Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №10 / ПЕРВЫЙ! МАРИЙСКИЙ…
заседаний Всероссийского съезда мари в городе Бирске Уфимской губернии
23 июля 1917 года
Заседание 7-е
Заседание открывается в 9½ - часов утра. Председательствует И.Н. Коведяев. Собрание приступает к обсуждению очередных вопросов. Слово предоставляется П.П. Глездневу, который делает доклад о народном университете. Подробно останавливаясь на характеристике просвещения при старом строе, докладчик надеется, что в самом непродолжительном времени настанет светлая эра в области просвещения мари. Но для этого необходима интенсивная работа; нужно всеми мерами содействовать насаждению просвещения. А этому способствуют народные университеты. В целях ознакомления собрания с этими просветительными учреждениями оратор долго говорит о целях и задачах подобных учреждений. Он отмечает также, что и различные культурно-просветительные о[бщест]ва, наподобие Кукарского образовательно-просветительного о[бщест]ва, не откажут в своём содействии при открытии народных университетов.
Доклад принимается без прений, и собрание выносит следующие постановления:
2) Просить Кукарское образовательно-просветительное общество содействовать при оборудовании народного университета.
Далее также докладчик останавливает внимание собрания на значении экскурсии, а также делает доклад о необходимости образования краткосрочных курсов, необходимых в целях ознакомления мари с историей и этнографией народностей.
Далее оратор говорит, что Кукарское образовательно-просветительное о[бщест]во давно задалось этими целями.
По данным вопросам собранием принимаются следующие резолюции:
2) Всеми мерами поддерживать задания о[бщест]ва по вопросу об устройстве краткосрочных курсов.
3) Имея ввиду громадное образовательное значение экскурсии, необходимо в будущем устраивать экскурсии в различных местностях, поручая организацию таковых просветительным о[бщест]вам, как то: Кукарскому обществу, Бирскому и т.д.
Затем слово предоставляется С.Ф. Стрелкову, который делает маленький доклад об искусстве вообще и, в частности, о музыке.
После оживлённого обмена мнений по данному вопросу собрание единогласно присоединяется к предлагаемым докладчиком резолюциям, которые сводятся к следующему:
2) Ввести преподавание искусства во всех типах учебных заведений.
В целях сохранения самобытности мари необходимо создание оркестра музыки из национальных инструментов, а для подготовки работников по организации хоров и оркестров ввести преподавание музыки и пения в учительских семинариях, школах и педагогических курсах.
В 11 часов 30 мин[ут] председатель объявляет перерыв.
Заседание возобновляется в 11 часов 50 минут. Выступает докладчик по вопросам религии мари.
Содержание доклада.
Религия мари вполне самобытна и основана на преданиях в памяти мари, сохранившихся через точные и устные предания в памяти потомков. Основа религии – единство Бога, Которого мари познали вскоре после явления своего (то есть человека) и созерцания мира видимого прекрасного, создать который могла только единственная Высшая Сила, Которую человек назвал Йумо (Бог). А раз человек увидел прекрасный мир и понял, что он как будто бы является почти полным хозяином всего земного, душа его переполнилась радостным чувством, и в благодарность Богу он и принёс первую жертву.
Жертвы приносились особыми выборными лицами, почтенными пожилыми мари, хорошо знающими обряды и обычаи мари. В жертву приносятся только те частицы организма животного, которые имеют наибольшее значение для жизни, как то: сердце, лёгкие, печень, почки, части мышц с задних ног, надколенной части и т.п.
В жертву мари приносят только Богоугодных, как они издревле называли, животных: лошадей (жеребят 2-х или на 2-м году), тёлок (или быков) и овец, и не приносят, например, коз, индеек и т.д.; последних скорее потому, что и держат их почему-то редко. Точно такое же деление на годных для жертвенных целей и негодных проводится, когда предметом жертвы избираются дикие звери-птицы.
На праздники жертвоприношения и вообще на моления все мари являются, умывшись и одевшись во всё чистое, и во время молений всем предписывается строгое воздержание во всех отношениях. Исключение делается лишь при больном состоянии их организма, но и в этом случае каждое такое невольное нарушение должно сопровождаться омовением всего тела.
Жертвенные животные, поставленные лицом к югу, после окропления их тепловатой речной водой, закалываются жрецом (она йэн), при произнесении положенных для этого случая молитвословий, но «не мучаются во славу Божью», что, как недостойно измышляли объяснения некоторые о.[тцы] миссионеры, «крик их, по боли душевной, дошёл до Бога».
Кости жертвенных животных очищаются все от мяса, на месте же молений и сжигаются, а также и кожа. Причём никаких молитвословий не производится, потому что кости животных по понятию мари не есть жертва Богу, а кожа сжигается в память того, что по понятию мари грешно от дара Богу наживаться. Мягкие части тела животных, остатки, приносятся в дом хозяев жертвенных животных, где их вместе с пресным хлебом вкушают, омывшись предварительно чисто-начисто и одевшись во всё чистое.
Жертвенные животные покупаются на деньги, собранные со всех поровну по числу наличных душ, причём всеми же разделяется такой взнос: кто именно уплатил эту небольшую лепту в общую сумму, душа того молитвенно возносится с молитвами всех мари к Единому Богу, и поэтому уклонение от этой платы считается за большой грех.
Перед вкушением мяса жертвенных животных мари вкушают пресные лепёшки, приготовленные из собранной по небольшой части и от каждого дома несеянной муки.
Обряд жертвоприношения мари ранее в тёмные времена поносился инакомыслящими так: У Бога де нет или нужна скотина, так мари и даёт Ему. «И совсем не так: мари приносят Богу в жертву, конечно, не живое животное, расстающееся с жизнью с рёвом, муками и т.п., а закалывают самым обыкновенным образом, тогда как для владения Бога скотиной, как таковой, было бы целесообразнее совсем не закалывать его. И до неба, до Бога, по понятию истинных мари, доходят не тело или кожа и мясо животных, а только благоуханный, насыщающий природу сладостный пар-воздух».
В жертву приносятся животные с известным, так сказать, более однообразным цветом (кроме чёрного), например: белые, буланые, саврасые, рыжие.
Несмотря на отсутствие письменности у мари и уже давнишнее развитие письменности почти у всех культурных народов, например: у арабов и греков, путешествовавших в древнее время по России (Геродота, Ибн-Даста, Антония, Поссевина и др[угих]), никем не доказано существование когда-либо в народе мари человеческого жертвоприношения, которое, напротив, как исторически известно, существовало на Руси во времена Ольги и Владимира. А недавние реакционные верхи совсем неосновательно называли народ мари пришельцами и паразитами, что, конечно, доказывало со стороны их полнейшее незнание истории древней России, где, напр[имер], известный учёный Карамзин прямо отказывается называть мари пришельцами. Он говорит так: «Истории не знает буквально, не может указать, когда мари поселились на местах нынешнего обитания своего». Чтобы сохранить свою самобытность, в особенности своих религиозных понятий, молитвословий и культа, докладчик признаёт необходимым для народа мари установить свою духовную организацию.
По прочтении доклада, вынесены по нему следующие постановления:
2) Необходимо установить духовную организацию мари, начиная с молитвенной общины (соб[о]рное молебствие летом жителей нескольких селений с жертвоприношением). Молитвенная община избирает четырёх она-йэн; если не наберётся четырёх, то один или два члена общины могут быть выбраны из среды светских, но хорошо знающих молитвы и обряды мари.
3) Правление молитвенной общины устанавливает: времена молений, размер подушного сбора на приобретение жертвенных животных. Правление постановляет приговора совместно с общиной об ограждении молитвенных мест и кладбищ; представляет высшую инстанцию для жалоб на она-йэн в случае проступков и неблагопристойного поведения его и вообще мари своей общины и т.д.
4) Постановлено необходимым учредить Районное Духовное Правление мари, которое обнимало бы в территориальном отношении равный приблизительно уезду и состояло из семи выборных членов и трёх к ним кандидатов. Оно заседает по требованию с мест, поступившему к одному из членов Правления, нашедшему необходимость созыва Районного Совещания. Председатель Районного Духовного Правления избирается на три года. Районное Правление преимущественно заседает в главном селении Молитвенной общины, вблизи места моления; оно выдаёт удостоверение личности она-йэн в воинское присутствие для ходатайства об освобождении от воинской повинности. Оно может заседать при обсуждении нужд всего уезда и губернии и в городе на равных правах с духовными лицами других вероисповеданий.
5) Постановлена необходимость учреждения Губернского Духовного Правления мари из выборных членов и кандидатов к ним. Члены выбираются на три года и заседают не менее двух раз в год, а экстренные собрания во всякое время. Его ведению подлежат: а) обсуждение чисто правового положения духовенства мари, б) установление времени праздников, в) утверждение духовных лиц мари в их должности, г) издание постановления о благопристойной, богобоязненной, простой жизни для народа мари.
6) признано необходимым учредить Центральное Духовное Правление для рассматривания духовных дел мари всей России. Местом нахождения Центрального Духовного Правления назначается г[ород] Бирск Уфимской губ[ернии], как центр, уезд кот[орого] по числу мари, сохранивших веру отцов, есть первый в крае.
7) При Губернском Дух[овном] Правлении мари учреждается особый отдел по регистрации родившихся. умерших. вышедших замуж и вступивших в брак по каждому уезду, волости, селению отдельно, копии с которых остаются в руках она-йэн, а подлинники 2 раза в год с начала нового года и к середине его должны присылаться Губ[ернскому] Дух[овному] Правлению.
8) Образовать при Центральном Дух[овном] Правлении мари всей России особый денежный фонд, который составляется: а) из добровольных пожертвований, б) добровольного самообложения, в) из сумм, поступивших по обещанию, г) из остатков от сбора на жертвенных животных Кусо, д) и из сумм, поступивших по духовному завещанию.
9) Члены Дух[овного] Правления мари за время заседания получают суточные и путевые вперёд и обратно.
10) Районные Дух[овные] Правления должны образоваться во всех уездах всех губерний с населением мари.
11) Членами Дух[овных] Правлений все степеней могут быть только лица веры мари, а служащими в этих учреждениях могут быть лица и других исповеданий, но происходящие только из народа мари.
12) За отсутствием свободных денежных средств на содержание духовенства мари и удовлетворения вообще нужд духовных лиц мари, Всероссийский съезд мари находит возможным испрашивать ежегодно небольшие безвозвратные пособия из Государственного Казначейства.
13) Ежегодно рано весною мари «она-йэн» с представителями сельских комитетов осматривают огороды «Кусо-ото» и других священных мест мари и делают распоряжения об ограждении «Кусо-ото»: а) для каждого отдельного вероисповедания, как бы мало ни было их число, селение должно иметь отдельное кладбище.
14) Обратиться к Временному Правительству за содействием против лиц, допускающих оскорбление мест молений и кладбищ мари.
15) Съезд высказывается за допущение свободного перехода в иные вероисповедания с 18 лет. Совращение же кем бы то ни было мари в свою веру должно быть наказываемо по закону.
16) Вопрос о смешанном браке между православным и язычницей и наоборот разрешается брачующимися уже самим свершившимся фактом: раз два разумных существа решили соединиться и соединились для совместной жизни, значит, тем самым они решили, что вопрос о вере ими уже разрешён.
17) Лица иных исповеданий допускаются на место моления мари, но при выполнении известных условий: они должны чисто-начисто вымыться и одеться во всё чистое.
18) Вероисповедания детей от смешанного брака есть дело обоюдного согласия родителей.
19) Вопрос о почитании духов (муж) у мари признан по требованию вероисповедной комиссии не подлежащим обсуждению. Тоже он прошёл с оговоркой и на общем собрании до научного исследования.
20) Вопрос о времени праздников мари, впредь до выяснения на местах точных данных для этого ввиду желательности обосновать эти данные на древних преданиях мари, оставлен пока открытым. При этом (признано) высказано определённое пожелание о необходимости установления одного из годовых праздников, благодаря которому можно было бы точно установить точные промежутки времени и между другими праздниками, и таким образом составился бы и весь годовой круг.
21) Священнослужители по религии мари пользуются одинаковыми правами и получают определённое жалование, равное со священнослужителями других религий в государстве.
По принятии перечисленных выше резолюций докладчик предложил собранию обсудить постановления Съезда мелких народностей Поволжья по вероисповедным вопросам. Резолюции эти съездом мари приняты.
Точно так же приняты резолюции обрядовой комиссии, изложенные в 13 пунктах:
2) В метрическую книгу должны быть записаны все родившие, умершие, бракосочетавшиеся и развод.
3) Внебрачных детей записывать в метрики по фамилии матерей.
4) Имя новорождённому или новорождённой нарекают отец или мать сообразно полу ребёнка, совершая при этом известные молитвы.
5) Обряды браков совершает духовное лицо при известных молитвопроизношениях.
6) В брак поступают лица, достигшие 18-летнего возраста, обоего пола, с обоюдного согласия бракующихся; похищение невесты не допускается.
7) Допускается вступать в брак лицам различных вероисповеданий.
8) Развод браков допускается с обоюдного согласия разводящихся. Если один из супругов не желает разводиться, а другой требует, то требующий развода должен уплатить все убытки, понесённые при заключении брака.
9) Разведённый муж или жена могут вступать в новый брак.
10) Многожёнство не допускается.
11) Погребение умерших и обряды, сопровождающие их, совершают родственники покойного с известными обрядами и молитвословиями, прося у Бога покойному безмятежной загробной жизни и избавления от мук ада.
12) Умерших погребают в особо отведённых местах-кладбищах, которые должны быть огорожены и должны содержаться в чистоте и опрятности.
13) Выполнение существующих у мари обрядов обязательно для всех мари.
Затем в порядке поступления были прочитаны председателем пожелания Кугосортинцев, изложенные в особой записке, и, как не противоречащие другим постановлениям съезда, собранием приняты в смысле предоставления им своего рода прав меньшинства.
Постановления.
На основании закона 25 марта 1917 года об отмене вероисповедных и национальных ограничений признать национальную черемисскую религию (Мари-вера) секту Кугосорта на равных правах с прочими религиями.
Всероссийский съезд мари рассмотрел и принял следующие положения:
2) Духовные лица мари должны быть безусловно трезвые, некурящие и не увлекающиеся какими-либо удовольствиями, а искренними работниками для блага народа, чтобы таким образом были примером для других.
3) Разрешить учащимся ходить в школу в своей национальной одежде и следить за благопристойностью поведения их.
4) Духовные лица каждой религии должны содержаться на средства своих религиозных общин, а не на общегосударственные средства.
5) Чтимый день недели у каждого народа должен быть сообразно религии каждого, причём у Кугосортинцев и у других мари таким днём пусть останется пятница.
6) каждый культурный работник, интеллигентный мари и всякий другой мари должен поставить девизом постоянный труд при воздержанной жизни на благо народа мари в частности и процветание свободной России вообще.
В 3 часа дня заседание закрывается и вечернее назначается в 5 часов вечера.