Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №8 Л. Гареева. Развитие и взаимодействие этнокультур

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №8 / Л. Гареева. Развитие и взаимодействие этнокультур

Национальная политика: история и современность


Луиза ГАРЕЕВА,
заместитель директора Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры Республики Татарстан.

РАЗВИТИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭТНОКУЛЬТУР.

 

Сохранение культурной Среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы! Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная Среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственности, самодисциплины и социальности.
Д.С. Лихачев


    Интеллектуальный и духовный поиск начала 90-х годов прошлого века, взамен отвергнутых классовых догм, породил востребованность этнических ценностей, среди которых этнокультура занимает одно из определяющих мест. Однако трансформация общественного сознания, переориентация его на новые ценности не всегда проходят гладко и безболезненно. Еще не найдены ответы на все вопросы. Но не замечать ростков нового этносознания, способствующего возрождению традиционных культур, консолидации народов и наций, укреплению межэтнического доверия и взаимодействия – невозможно.
    На поворотном этапе исторического развития народов России, приобщения их к политическим, экономическим преобразованиям Татарстан привлек к себе внимание бурными социальными процессами, оказавшими заметное влияние на формирование этнической ситуации в регионах страны и России в целом. Будучи ареалом, где этнический фактор играет заметную роль в продвижении к гражданскому обществу, он весь этот исторический этап протяженностью в 10-11 лет, по определению известного социолога и политолога М.Н. Губогло, сам учился "демократии, мобилизации и межнациональной толерантности" и на своем примере помогал разобраться в сложнейших процессах другим.
    Татарстан является уникальным полиэтническим государственным образованием. Его уникальность исходит из многовекового опыта культурного общения на этой территории двух крупнейших этносов - татар и русских при наличии множества национальных меньшинств, а также в том, что, как утверждает местный этнолог, "только в Поволжье существовали смешанные крестьянские общины и никогда коренные народы не воевали между собой". Современный этап развития республики характеризуется высоким уровнем урбанизации: около 73 процентов населения составляют городские жители. Пересадка национальной жизни с однородной сельско-общинной на разноликую городскую почву влечет за собой радикальные изменения этнического сознания людей, существенно влияет на воспроизводство и потребление этнокультурных ценностей.
    Несмотря на то, что в последние годы все больше внимания уделяется осмыслению региональных интересов, преимущественно затрагивающих социально-экономическую сферу и служащих объединяющим элементом для народов края, национальная специфика их жизнедеятельности не теряет своего значения. Ибо предельно ясно, что народная культура - это тот стержень, который формирует духовный облик людей, нормы поведения и формы общения, выработанные тысячелетиями. Именно культура может стать эффективным средством решения многих межнациональных проблем, важным компонентом социальной регуляции общества. В ней заложены бессмертные сокровища человеческих знаний, мыслей и творчества поколений. Их и следует положить в основу мира, который должен быть устроен так, чтобы, говоря словами замечательного французском писателя Антуана де Сент-Экзюпери, «ни в одном человеке не погиб Моцарт».
    Государственная идеология в области этнокультурных процессов в Республике Татарстан отразилась в краткой фразе, высказанной Президентом М.Ш. Шаймиевым на сессии Государственного Совета 8 августа 1996 года: "В соответствии с Конституцией Республики Татарстан мы строим полиэтническое, поликультурное сообщество...".
    Этим продиктована необходимость разработки общей идеологической концепции, формирующей культурные ценности и приоритеты в определенную систему, "работающую" на духовную реабилитацию и консолидацию общества. В последние годы было предпринято немало усилий, направленных на реализацию идей национального возрождения культур и межнационального взаимодействия народов Татарстана. На начало перестроечных процессов в обществе и татары, и русские, и другие, как коренные национальные общности, так и диаспорные группы, располагались на разных стартовых позициях. Почти половина татар во время переписи населения 1989 года, называя татарский своим родным языком, не владела им на практике. А русские не были ущемлены в языковом отношении, но, находясь под влиянием западной и восточной культур, несколько отличались от своих сородичей за пределами республики. Они были более толерантны и менее активны в этнической жизни. Думаю, что это можно объяснить некоторой их растерянностью перед переосмыслением и выбором национально-государственных приоритетов республики. Финно-угорские народы оказались под угрозой утраты своих языков и культурных ценностей в результате прогрессировавшей ассимиляции. Диаспоры же, за редким исключением, тогда еще не успели сориентироваться в реалиях национальной жизни.
    На пути к своему этническому возрождению народам необходимо было преодолеть трансформацию мировоззрения, освободиться от стереотипов, унижающих достоинство народов, выделить общезначимые духовные ценности, учесть уровень и состояние этнокультур и их взаимодействия. Ибо широкая география их расселения фактически на всей территории России, интенсивные процессы ассимиляции, государственная политика, преследовавшая цель стирания различий между народами, привели к своего рода национальному нигилизму. Потребовалось немало времени и сил, чтобы создать условия для пробуждения и развития этнического самосознания людей, вовлечения их в этнокультурную жизнь общества. Это способствовало актуализации этнических ценностей и в конечном счете открыло путь к качественно новому уровню развития многонациональной культуры республики.

***

    Активизация национальных процессов в 90-е годы привела к коренным изменениям государственной и общественной жизни. Новые реалии потребовали поиска новых подходов к делу, определения конкретных сфер деятельности. Ими стали сохранение этнических ценностей и культурных традиций; возрождение языков; воссоздание празднично-обрядовой, бытовой культуры народов; создание этнографических музеев; организация выставок изделий народных промыслов и ремесел; изучение истории конкретных сел, деревень; воспитание бережного отношения к памятникам истории, национальной литературе, искусству и символике; приобщение детей к этнокультурному наследию и т.д.
    Сообразуясь с ними, научно-методический центр Министерства культуры республики определил в области национальной политики два приоритетных направления: организационно-методическая поддержка развития национальных культур и содействие их взаимодействию в целях усиления духовно-эстетического влияния на многонациональное сообщество, каковым является сегодня народ Татарстана. Практическая их реализация потребовала научного обоснования форм и методов работы, соответствующего методического обеспечения.
    С 1996 года в республике регулярно проводятся проблемные семинары, научно-практические конференции, посвященные рассмотрению комплекса этих вопросов. В большинстве своем они организуются по инициативе Министерства культуры и нашего центра совместно с Региональным центром переподготовки и повышения квалификации работников социокультурной сферы и искусства, Ассоциацией национально-культурных организаций республики, Казанским городским фондом развития языков и культур "Эмет", другими учреждениями и организациями с привлечением специалистов разных направлений.
    Специальный семинар был посвящен развитию и взаимодействию национальных культур. Он показал назревшую необходимость постоянного диалога между государственными структурами и общественными организациями. В ходе его состоялись "круглые столы", в работе которых приняли участие ученые, сотрудники государственных органов, практики, непосредственно занимающиеся затронутыми вопросами.
    Опираясь на их рекомендации, клубно-досуговые учреждения и базирующиеся в них общественные объединения республики стали уделять больше внимания изучению и пропаганде языков и этнических ценностей, использованию их во всех сферах государственной и общественной деятельности. Совместно с органами образования они создали сеть воскресных школ, открыли курсы по изучению языков, истории и культуры разных народов. Началось возрождение национальных праздников, старинных обрядов и обычаев, традиционных народных костюмов (от бытовых до сценических).
    В 1992 году наш центр совместно с отделом этнографии Академии наук Татарстана, ведущими художниками-модельерами республики, театром моды "Лик" провел республиканскую научно-практическую конференцию. Вызвана она была появившейся востребованностью национальных костюмов. Это всколыхнуло творческую инициативу модельеров, и ведущие швейные фирмы Казани, Альметьевска, Набережных Челнов начали использовать в своей практике эскизы лучших художников, созданных на основе исследовательских работ этнографов. Сегодня, к слову сказать, в татарских сценических костюмах, в противовес изобиловавшим в советский период многоярусным капроновым платьям и передникам с аляповатым орнаментом, совершенно чуждым их историческому типу, превалируют разнообразие булгарских мотивов, восточно-европейская палитра казанских татар.
    В минувшее десятилетие в республике наблюдался бум любительского песенного творчества. Учитывая это, наш центр инициировал создание союза самодеятельных композиторов, в который вошли также представители регионов компактного проживания татар за пределами республики. Затем совместно с Союзом композиторов Татарстана были организованы научно-практические конференции по вопросам развития музыкально-песенного жанра на основе традиций татарского народа. На последнем съезде самодеятельных композиторов в числе прочих поднимался также вопрос о выделении средств для издания антологии произведений непрофессиональных сочинителей музыки, многие из которых популярны в народе. Первая часть антологии уже готова к выходу в свет. Но выплата гонорара самодеятельным авторам, сочинения которых используются профессиональными исполнителями, остается проблематичной.
    Рост национального самосознания вызвал всплеск интереса к фольклору. Как выяснилось, часть его уже безвозвратно утеряна, но кое-что еще можно возродить, в том числе народное песенное, хореографическое игровое искусство, забытые праздники. Сегодня идут активные процессы современного переосмысления фольклора и привнесения его яркой образности и неповторимого национального колорита в творческие произведения и в реальную жизнь.
    Большой вклад в это дело внесли фольклористы Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Альметьевска. Именно они занялись повседневной поисковой работой по выявлению преданных забвению народных обычаев, обрядов, традиций, знаковых примет и явлений, характерных черт хозяйственно-бытового и культурного уклада жизни, свойственных разным народам промыслов и ремесел, включая художественные. Изучение фольклора сопровождается повседневным использованием его в современной жизни. В Актанышском и Сабинском районах с 1990 года вошли в досуговую практику молодежные вечера под названием "Кичке уен". Они целиком построены на татарском фольклорном материале и напоминают массовые сельские гуляния, бытовавшие испокон веков в больших и малых деревнях. В Бугульминском, 3аинском и других районах возрождаются местные свадебные обряды.
    Наша совместная с центром татарского фольклора работа по популяризации народного творчества привела к возрождению таких забытых фольклорных жанров, как баиты и мунажаты, в исполнительной ритмике которых так или иначе присутствует музыка. Приверженцы этого жанра сегодня есть почти во всех городах и районах республики. Ими было инициировано воссоздание традиционного способа исполнения на татарских народных инструментах. Заметный резонанс получили республиканские и региональные научно-практические конференции по таким важнейшим проблемам возрождения этнокультур, как "Народные инструменты и музыкальная культура народов Поволжья", "Возрождение татарских традиционных инструментов и традиционного исполнительства". Они рассматривались на высоком профессиональном уровне с участием специалистов консерватории, педагогического университета, академии культуры и искусств. Их предложения были доведены до Кабинета Министров республики. Однако заметного сдвига не произошло. По-прежнему татары и все соседствующие с ними народы не слышат ни саз, ни ятаган, ни думбру. А ведь даже татарский курай, который сегодня почти кустарно мастерят из металла или пластмассы, в старину имел несколько разновидностей и, как правило, был из дерева (кура).

***

    Процессы демократизации общества обусловили возникновение различных самодеятельных формирований. В этнокультурной сфере это вылилось в создание национально-культурных центров. Зарождались они на волне национального движения в начале 90-х годов прошлого века, а базировались, как правило, в культурно-просветительных учреждениях.
    Это время можно смело назвать периодом активного духовного возрождения народов. Несмотря на тяжелое экономическое положение страны, Министерство культуры Российской Федерации стимулировало эти новообразования и в рамках Федеральной программы развития культур народов России осуществляло целевое финансирование национально-культурных центров и обществ. К сожалению, с 1996 года эта практика прекратилась. Тем не менее, численный рост этнокультурных общественных формирований продолжался у нас и в последующее время. К началу текущего года их число перевалило за сто, и ныне действуют 23 татарских, 21 русский, 22 чувашских, 9 марийских, 5 удмуртских, 2 мордовских и 20 центров других национальностей.
    В сравнительно короткое время в них была сосредоточена вся проводимая официальными учреждениями и общественными организациями работа по возрождению, сохранению и развитию этнических ценностей, что позволило обеспечить все многообразие её направлений, форм и методов, добиться преемственности и последовательности развития и взаимодействия национальных культур, улучшить координацию усилий участников этнокультурного движения. При их активном содействии во многих библиотеках республики открыты специализированные отделы национальных литератур, которые регулярно проводят дни, декады, месячники, посвященные творчеству разноязычных писателей, обсуждению их произведений.
    Знаковым событием этого ряда стали Державинские чтения, впервые проведенные в 2000 году на родине великого русского поэта-гуманиста Гаврилы Державина, целью которых является пропаганда поэтического наследия, языка, культуры русского народа. Чтения вышли за рамки библиотечной работы и превратились в подлинно народное действо. Так, 14 июля 2001 года на площади перед Лаишевским Домом культуры состоялось костюмированное театрализованное представление, где "старик Державин", в образе которого был участник народного театра, так же, как в начале XIX века принимал лицейский экзамен у Александра Пушкина, "экзаменовал" молодых поэтов-победителей районного конкурса детской поэзии, предварявшего праздник. Здесь же поэту и переводчику Сергею Малышеву была вручена учрежденная администрацией Лаишевского района премия имени Г.Р. Державина, а начинающие поэты были поощрены ценными призами. Открытием для участников праздника стала новая музейная экспозиция "Река времени: Жизнь Г. Р. Державина".
    Большинство национально-культурных центров образовано на основе фольклорных коллективов, базирующихся в клубах и Домах культуры республики. Именно они выступили на первоначальном этапе в качестве инициативных групп, сплотив вокруг себя местную интеллигенцию, молодежь, людей, не безразличных к этническим ценностям своих народов. Этот симбиоз оказался очень плодотворным. Ибо фольклорные коллективы только выигрывают оттого, что опираются на организационно-методические и материально-технические возможности культурно-просветительных учреждений.
    Эта тенденция четко прослеживается на развитии русского самодеятельного искусства. Такие ансамбли, как "Русская песня" (Алексеевский район), "Калинушка" (Бавлинский), "Камские зори" (Рыбно-Слободскиий район), "Ивушка" (Бугульма) на всех республиканских смотрах, праздниках, фестивалях активно пропагандируют русскую певческую культуру.
    Среди коллективов-ветеранов наиболее маститыми являются "Каравон" из села Никольское Лаишевского района (средний возраст участников от 30 до 80 лет), "Сельчанка" Елабужского района, "Ладушки" Тукаевского района. Эти коллективы существуют более 15 лет. Есть и такие, которые были созданы в начале 1990-х годов и сегодня без них не обходится ни один районный, республиканский праздник, а это фольклорные ансамбли "Коляда", "Вагуда" (Казань), "Калинушка" (Пестрецы), "Родные напевы" (3аинск), "Забава" (Нижнекамск), "Камушка" (Чистопольский район).
    Активно развивается русское молодежно-фольклорное движение, о чем говорят успехи ансамблей "Ивушка" и "Зеленая млада" (Казань), "3абавушка" (Елабуга), "Молодильные яблочки" (3еленодольск).
    Отрадно отметить, что в последние годы наблюдается очевидный количественный и качественный рост детских фольклорных коллективов, что свидетельствует о возрастающем интересе среди русского населения республики к песенному фольклору и упрочении преемственных связей разных поколений. В этом плане заслуживают похвалы детские фольклорные ансамбли «Лапоток», «Соловушка», «Лад», «Рождество» (Казань) и "Веселый карагод" (Нижнекамск), которые из года в год совершенствуют свой репертуар и традиционное исполнительское мастерство.
    Хорошо зарекомендовали себя марийские ансамбли "Мари сем" (Набережные Челны) и "Кна вел" (Кукморский район), удмуртские - "3ардон" (Набережные Челны), "3ардон" и "Зангари" (Бавлинский), "Инвожо" (Кукморский) и "3арни сизьыл" (Агрызский район), мордовские - "Умарина" и "Чивгане" (Тетюшский), "Умарина" (Черемшанский), "Мастор ягида" (Альметьевский район), "Эрзяночка" (Лениногорск).

***

    Затрагивая тему взаимодействия культур народов Татарстана, нельзя не отметить культивирование праздников, общественно-культурных акций, консолидирующих, сплачивающих народы Татарстана. Среди них - популярный смотр народного творчества "Играй, гармонь", который проводится 15 лет и демонстрирует дружбу и творческие таланты нашей многонациональной республики. Это и понятно, ибо идея объединения народов на фоне творческого самовыражения всегда доминировала, а гармонь издревле была главной героиней празднеств и символом дружбы восточно-европейских народов.
    В разряд объединяющих народы культурных акций, необходимо отнести и празднование Дня Республики Татарстан и Дня города Казани. Ежегодно более 500 самодеятельных артистов и не менее 40 народных коллективов участвуют в программе под названием "Наш общий дом - Татарстан", представляя зрителям не только неповторимые песни, танцы, игры, но и фрагменты бытовой культуры - предметы утвари, одежды, народных промыслов, национальной кухни.
    Активно внедряются традиционные обрядовые празднества. В соответствии с "Государственной программой развития культур народов Татарстана" возродились и получили вторую жизнь татарские праздники "Корбан байрам", "Навруз", "Нардуган", «Каз омэсе», «Джиен», «Кичке уен», «Карга боткасы»; русские - "Рождество", "Масленица", "Троица"; чувашские - "Уяв", "Манкун", "Раштуа"; марийские - "Семык", "Паледыш пайрем"; удмуртские - "Гырон быдтон", "Гершид"; мордовские - "Балтай", "Сексень налкхсемат".
    Представление о том, как происходит явление забытых праздников народу, дает опыт их возрождения и культивирования в Бавлинском районе. Несколько лет назад там по инициативе нашего центра начали совместно с отделом этнографии Института языка, литературы и искусств апробироваться, а потом внедряться традиции празднования «Навруза», «Каз омэсе», «Нардугана». Средства массовой информации обнародовали сведения об истории и содержании этих праздников, а Казанский цирк показал на своей арене сценический вариант обряда "Каз омэсе". Сегодня эти праздники известны в каждом селе, их охотно культивируют в соответствии с местными традициями и условиями. Аналогично вошли в обиход народные праздники "Сумбуля", "Ташу бэйрэме", "Карга боткасы", "Янгыр боткасы". На основе старинных мотивов возникли литературно-музыкальные вечера "Ачык сандык янында", "Халкыбызнын кунел жэухэрлэре", «Эбием сандыгы», которые знакомят людей с народными традициями, песенным творчеством, бытом татарского народа.
    Интересна история и судьба русского республиканского праздника "Каравон". Сведения о нем сохранились в воспоминаниях немногих старцев села Русское Никольское Лаишевского района и, благодаря энтузиастам-фольклористам и участникам фольклорного ансамбля с одноименным названием, воплотились сначала в виде праздника своего села, ставшего затем местом проведения республиканского фестиваля русского фольклора, который с течением времени обрел нынешний статус.
    Пристальное внимание уделяет наш центр возрождению чувашской праздничной культуры. В 1993 году на базе села Нижняя Кондрата Чистопольского района впервые был апробирован один из любимых чувашских народных праздников "Уяв", посвященный завершению посевной. Праздник был принят населением и в течение последних лет, уже в статусе республиканского, ежегодно проводился поочередно в районах компактного проживания чувашей - Алексеевском, Аксубаевском, Альметьевском, Нурлатском, Бавлинском, Бугульминском. В последнем приняли участие 300 исполнителей из 12 городов и районов республики.
    По существу, сегодня "Уяв" является не просто чувашским праздником, перенесенным в конкретную ситуацию из глубины веков. Не теряя своей изначальной прагматики, он выступает в качестве объединяющей идеи в возрождении традиционной культуры чувашского народа. Участники праздника водят традиционные хороводы, поют старинные песни, танцуют, демонстрируют изделия мастеров народных промыслов. Кроме этого, в последние годы чувашское население Татарстана вновь открыло для себя праздники "Акатуй", "Улах", "Уйтюг", "Сурхури" .
    Традиционными становятся фестивали фольклорных коллективов, смотры народного творчества. Среди них особенно популярны такие, как "Уйнагыз, гармуннар" "Татар жыры", "Минем илем - Татарстан", которые для многих их участников стали не только экзаменом на мастерство и зрелость исполнения, но и стартовой площадкой профессионального роста.
    В разряд таких культурных акций вошел и республиканский конкурс исполнителей "Русская песня", который проводится один раз в два года и с каждым разом демонстрирует положительную динамику в расширении географии участников конкурса, в совершенствовании репертуара и росте исполнительского мастерства. В последнем из них только в заключительным концерте в Елабуге были представлены зрителям 72 солиста, 8 дуэтов и 35 ансамблей.
    Значительным фактором развития этой тенденции становится республиканский фестиваль русской культуры, проводимый на острове-граде Свияжске по инициативе администрации города 3еленодольска и 3еленодольского района. В мае 2001 года он был посвящен 450-летию со дня основания Свияжска. В его программу вошли выступления 25 творческих коллективов из Казани и районов нашей республики, а также представителей Ассоциации колокольного звона России из Санкт-Петербурга, Москвы, Мурома.
В последние годы практикуется проведение заключительных туров и концертов республиканских конкурсов на базе городов и районов, что способствует заметной активизации этнокультурного движения на местах. Показательным в этом плане является проведение республиканского конкурса исполнителей "Чувашский соловей", который взяв старт в городе Чебоксары, пришел в Казань и так понравился татарстанским чувашам, что стал традиционным. Отзвенев в Нижнекамске, Нурлате и Чистополе, он стимулировал возрождение музыкально-песенного жанра и повсеместный количественный и творческий рост чувашских фольклорных и вокальных ансамблей. 3а десять лет число их возросло с 23 до 50.
    Можно назвать еще десятки культурных акций, свидетельствующих о достаточно разнообразной и активной этноинтегрирующей деятельности государственных органов культуры и их подведомственных организаций, общественно-культурных объединений республиканского, районного и городского уровней. Наиболее значимы среди них - республиканский фестиваль хореографических коллективов "Татарстанские узоры", фестиваль творчества народов Татарстана "Радужное многоцветие Татарстана", республиканский конкурс исполнителей народной и современной песни финно-угорских народов.
Общей заботой нашего центра и Государственного центра татарского фольклора Министерства культуры республики является возрождение традиционной культуры этнических групп мишар и кряшен. Так, год назад в Казани состоялся заключительный концерт республиканского фестиваля кряшенских фольклорных коллективов, на котором были представлены более 30 коллективных и 20 индивидуальных исполнителей из 18 городов и районов республики.
    Многие города и районы республики с компактным проживанием коренных народов края ввели в традицию народные фестивали, конкурсы, праздники. В Балтасинском районе, к примеру, стал регулярным конкурс "- 3вучи, удмуртская песня , первый этап которого проходит в селах, а заключительный - в райцентре - как "День удмуртской культуры". Такие же праздники проводятся в Кукморском, Менделеевском, 3аинском, Буинском и других районах республики. Кроме того, в республике, особенно в городах, где, как правило, проживает многонациональное население, активно расширяются рамки этнокультурного взаимодействия. В Альметьевске, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске вошли в практику праздники и фестивали дружбы и сотрудничества народов.

***

    Интенсивно развиваются культурные связи и культурный обмен Татарстана с другими регионами Российской федерации и зарубежными странами. В первую очередь с теми, где компактно проживает татарское население и где существуют национально-государственные образования народов, диаспоры которых обитают в нашей республике. Ещё в 1980 году в Казани состоялся Всероссийский фестиваль татарских фольклорных коллективов. Повторно его провели шесть лет спустя, а в третий раз, по всей вероятности, из-за экономического кризиса 90-х годов прошлого столетия, ему не суждено было случиться. Но прецедент был создан. И многие фольклорные коллективы из Астрахани, Тюмени, Челябинска, Перми, Волгограда, Екатеринбурга и других областей стали постоянными участниками наших праздников "Играй, гармонь", "День Республики" и других.
    В рамках договоров о культурном сотрудничестве прошли Дни татарской культуры в Башкортостане и Чувашии, Астраханской, Волгоградской и Самарской областях, городах Москве, Нижневартовске. Дни марийской культуры были организованы в Мамадышском и Елабужском районах, Дни чувашского театра - в Аксубаевском, Буинском, Дрожжановском и Нурлатском районах, городах Казани и Нижнекамске. Состоялись Дни мордовской литературы и Дни Удмуртии в Татарстане, Дни татарской литературы для молодежи в республиках Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Москве и Московской области, Екатеринбурге и Свердловской области, Ульяновской, Самарской, Саратовской областях.
Входят в традицию межреспубликанские смотры, фестивали художественной самодеятельности, гастроли профессиональных коллективов Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Башкортостана, Астраханской, Тюменской и других областей.
    Расширяется межведомственное взаимодействие в решении этнокультурных проблем. Год назад по инициативе Республиканской юношеской библиотеки в Казани был проведен межрегиональный праздник книги народов Поволжья под названием "Мы и наше Отечество". В рамках этого праздника в Доме дружбы народов состоялся «круглый стол» на тему «Возвращение к истокам», а в Национально-культурном центре "Казань" - вечер дружбы с участием писателей, артистов, творческих коллективов Марий Эл, Чувашии и Татарстана, была развернута книжная выставка под названием "Мы - ветви одного дерева". Гости праздника выезжали в марийское село Бима Агрызского района и город Буинск, где были организованы встречи с населением и творческими коллективами.
    Тогда же по просьбе администрации Самарской области на базе Дома дружбы народов был организован "круглый стол" по проблемам развития и взаимодействия культур народов Поволжского региона с участием заместителей глав администраций, заведующих отделами культуры, лидеров общественно-культурных формирований, представителей интеллигенции. В ходе этого диалога стороны почерпнули много ценного для дальнейшей работы.
Становится традицией участие наших фольклорных коллективов в международных фестивалях финно-угорских народов. Пять лет назад марийский ансамбль села Починок Кучук Кукморского района "Кна вел" выезжал на такой фестиваль в Эстонию, а год спустя - в Финляндию. Участниками очередных международных фестивалей стали народные удмуртские ансамбли "Шундаржет" из села Средний Кушкет Балтасинского района и "3ярдон" из села Покрово-Урустамак Бавлинского района, а также мордовский фольклорный ансамбль "Эрзяночка" из Лениногорска.
    Налаживается международный культурный обмен финно-угорских народов. По приглашению Казанской государственной консерватории Казань посетил ансамбль "Мериканто" из Тамперского университета Финляндии. Наряду с интересной программой, представленной казанцам, этот коллектив побывал в селе Починок Кучук Кукморского района с целью ознакомления с творчеством марийского и удмуртского фольклорных коллективов.
    С 1992 года республиканские и областные научно-методические центры Поволжья регулярно, один раз в год, проводят выездные семинары-практикумы работников культурно-досуговых учреждений, руководителей центров и обществ финно-угорских народов Татарстана на базе титульных республик этих народов. К работе семинаров привлекаются видные ученые, специалисты, деятели культуры. С созданием Регионального центра повышения квалификации и переподготовки работников культуры и искусства проводятся семинары-практикумы, научно-практические конференции по актуальным проблемам возрождения культуры финно-угорских народов. На одном из таких семинаров рассматривалась тема "Пути совершенствования методики работы с фольклорным коллективом". К ее обсуждению были привлечены специалисты из титульных республик финно-угорских народов, а в заключение на базе Дома дружбы народов был организован "круглый стол" по проблемам культурного возрождения и межкультурного взаимодействия, состоялось изучение опыта работы Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан.
    Работники чувашских клубно-досуговых учреждений нашей республики ежегодно проходят недельные семинары-практикумы, организованные Министерством культуры Чувашии. 3а эти годы в них приняли участие 50 человек.
    Практикуется проведение республиканских семинаров, научно-практических конференций на базе городов и районов республики. Так, проблемы марийской культуры рассматривались на научно-практической конференции в Менделеевском районе, возрождению удмуртской культуры был посвящен семинар в Кукморском районе, там же состоялась научно-практическая конференция по развитию марийского языка и культуры, в Нижнекамске были организованы семинары руководителей чувашских национально-культурных центров. Во всех них приняли участие руководящие работники и специалисты государственных органов, ведомств и учреждений, творческих союзов и общественных организаций соответствующих республик.

***

    В 1990 году, выступая на съезде народных депутатов СССР, Д.С. Лихачев справедливо заметил: «Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны».
    Если общество, переживающее переходный этап своего развития, действительно хочет подняться до уровня цивилизованных государств и народов, оно должно прежде всего сделать культуру движущей силой научно-технического, экономического, нравственного, всего общественного прогресса и, опираясь на нее, решать очередные задачи поступательного движения вперед.
    На нынешнем этапе истории идеей, объединяющей народы Татарстана, стала стратегия государства, нацеленная на межэтническое согласие, возрождение и взаимодействие этнокультур. Именно она привела к небывалой в прежние времена консолидации татарского народа, осознанию большей частью русского населения, другими народами республики таких общественных ценностей, как Родина, родной край, ассоциирующихся с Татарстаном, готовности защитить его региональные интересы.
    И хотя официально провозглашенная приверженность новым духовным ценностям еще не означает, что они восприняты и освоены всеми народами настолько, чтобы кардинально изменить этнокультурную ситуацию в республике, первые шаги на долгом и нелегком пути к гражданскому обществу уже сделаны.

Информация для сведения:

    2157 клубно-досуговых учреждений республики обслуживают 1715 населенных пунктов с татарским, 648 - с русским, 197 - с чувашским, 55 - с удмуртским, 30 - с марийским, 25 - с мордовским, 460 - со смешанным населением. Кроме того, 1250 библиотек обслуживают татарское, 779 - русское, 142 - чувашское, 32 - удмуртское, 14 - мордовское и 24 библиотеки - марийские население,
    При них действует около 200 фольклорных коллективов, в том числе более 70 татарских, 16 из которых имеют звания народных, 36 и соответственно 4 русских, 11 и 9 марийских, 20 и 5 удмуртских, 11 и 2 мордовских, 35 и 9 чувашских, а также более 1760 драматических коллективов, 75 из которых имеют звание народных (59 татарских, 12 русских, 3 чувашских, 1 удмуртский). Среди татарских народных театров есть и ветераны с более чем 25-40-летней творческой биографией: это - Атнинский, Лениногорский, Азнакаевский, Мамадышский и некоторых дворцов культуры г. Казани.
    Быт и обычаи народов республики отражают экспозиции и фондовые коллекции половины музеев республики. А в совокупности республиканский музейный фонд насчитывает свыше одного миллиона единиц хранения разнообразных экспонатов, являющихся памятниками материальн

1863 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru