённая жизни Карла Фукса. Кроме этого, 15 октября 1996 года на доме №  5/58 по улице Г. Камала, где жил и творил в 1815-1846 годах Карл Фукс, за счёт общества была установлена памятная доска, изготовленная казанским скульптором Александром Кисловым по его проекту, впервые в истории Казани с надписями на трёх языках: немецком, татарском и русском. Общество приступило к выпуску серии книг «Немцы и Казань». Первые две из них – «Памяти профессора Фукса» и «Немецкие учёные – профессора Казанского университета» – уже увидели свет.
    На собственные средства с осени 1996 года общество начало издавать республиканскую газету межнационального общения под названием «Это наша газета». Основными задачами издания стали пропаганда достижений и анализ положения дел в этнокультурной сфере (в первую очередь касательно небольших национальных общин Татарстана), а также неустанная проповедь гармонизации межнациональных отношений. С начала 1990-х годов общиной были взяты под опеку все немецкие могилы Казани, за свой счёт осуществлена перерегистрация захоронений, регулярно проводится их уборка. Стало традицией ежегодное совершение в последние дни августа на немецком кладбище на Арском поле короткого траурного молебна с возжжением свечей на убранных могилах. Это связано с ежегодным проведением общиной Всемирного дня памяти и скорби российских немцев – 28 августа (с этого дня в 1941 году перестала существовать АССР немцев Поволжья).
    Осуществляемые по интенсивной программе уже более семнадцати лет курсы немецкого языка стали практически постоянными и непрерывными. С 1997 года большую помощь в этом вопросе общине оказывает германская благотворительная организация GTZ («Gesellschaft fur technische Zusammenarbeit»), а с 1999 года и городские управления образования. Всего в Республике Татарстан (в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бавлы) за прошедший период общиной были организованы и проведены сотни курсов немецкого языка, где бесплатно обучались татарстанцы различных национальностей. Общиной были также организованы выставки работ казанских художников немецкого происхождения: Н.А. Гаммербек, Э.Б. Гельмса, С.Г. Дица, Н.К. Бенинг, А.А. Бренинга, О.А. Бренинг, О.Ф. Бренинг, Р.А. Бренинга, А.А. Визеля, А.О. Визеля, А.Э. Визель-Штраус, А.Э. Визель, О.Б. Визеля, Т.Э. Визель, Э.О. Визеля, В.А. Рунга, Э.Э. Спориуса, А.А. Спориуса, В.А. Шолпо и других. В рамках общины регулярно отмечаются все национально-религиозные и иные праздники немецкого народа: Advent, Weihnachten, Ostern, Pfingsten, Erntedankfest, Muttertag, Tag der Deutschen Einheit.
    7 декабря 1997 года на базе немецких общин Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска и Бавлов была образована Национально-культурная автономия немцев Татарстана (НКАНТ). Она стала первой региональной автономией в республике (да и местных НКА ни одной из национальных общин Татарстана тогда ещё создано не было). В рамках высшей экстерриториальной формы национальной демократии для решения задач этнокультурного возрождения НКАНТ объединила актив немецкой общины республики.
    НКАНТ, как в своё время и немецкое общество, также вошла в состав АНКО РТ. Она была зарегистрирована 13 апреля 1998 года по юридическому адресу: 420111, город Казань, улица Островского, дом 23. Совместно с другими национально-культурными организациями – коллективными членами АНКО РТ, представляющими уже более тридцати национальностей, НКАНТ ведет работу по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. НКАНТ вошла в состав Федеральной национально-культурной автономии «Российские немцы» (ФНКА РН), президентом которой является В.А. Бауэр, со дня её учреждения 20 декабря 1997 года.
    25 октября 2000 года совместно с Администрацией города Казани в лице Управления внешних экономических связей и организациями российских немцев республики была учреждена Автономная некоммерческая организация «Немецкий Дом Республики Татарстан» (НДРТ), официально зарегистрированная 25 декабря того же года. Она была создана для формирования материально-финансовой базы сохранения и возрождения языка, традиций и обычаев немецкой общины города и республики в тесном сотрудничестве с органами власти города, республики и Российской Федерации, а также с заинтересованными германскими организациями и лицами.
    Под свою эгиду НДРТ взял осуществлявшийся ранее Фондом «Gedenken» выпуск газеты межнационального общения «Это наша газета». Редакция газеты (главный редактор В.Г. Диц) стала победителем окружного конкурса на лучшую публикацию по проблемам гармонизации этнокультурных и конфессиональных отношений в Приволжском федеральном округе в номинации «Национально-культурные объединения» и 17 июля 2001 года была награждена Дипломом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко.
    Далеко за этногеографические рамки немецкой общины республики выходит и деятельность НДРТ в Ассоциации общественных объединений «Международный союз немецкой культуры» (возглавляемой Г.Г. Мартенсом), членом которой он является с 23 марта 2001 года. 5 августа того же года НДРТ принял участие в создании Международного Фонда «Казанский Дом Европы» и выступил в числе его учредителей. А 6 июня 2001 года на базе НДРТ был учреждён Казанский клуб ЮНЕСКО с программой действий «Нацменьшинства и диаспоры: сохранение самобытной этнокультуры и межцивилизационные взаимосвязи», который вошел в Казанское отделение ЮНЕСКО и в Федерацию клубов ЮНЕСКО России.
    Выступив в 1992 году в числе инициаторов и активных участников Первого Съезда народов Татарстана, немецкая община республики готовится сейчас ко Второму съезду, который пройдет в Казани 3 ноября 2007 года. За последний период её организационные структуры существенно окрепли. При НДРТ активно заработал Молодёжный клуб «Perlenkette», регулярно осуществляющий перспективные международные проекты (в том числе благотворительные, экологические, театральные, музыкальные, работу с германскими волонтёрами и многое другое). Успешно функционирует Клуб непрерывного общения на немецком языке «Plauderhaus». Лауреатом многих конкурсов и фестивалей стал камерный оркестр «Wiedergeburt», с успехом гастролировавший в 2006 году в ФРГ и намеревающийся порадовать в 2008 году своим исполнительским мастерством жителей США. Пользуются большим успехом у слушателей и зрителей вокальная группа «Freude», дуэт «Ohne Zweifel» и студия немецкого танца. С немецкоязычной пьесой собственного сочинения «Zwischen den Stuhlen» (автор – Марта Галицкая) молодёжная театральная студия из Казани выступила на международном фестивале в Регенсбурге (Бавария). Многочисленные гости НДРТ (в том числе и зарубежные) нередко могут попасть и на концерты органной музыки. Кроме того, отнюдь не только гостями, но и активнейшими участниками большинства мероприятий, организуемых немецкой общиной, становятся представители различных национальностей.
    Сегодня немцы Татарстана, проживающие в дружной семье народов республики, с уверенностью смотрят в будущее, которое видится им как гражданское единство в этническом многообразии.  


Казанский и Лейпцигский университеты –  шаг навстречу друг другу

    Условия и мероприятия по осуществлению «тщательной оценки возможностей возобновления партнёрских отношений» определены в декларации о намерениях, которая была подписана вчера ректором Казанского государственного университета Мякзюмом Салаховым и ректором Лейпцигского университета Францем Хаузером.
    Подписание состоялось по итогам переговоров между руководителями двух вузов в присутствии Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и Премьер-министра федеральной земли Саксония Георга Мильбрадта.
В дальнейшем университеты намерены подписать Соглашение об образовательном и научном сотрудничестве, отмечается в документе. С этой целью вузы будут обмениваться проектными предложениями.
    «Скоро одному из старейших германских европейских вузов – Лейпцигскому университету исполнится 600 лет, – сказал Минтимер Шаймиев. – В своё время немецкие учёные внесли огромный вклад в становление и развитие КГУ, который недавно отметил свой 200-летний юбилей. Самая первая печатная книга на татарском языке – «Грамматика татарско-кипчакского языка» на основе арабской графики была издана в Лейпциге в 1613 году». Германия сыграла выдающуюся роль в формировании научных и культурных традиций в Татарстане, отметил Шаймиев. В Казани установлен памятник немецкому учёному – ректору Казанского университета Карлу Фуксу. Сегодня в республике действует национально-культурная автономия немцев Татарстана. Около 60 тысяч учащихся в республике изучают немецкий в качестве основного иностранного языка.
    «Германская система образования привлекает студентов из-за рубежа, – сказала государственный министр по науке и искусству федеральной земли Саксония Ева-Мария Штанге. – Это свидетельствует о высоком качестве избранной в ФРГ формы подготовки высококвалифицированных специалистов во всех областях». При этом она высказалась за дальнейшее развитие и углубление сотрудничества вузов Татарстана и Саксонии.

Время и Деньги. – 2007. – № 46 (15 марта).

3141 просмотр.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru