Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №9 / И. Поздеев. В гостях у "более удмуртов"
Игорь ПОЗДЕЕВ,
аспирант Удмуртского института истории, языка
и литературы Уральского отделения Российской академии наук
(Заметки участника экспедиции)
Процессы глобализации и унификации, идущие в современном обществе, рост и активизация межэтнических контактов обострили проблему сохранения этничности, актуальной для народов всего мира. В связи с этим усиливается интерес к теме диаспор в научных и политических кругах, как за рубежом, так и в России.
Проблема диаспоры одна из наиболее острых для финно-угорских народов, а особенно для удмуртов, из общего числа которых 33% проживает за пределами своей титульной республики. Значительная часть диаспоры (106,8 тыс. человек) расселена на территории Волго-Камского региона и, как и в любом другом регионе, остро нуждается во внимании к своим интересам в сфере культуры, печати, школьного образования, в вопросах кадровой политики и форм представительства в органах управления на местах. Для разработки практических программ по оказанию помощи периферийным группам удмуртов необходимы глубокие знания ситуации по вопросам межнациональных отношений в местах их проживания, проблем материального и духовного жизнеобеспечения.
Исходя из актуальности изучения удмуртской диаспоры, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН одним из основных направлений своей научно-исследовательской деятельности определил исследование локальных групп удмуртов, что легло в основу концепции монографического исследования «Удмуртская диаспора в субъектах федерации различного типа» (на примере удмуртской диаспоры Кировской и Пермской областей, Республик Башкортостан, Татарстан, Марий Эл). В рамках реализации данной концепции в 2002 году в Пермской области и Республике Башкортостан была проведена этнографическая экспедиция по комплексному изучению современного состояния удмуртской диаспоры. С 25 по 31 августа 2003 года экспедиция побывала в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Балтасинском и Кукморском районах Республики Татарстан.
Мари-Турекский район широко известен как в самой Республике Марий-Эл, так и за её пределами. Район прославили многие именитые выходцы из него, среди которых можно назвать академика Мосалова Василия Петровича; профессора живописи, преподавателя Санкт-Петербургской Академии художественных наук Платонова Михаила Георгиевича; заместителя начальника госпиталя имени Бурденко, члена Нью-Йоркской Академии наук Ардышева Вячеслава Николаевича; бывшего Президента Марий-Эл Кислицина Вячеслава Александровича. Стоит обратить внимание на два обстоятельства, выделяющих район в истории финно-угорских народов: в 1891 и 1894 годах район посещал финский ученый Ю. Вихман, собравший здесь богатый фольклорный материал, а в 1895 году удмурт Кузьма Андреевич Андреев открыл в деревне Большой Карлыган Мари-Турекского района первую вотскую школу.
Районная администрация старается налаживать связи с Удмуртской Республикой и Республикой Татарстан. Так, Мари-Турекский краеведческий музей дружит с музеем Дружбы народов Балтасинского района Татарстана, Национальным музеем Удмуртии имени К. Герда (Ижевск). Фольклорные коллективы республик активно гастролируют у соседей. Не первый год дети из Мари-Турека ездят летом отдыхать в «Шундыкар», многие выпускники школ выбирают для поступления вузы Удмуртии. Немалая заслуга в этом принадлежит «Центру удмуртской культуры», финансируемому из районного и республиканского бюджетов. Постоянные контакты сыграли положительную роль и для нашей экспедиции - районная администрация обеспечила нас всеми необходимыми сведениями, документами, а также взяла на себя решение бытовых вопросов.
Основной источник дохода местного населения – индивидуальные хозяйства. Респонденты из деревень Лом, Сизнер, Большой Карлыган, Малый Карлыган, в которых проживает преимущественно удмуртское население, сообщали, что практически каждая семья имеет по две коровы, откармливают бычков, свиней. Выращивают много овощей, особенно картофеля. Таким образом, в деревне стараются обеспечить себя всем необходимым. Но полностью на самообеспечении хозяйство находиться не может. На что-то надо покупать одежду, лекарства, отправлять детей в школу, платить за газ, потребляемое электричество. В колхозах зарплату не выдают месяцами. Большой удачей считается, если кто-либо из членов семьи работает в бюджетной организации. Крестьяне вынуждены производить как можно больше продукции на продажу. Для того чтобы обеспечить себя самым необходимым, крестьянская семья работает с утра до вечера. Но и это не является гарантом материального благополучия. Проблема диспаритета цен на сельхозпродукцию актуальна для всей России, а в Мари-Турекском районе усугубляется удаленностью от основных потребителей – городских жителей и отсутствием у большинства населения транспорта для перевозок. Поэтому перекупщики скупают продукты по низким ценам. Это приводит к тому, что на продажу идет даже продукция, необходимая самим крестьянам. По словам директора Ломовской яслей-сада-школы Овчинниковой Д.А., в деревне многие вынуждены сдавать всё мясо, практически не оставляя ничего для себя.
Фермерское движение в районе не получило массового распространения. По словам респондентов, в середине 90-х годов их число доходило до трехсот, а на данный момент сохранилось только пять хозяйств, из них четыре возглавляют удмурты. При разговоре выяснилось, что все фермеры раньше входили в руководящий аппарат колхоза, получали сельскохозяйственное образование, имеют опыт в принятии самостоятельных решений. Фермеры, кооперируясь друг с другом, совместно выполняют основные сельскохозяйственные операции. Наемную рабочую силу никто из них не использует. Отношение односельчан к ним неоднозначно. С одной стороны, их считают людьми, расхитившими «колхозное добро», традиционно числящееся общим, но с другой стороны, фермеров уважают за трудолюбие. Члены экспедиции сами были свидетелями того, что даже поздним вечером, когда вся деревня отходила ко сну, фермеры продолжали работать. Вместе с тем, годовой доход одного фермерского хозяйства не превышает 60-70 тысяч рублей.
Тяжелый ежедневный труд, низкие заработки, отсутствие возможностей культурного проведения досуга (на несколько деревень всего один клуб), неуверенность в завтрашнем дне приводят к следующим последствиям: увеличивается количество уезжающих в райцентр и города (особенно активна в этом плане молодежь), растёт уровень пьянства, у жителей деревень наблюдается нежелание заводить семью. Так, в деревне Лом свыше сорока неженатых мужчин репродуктивного возраста. При беседе с одним из них выяснилось, что основная причина сложившейся ситуации – отсутствие потенциала для достойного обеспечения семьи.
Однако, как заметила глава сельской администрации Большого Карлыгана Ф.М. Ибрагимова, удмурты более трудолюбивы, чем представители других этносов, и их деревни не исчезают с лица земли. Во многом благодаря им, Мари-Турекский район считается первым в республике по производству сельскохозяйственной продукции. В этом плане интересным было знакомство с жителями деревни Малый Карлыган. Деревня считается зажиточной – на 28 хозяйств имеется 11 тракторов. Окрестные жители прозвали её деревней «новых удмуртов». Среди людей, проживающих в ней, сильны традиции коллективизма и взаимовыручки. Так, в разгар сельскохозяйственных работ (особенно на сенокосе) они бесплатно помогают друг другу. Крупные праздники традиционно справляют вместе. Правда молодежь старается отмечать отдельно от взрослых, но это не вызывает нареканий со стороны старших. Молодое поколение здесь с ранних лет приучается к труду. Видимо поэтому многие после учёбы приезжают обратно, хотя и не стремятся устраиваться в колхозы – больше стараются работать на себя.
В Малом Карлыгане мы увидели пример активного функционирования института сельских старост, распространенного по всей республике. Как объяснил староста деревни И.П. Иванов, в его обязанности входит присмотр за общественным порядком, дорогами, благоустройством деревни, противопожарной безопасностью. На должность старосты раз в два года выбирается наиболее авторитетный и ответственный житель. Выборы проходят на сельском сходе, на который приходит по одному представителю от двора. Сельские сходы обычно проводятся ежегодно весной и осенью. На них, помимо выборов, решаются вопросы, затрагивающие интересы всех жителей, например, ремонт дорог, чистка кладбища. Подобная самоорганизация помогает жителям деревни в борьбе за выживаемость, вероятно, восполняя дефицит государственной власти, и порождает особый микроклимат, при котором отдельный член группы должен испытывать чувство защищенности и психологического комфорта.
В Мари-Турекском районе компактно проживают представители четырех национальностей: удмурты, марийцы, русские, татары. Сохранение диаспоры удмуртов возможно лишь путем передачи этнокультурных особенностей подрастающему поколению. Этническая социализация ребенка начинается в семье, и здесь особую роль играет язык, на котором разговаривают родители. Отметим, что в исследуемых деревнях практически все удмурты разговаривают между собой только на языке своей национальности. В школах изучают удмуртский и марийский языки по подгруппам, но обучение затруднено отсутствием современной учебной и методической литературы. По словам директора Карлыганской средней школы, ученики между собой предпочитают общаться на русском, на родных языках разговаривают лишь дети из малых деревень.
В беседах люди часто сетуют на то, что в библиотеках мало книг на удмуртском языке, книжные новинки практически не поступают. Так, в библиотеке Большого Карлыгана всего 106 книг на удмуртском языке, а периодика из Удмуртии не выписывается. Лишь в школе выписывают «Вордскем кыл», но этого явно недостаточно. Простому крестьянину выписать что-либо достаточно сложно и причина одна – отсутствие денег. В Мари-Турекском районе нет возможности принимать каналы, транслирующие теле- и радиопередачи на удмуртском языке, поэтому среди удмуртов существует огромная потребность в усилении информационных контактов с Удмуртией, люди хотят быть в курсе событий, происходящих в титульной республике.
Следующий пункт пребывания экспедиции – Республика Татарстан, Балтасинский район. В районе была горячая пора – шла уборочная кампания, представители администрации разъехались по колхозам. Но нам удалось пообщаться с заместителем главы администрации по социальным вопросам Р. И. Шакировым По его словам, удмурты принимают полнокровное участие в жизни района, республики. Выпускается газета «Азьлане» на удмуртском языке, проводится праздник «Гырон быдтон», строятся новые школы. 10 лет подряд актив удмуртских представителей приглашается в Казань на празднование Дня Республики. В районных масштабах есть немало известных людей-удмуртов. Но наиболее активные всё же стараются уехать в Ижевск.
В Балтасинском районе удмурты проживают в 20 деревнях, основная часть приходится на Ципьинский и Кушкетский сельсоветы. По словам опрашиваемых удмуртов, жизнь у них лучше, чем в соседней Кировской области и Марий Эл. Заработную плату им стараются выдавать регулярно. Сельскохозяйственные кооперативы твердо стоят на ногах, помогают колхозникам, обеспечивая по льготным ценам зерном, сеном. Все населенные пункты газифицированы. Кроме того, население получает доход, занимаясь выращиванием домашних животных и птиц. За мясом часто приезжают из города Иваново и Республики Коми. За счет прибылей от продажи мяса активно строится жилье. Молодежи через администрацию выдаются строительные ссуды на 15 лет. Кроме того, через сельские советы налажен прием молока от населения. Расплачиваются за него каждые 10 дней. Это относительное благополучие привело к тому, что в районе наблюдается прирост населения, за годы реформенных потрясений сохранились все деревни.
Отдельно хочется рассказать о школьном образовании. Удмуртские дети в основном посещают школы в Ципье и Среднем Кушкете. При первом посещении Ципьинской средней школы нам показалось, что мы попали в санаторий. Чистые асфальтированные дорожки во дворе, ухоженные клумбы, огромное количество роз, новое здание школы – всё рождало в душе восхищение и «белую зависть» к тем, кто здесь учится и работает. Интересной была беседа с директором школы В.Ф. Трофимовым, удмуртом по национальности. По его словам, современное здание школы построено в 1997 году. В ней расположены 2 спортзала, актовый зал, компьютерный класс, рабочие мастерские для юношей и девушек. Каждый кабинет оборудован телевизором, видео- и аудиомагнитофоном. Из техники в школе имеется автобус, легковой автомобиль «Жигули», трактор «Беларусь», грузовик ГАЗ-66.
Основную прибыль школе приносит пришкольный участок. Благодаря ему, детей обеспечивают бесплатными обедами. На вырученные от продажи продукции деньги были куплены «Жигули», все внеклассные мероприятия проводятся за счет «овощей». Летом все дети обязательно проходят на пришкольном участке практику. Ученики начальных классов – 3-4 дня по 1 часу, 5-7 классов – 10 дней по 3 часа, 11 классов – 18 дней по 4 часа. Кроме того, осенью дети работают в колхозе по договору – собирают картофель, благодаря чему школа получает 4% от количества собранного картофеля, а школьникам ещё выдают зарплату.
В школе ежегодно учится 420-450 человек, из них почти 200 удмуртов, чуть более 180 татар, около 40 марийцев, несколько детей от смешанных браков. Сюда приходят учиться из 13 деревень. Обучение идет на русском языке, по 2 часа в неделю все изучают татарский язык, являющийся в Татарстане государственным. Дети-удмурты и марийцы охотно посещают уроки по изучению своих родных языков, разговаривают на них при неформальном общении, а с представителем другой национальности общаются на русском.
Учительский коллектив состоит из 47 человек (в период посещения района экспедицией), из них большинство – удмурты. Правда, мужчин-удмуртов среди учителей только двое, что объясняют бытующим стереотипом среди удмуртов: настоящий мужчина должен работать руками, физически. Учителя удмуртского языка при беседе с нами жаловались на нехватку учебников, методичек для работы. В библиотеках мало книг на удмуртском языке. Дети сами выписывают журналы и газеты: «Зечбур», «Кизили». Школа выписывает «Кенеш», «Вордскем кыл», «Инвожо».
Несколько лет удмурты из деревень Турья, Кушкет, Карык-Серма добивались строительства нового здания школы в деревне Средний Кушкет. Родители посылали письма Президенту Татарстана, обращались с наказами к депутатам. Во время нашей экспедиции в новом здании школы шли уже заключительные работы. До момента открытия оставался один месяц. В школе есть актовый и спортивный залы, учебные кабинеты, которые будут оборудованные всем необходимым. Завозились станки, учебная мебель, бытовая техника – холодильники, швейные и стиральные машины. Уже построены электроподстанция, гараж, котельная, футбольное поле, хоккейная коробка. Директор школы И. В. Ермаков очень просто и вместе с тем ёмко выразил своё отношение к той победе, которую одержал он, учителя и родители: « Я очень рад, мы все очень рады».
Как и в Мари-Туреке, в Балтасинском районе жители особо отмечали трудолюбие удмуртов. Если удмурт женился на татарке, то говорили «на работящей женился». Но в основном удмурты заняты в сфере физического труда, что порой вызывает недовольство: «Как будь-то удмурты рождены только руками работать, а не начальниками быть». Однако никого из удмуртов не смущало то, что председателями колхозов, в которых большинство работающих удмурты, являются татары. Считается, что татарину проще добиваться чего-либо у районных и республиканских властей. Вероятно, этим вызвано желание некоторых удмуртов выехать в Удмуртию, где, по их мнению, больше возможностей для самореализации. В среде местных удмуртов бытует стереотип: «Наши уезжают в Удмуртию и становятся там председателями».
Как отметил председатель Общества удмуртской культуры Балтасинского района «Кенеш» Сапожников Л.Д., удмуртский народ здесь довольно замкнут. Многие живут по принципу «не выделяться, довольствоваться отведенным местом». Это может привести не только к общественной, но и духовной самоизоляции. Так, люди не хотят даже ходить на бесплатные концерты, например, Валентины Пудовой. Как метко заметил Леонид Дмитриевич, «нашему народу работу давай – хлеба не надо». Интересная ситуация происходит в области межнациональных отношений. Смешанные браки есть, но в последнее время, по словам опрашиваемых, среди татар верующие родители не желают, чтобы их дети брали удмуртов в супруги. Да и среди удмуртов среднего и старшего поколения бытует мнение, что в татарских семьях их ребенку будет неуютно: уж лучше пусть вступают в брак с удмуртами или русскими.
Среди удмуртов Балтасинского района традиционно практикуется умыкание невесты по предварительному сговору и даже без её согласия. Украденную невесту в доме жениха встречают у крыльца с хлебом-маслом. Если невеста масло съела – это значит, что она согласна выйти замуж. После этого девушка живет у жениха, а в родительский дом возвращается за неделю до свадьбы. Из экономических соображений свадьбу празднуют только один день, придерживаясь схемы: сначала празднуют в доме невесты, затем едут на регистрацию в ЗАГС, после – к жениху. Гуляний на всю деревню никто уже не устраивает.
К событиям, происходящим в Удмуртии, все удмурты испытывают живой интерес. Но многие из них дистанцируются от удмуртов титульной республики, считая себя «более» удмуртами, потому что они сохранили свой язык, учат ему детей и он остаётся востребованным. Кроме того, стараются сохранять и элементы традиционной этнической культуры. Например, свадьбы стараются проводить по устоявшимся канонам, соблюдая традиционные обряды. Всё это внушает им оптимизм и даёт право заявлять, что они сохранятся как этнос.
Заключительный этап нашей экспедиции проходил в Кукморском районе Республики Татарстан. Удмурты проживают во всех сельских советах, составляя значительную часть населения района. Администрация района в связи с подготовкой к новому учебному сезону не могла уделить нам много времени, поэтому нас передали на попечение председателю Ош-Юмьинского сельского совета Г.Н. Тихонову и директору средней школы В.П. Иванову. Даже на первый взгляд видна разница в уровне жизни по сравнению с Балтасинским районом. Дороги гораздо худшего качества, во многих деревнях нет газа. По словам Геннадия Николаевича, основная причина – отсутствие средств у населения. Колхозы из-за своего слабого экономического положения не могут помочь в газификации. Заработную плату колхозникам выдают не полностью. В счет зарплаты получают фураж и сено. Поэтому, чтобы выжить, приходится «крутиться». В основном деньги выручают от продажи мяса и картофеля, сдачи молока. По указанию главы районной администрации, приём молока ведется через сельсоветы. Кроме того, много людей ездят на заработки в соседние Вятские Поляны, Казань, Кукмор. Но связи с деревней не теряют.
В разговорах часто высказывалась мысль, что при желании человек может зарабатывать деньги. И люди стараются это делать, пытаются искать дополнительные источники для поддержания своих хозяйств. Пусть в небольших масштабах, но идет строительство индивидуальных домов. Интересный факт отметил председатель Ош-Юмьинского сельсовета: прежде, чтобы увезти больного в райцентр, всем «миром» искали технику, а сейчас автомобили имеются чуть ли не на каждом третьем дворе.
Вообще, удмурты в Кукморском районе живут достаточно замкнуто, в браки стараются вступать с представителями своей этнической среды, даже если для этого нужно искать партнера в соседних селах. При посещении удмуртов Мари-Турекского и Балтасинского районов радовало большое количество местных фольклорных ансамблей, как детских, так и взрослых. В Кукморском же районе нет постоянного фольклорного коллектива, люди даже на концерты приехавших из Удмуртии артистов ходят неохотно. Говорят, нет денег на билеты.
Но радует количество печатных изданий на удмуртском языке. В колхозах «Рассвет», «Виль кужым», «Гигант», и «Заря» есть библиотеки для удмуртского населения. Общий фонд Ош-Юмьинской библиотеки составляет около 11 тысяч книг, из них на удмуртском языке – 1745, что на много больше, чем в библиотеках ранее изучавшихся районов. Большой популярностью пользуются периодические издания из Удмуртии.
При анализе руководящего состава районного уровня выявляется следующая картина: во главе всех колхозов в районе стоят татары, даже в тех, где работают только удмурты. И когда районное начальство, игнорируя пожелания удмуртов, назначает председателем татарина, который живет в другом месте, не умеет разговаривать с людьми на их родном языке, то это вызывает недовольство жителей. По их мнению, с таким руководителем нет перспективы. Кроме того, зачем пришлому человеку проводить газ, асфальт, открывать какое-либо производство. Он приехал-уехал. Всё это усугубляется тем, что видна большая разница между татарскими и удмуртскими деревнями: татарские деревни газифицированы, дороги заасфальтированы, а перед удмуртскими деревнями асфальт обычно заканчивается за километр, чему мы сами были свидетелями. И невозможность изменения ситуации рождает апатию и недовольство среди удмуртов.
В целом по результатам поездки вырисовываются основные черты жизни и деятельности удмуртов в Республиках Марий Эл и Татарстан. Безусловно, необходимы дальнейшие исследования, но следует отметить, что независимо от экономической ситуации, в которой находятся диаспоры, их стремление к реализации культурных потребностей находит понимание и поддержку со стороны республиканских властей Марий Эл и Татарстана. В то же время, локальные группы удмуртов нуждаются в более пристальном внимании со стороны руководства Удмуртии, особенно в содействии получения специального образования и обеспечении в достаточном количестве периодикой, книжными новинками на удмуртском языке, а также учебными пособиями.