Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №8 / Е. Турхан, М. Толмачёва. "Певец Тыхыръяла"
Сыны и дочери народа
Мария Толмачёва, методист Дома Дружбы народов Республики Татарстан
ПЕВЕЦ ТЫХЫРЪЯЛА
Невысокий пожилой человек в белой рубашке с чувашским орнаментом по вороту. Концы красного шелкового пояса украшены кистями. Широкие брюки с небольшим припуском заправлены в голенища мягких сапог. Беспокойные руки то и дело приглаживают волнистые, чуть посеребренные сединой волосы. Мягкий голос и открытый взгляд притягивают внимание, как магнитом. Бессребреник и душа-человек. Именно таким знают Василия Афанасьевича Дедушкина жители Казани и чувашских деревень Буинского и Тетюшского районов Татарстана. За годы своей жизни и работы здесь он сумел, совершенно не стремясь к этому, стать своеобразным символом чувашского народа. Без него невозможно представить сколько-нибудь значимое мероприятие Чувашской национально-культурной автономии республики Татарстан и Казанского общественно-культурного центра имени Педера Хузангая.
я начал бы так, как начал.
Ф. Дзержинский
Василий Афанасьевич родился в селе Абьшеево Буинского района Татарстана 14 января 1933 года. Его родное село входит в состав так называемого Тыхыръяла (Девятиселья). Когда-то в нем были только чувашские деревни. Сейчас две из них смешанные - в них поселились русские и татары. Но Альшеево сохранило этническую традицию - там живут только чуваши.
Первым учителем и воспитателем Васи Дедушкина стала бабушка Ирина Федоровна, к которой ходили за советом жители всего села. Привила она своему внуку любовь к родной земле, родным песням и языку, к труду, учила основным заповедям - не обманывай и не завидуй. До сих пор Василий Афанасьевич не знает, что такое сидеть на месте или праздно лежать на диване, и за всю свою жизнь не сказал ни одного слова неправды. И бабушка, и мать, и отец Васи знали, кроме родного русский и татарский языки. А потому, когда отца в 1941 году призвали на фронт, мать, работавшая до той поры в колхозе дояркой, заменила его, став дорожным бригадиром на автотрассе Казань - Ульяновск, которую обслуживали русские и татарские путейцы. Ни времени, ни сил на воспитание детей не оставалось. Так Вася, как и все дети войны, в восемь лет стал почти взрослым: работал на колхозных полях во время сенокоса и уборки урожая, жал, молотил, косил, доводилось ему и снопы вязать, и воду возить, и быков погонять…
Но Дедушкин не жалеет о том, что детство было тяжелым, считая, что именно в те годы зародились в нем любовь и уважение к своему и чужому труду. Если бы пришлось начать все сначала, он, по его словам, не хотел бы ни минуты изменить в своей жизни. Каждый год навещает Василий Афанасьевич родное село, чтобы поучаствовать в жаркой страде вместе с земляками. А работать всегда легче с песней, как говаривала бабушка Ирина Федоровна.
Поговорка
Семья Дедушкиных была удивительно музыкальной. Бабушка знала огромное количество народных песен. Подстать ей были и родители Васи. Они пели в церковном хоре. И на один Уяв - хороводное время с летного Николы (22 мая) до Петрова дня (12 июля) - не проходил без весельчака и песенника Афанасия Никифоровича. Говорят, в его руках всегда была гитара, балалайка или мандолина. А яблоко, как известно, от яблони недалеко падает. Так и стал потихоньку набираться огромный багаж чувашских песен - хороводных, праздничных, рекрутских, свадебых, солдатских, поминальных, жертвенных и многих других, - которым владеет сейчас Василий Афанасьевич. Трудно поверить, но выступать заводилой на свадьбах в качестве тамады он начал с 11 лет, и провел до сегодняшнего времени 455 свадеб в Тыхыръяле, Казани, Чебоксарах, Саратове, Москве - повсюду, где живут и создают семьи чуваши. Свадебные песни и уникальные фотографии чувашских свадеб, собранные Василием Афанасьевичем более чем за 50 лет, легли в основу солидного этнографического очерка "Чувашская свадьба", который публиковался в ряде номеров чувашской республиканской газеты "Сувар".
На Троицу, как и в давние времена, собирается на пригорке у села Чикилдым Тетюшского района знаменитый Тыхыръялский хоровод. Тянется туда молодежь на людей посмотреть, себя показать, посоревноваться в искусстве пения и тацев, а ненароком и пару себе приглядеть.
Но ладить это многолюдное действо по обычаями и традициям предков способен далеко не каждый. А среди немногих самым умелым затейником, замечательным исполнителем народных песен и танцев продолжает оставаться неизменный хороводник Дедушкин. И будь то на родине великого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева в селе Кошки-Новотимбаево, или в деревне ничем не знаменитой - повсюду Василий Афанасьевич - душа праздника. Все песни, его собственному признанию, держит он в голове. А освежать их в памяти помогает ставшая для него настольной книга Г.Т. Тимофеева "Тыхыръял". Она и ее автор заслуживают отдельного рассказа. Но есть в нем страницы, связанные непосредственно с родом Дедушкиных.
Григорий Тимофеев, учительствуя в Альшееве, собрал богатейший этнографический материал о чувашах нынешнего Буинского и Тетюшского районов. Но полностью свой труд издать не сумел. Лишь некоторая часть его собрания вошла в книгу "Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним", опубликованную в Симбирске в 1908 году. И только по истечении 64 лет "Тыхыръял" был выпущен полностью, но небольшим тиражом - всего 1000 экземпляров. Разошлась книга мгновенно. Посыпались многочисленные письма читателей. По ходатайству председателя Союза писателей Чувашской республики Николая Дедушкина (дяди Василия Афанасьевича) выпуск повторили. Но и его оказалось недостаточно. Тогда Василий Афанасьевич преподнес Президенту Чувашии Николаю Федорову экземпляр книги и выразил надежду на его помощь. В итоге было издано еще две тысячи экземпляров "Тыхыръяла". Память об этом случае зафиксировал автограф Николая Федорова, хранимый в личной библиотеке Дедушкина.
К автору книги у Василия Афанасьевича отношение почти родственное. Рассказывают, что уроженец Тюрлемы Тимофеев Появился в тех краях благодаря кучеру Якову Ивасееву, дедушке со стороны матери Василия Афанасьевича. Вез он как - то Ивана Яковлевича Яковлева и посетовал ему, что уехал из их села школьный учитель. Яковлев внял словам возницы и пригласил в Альшеевскую школу Григория Тимофеева, который должен был учительствовать в Оренбурге. А привез в село нового учителя опять же Яков Ивасеев.
Василий Афанасьевич бережно хранит подобные воспоминания, записи, семейные истории. Он продолжает вести родословную Дедушкиных, начатую его дядей Иваном Никифоровичем, и может рассказать о своих предках аж до 1720 года. Со смехом поведает, как когда - то давно из-за глухоты старого деда записали их род Харитоновых Дедушкиными, как один из прадедов помогал заниматься по математике и русскому языку своему однокласснику Ване Яковлеву, когда они учились в Старых Бурундуках под попечительством Боратынского, и многое другое.
Эразм Роттердамский
Обладая удивительной памятью, Василий Афанасьевич может пересказывать содержание почти всех прочитанных им книг, а их, поверьте, немало. Страсть к библиофильству у него проснулась, по его же признанию, в восьмом классе. Первоначально книги дарили, затем он сам начал разыскивать и приобретать их. В большой квартире Дедушкиных одна комната отдана книгам - они везде и всюду: исторические, научно - популярные, просветительские, этнографические, краеведческие…по истории Чувашии, Педера Хузангая, космонавта Андриана Николаева, многих других…переведенные на чувашский язык произведения А. Пушкина, М. Джалиля… Жаль, что нет старинных книг на родном языке: чувашский алфавит был разработан И.Я. Яковлевым чуть более века назад. А посему самое старое издание на чувашском языке в коллекции Дедушкина датируется 1909 годом.
Среди ценнейших чувашских изданий - словарь Н.В. Никольского, журнал "Сунтал" (Наковальня), альманах "Утам" (Шаг), а также подшивки первой чувашской газеты "Хыпар" (Вести) с материалами, рассказывающими об ее истории, и республиканской газеты "Херле яляв" (Красное знамя), с сотрудниками которой в свое время он был очень дружен. Эти издания в числе других были выставлены 21 апреля 2003 года в культурном центре "Ак Барс", где в тот день проходила конференция Чувашской национально-культурной автономии в Республике Татарстан, приуроченная к двум значительным юбилейным датам - 155-летию И.В. Яковлева и 125-летию Н.В. Никольского.
Василий Афанасьевич утверждает, что в любой момент может составить из фонда своей библиотеки более ста тематических подборок. И это не пустые слова. При каждом удобном случае он организует выставки, посвященные чувашской культуре и литературе. Они проходили в республиканской юношеской библиотеке Дома актера, центральной городской библиотеке, в Доме дружбы народов. Более 20 выставок состоялись в библиотеках и музеях Буинска, Зеленодольска, Тетюшей, Чистополя. В 2002 году в рамках Дней татарской литературы в Чувашии Василий Афанасьевич развернул в Чебоксарах выставку, посвященную истории Казани.
В выставочном фонде Дедушкина есть именные подборки книг, посвященные творчеству чувашских писателей и просветителей И.Яковлева, Н.Никольского, П.Хузангая, М.Сеспеля, Я. Ухсая, К. Иванова.
Давно готова для обозрения и ждет своего часа выставка, посвященная 1000-летию Казани.
Слова популярной песни
Особые отношения сложились у Дедушкина с музеями. Еще на заре своей трудовой деятельности, работая воспитателем детского дома в селе Чувашское Дрожжаное, он создал этнографический кружок. А по приезде в 1955 году в Казань у него появилась возможность обстоятельно ознакомиться с историей и жизнью народов родного края. И хотя свободного времени было очень мало (окончив медицинское училище, он продолжал учебу в институте и одновременно работал), он по своему обыкновению не ограничивается праздным созерцанием музейных сокровищ, а приступает к конкретному делу: собирает по чувшским деревням предметы народного быта, изделия народных промыслов и передает их музеям.
Благодаря поисковой работе Василия Афанасьевича только фонды Национального Музея Республики Татарстан обрели сто с лишним экспонатов, а сам Дедушкин вынашивает идею создания в селе Альшеево литературно-краеведческого музея на базе школьной экспозиции о жизни и деятельности Г.Т. Тимофеева.
Для добрых дел Василия Афанасьевича нет границ и расстояний. Во время проведения в Ленинградском этнографическом музее выставки чувашских книг, он преподнес в дар ценное издание "Чувашское изобразительное искусство" и 22 предмета, связанных с бытом и культурой родного народа, среди которых был и особенный подарок. Давным-давно, когда молодой Василий уходил в армию, его первая любовь, девушка из соседней деревни, вышила для него платок и перчатки. Такова была традиция у чувашской молодежи. Перчатки Василий, конечно, износил, а вот бережно сохраненный платок стал теперь наглядным образцом чувашской народной культуры.
Детский игровой припев
Так случилось, что профессиональная деятельность Василия Афанасьевича на протяжении длительного времени была связана с хлебопечением. 17 лет он курировал 119 предприятий пищевой промышленности республики, осуществляя санитарный контроль и профилактику. За это время не было зарегистрировано ни одного нарушения санитарных норм на подопечных ему предприятиях.
Бывший сельский житель Василий Афанасьевич всегда считал, что хлеб - всему голова, а потому особое внимание уделял хлебозаводам, находившимся в его ведении. Их было ни много, ни мало - 23. Входил он и в комиссию по разработке новых рецептур хлебобулочных и кондитерских изделий. А с 1987 года десять лет проработал санитарным врачом при управлении хлебопекарной промышленности. Проходя в Ленинграде трехмесячные курсы усовершенствования врачей, Василий Афанасьевич не упустил возможности побывать в знаменитом музее хлеба.
Как человек любознательный, он изучил все обряды, связанные с хлебом и активно внедряет их в жизнь своей национальной общины. Не случайно, каждый праздник здесь начинается с традиционного поднесения хлеба-соли гостям. Делается это с соблюдением всех нюансов патриархальных традиций с обязательным румяным караваем на расшитом полотенце. Не будет преувеличением сказать, что каждый такой каравай - произведение искусства, и создают его подлинные мастера своего дела, которые помнят Дедушкина, как строгого, но справедливого инспектора и охотно поддерживают акции по возвеличиванию хлеба. Может быть их беззаветное обоюдное стремление знать о хлебе все и донести эти знания до отторгнутых от живой природы современников и питает надежды Василия Афанасьевича на появление музея хлеба и в Казани.
Вообще, он настолько прикипел душой к музеям, что, даже рассказывая о своей семье, не забывает упомянуть, что в том доме, где он квартировал, когда познакомился со своей будущей женой - Ниной Кудряшовой, сейчас расположен музей Назиба Жиганова.
Пословица
Встреча их, несомненно, произошла под счастливой звездой, и живут супруги Дедушкины душа в душу более 40 лет, вырастили сына и дочь, помогают в воспитании внуков. Общаясь с одноклассниками сына, Василий Афанасьевич, удивительная способность которого притягивать к себе людей и заводить новые знакомства не знает предела, обнаружил среди их родителей своего единомышленника Н.С. Степанцева. Николай Степанович возглавлял тогда Казанский чувашский Общественно-культурный центр имени Педера Хузангая и принял его, как дар божий.
- Такого активиста днем с огнем не сыщешь, - рассказывает Николай Степанович. - Он сразу с головой окунулся в общественную работу, стал моим заместителем. Это человек, который всех знает, везде успевает и все умеет. Работать с таким заместителем - одно удовольствие. Сколько концертов они дали с активистами нашего центра Анной Николаевной, Еленой Токшиковой, Ниной Егуркиной! Он буквально всегда кипел…
Да и сейчас пенсионера Дедушкина застать дома практически невозможно. Он продолжает свое профессиональное дело - читает лекции по санитарии, с завидным оптимизмом участвует в этнокультурной работе - возглавляет совет старейшин чувашской республики, находит время заниматься огородничество - селекционирует и выращивает всевозможные растения. Сотрудники газеты "Сам хозяин" были несказанно удивлены, когда Дедушкин принес в редакцию дайкон (гибрид редиса с редькой) метровой длины. Кроме того, Василий Афанасьевич собирает травы, лечит ими своих близких и знакомых.
Он вездесущ. Его знают Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и Президент Чувашии Николай Федоров. Кстати, во время одной из его встреч с М.Ш. Шаймиевым произошел очень интересный диалог. Было это на презентации газеты "Сувар"в в 1993 году. Василий Афанасьевич спел песню собственного сочинения на чувашском языке.
- Да это же татарская песня! Я этот мотив не раз слышал, - заметил Президент.
- Нет, не татарская, а чувашская, - не согласился Дедушкин.
- Вы так смело говорите об этом. А чем можете доказать?- спросил Минтимер Шарипович.
- У меня есть пластинка с этой песней на чувашском языке. Сочинил ее на стихи чувашского поэта Николая Сандрова известный чувашский же композитор Филипп Лукин, а исполнил певец Мефодий Денисов. Музыка мне понравилась, и я написал к ней свой текст. А историю о том, как песня стала татарской, я знаю. Однажды по радио ее услышал Ильхам Шакиров. Мелодия ему запала в душу, и но попросил Кави Латыпа, владеющего чувашским языком, перевести текст песни. С тех пор ее поют и на татарском, охотно обьяснил Дедушкин.
- Молодец, - похвалил его за знание культуры своего народа Минтимер Шарипович.
Эти знания Василий Афанасьевич неустанно передает своим соплеменникам. Более десяти лет участвует он в чувашских радиопередачах. Ему принадлежит инициатива проведения радиоконкурса исполнителей "Самая красивая чувашская песня", по итогам которого, кстати сказать, они с Анной Николаевной заняли первое место. Его ослепшая около 30 лет тому назад односельчанка Зоя Ереева сказала как-то Василию при встрече, что поскольку она ничего не видит, то слышать голос земляка по радио для нее большое счастье. "Пой, Вася, пой почаще! Когда слышу родные чувашские песни в твоем исполнении, мне становится радостно и хорошо", - заключила она. Сейчас у Василия Афанасьевича новый проект: записать и запустить в радиоэфир хороводные, свадебные, рекрутские, девичьи песни из великой поэмы чувашского поэта Константина Иванова "Нарспи".
Примечательно, что он не замыкается только в своей этносреде. Его помыслы и дела подлинно интернациональны. Помня наказы бабушки, стремится Василий Афанасьевич всей своей жизнью приносить радость всем без исключения людям, чтит память ушедших от нас. Долгие годы ухаживает он за могилой Ильи Андреевича Толстого - деда классика русской литературы, бывшего в 1815 - 1820 годах казанским губернатором и похороненного на кладбище Кизического монастыря.
Таков при первом приближении Василий Афанасьевич Дедушкин. Человек неугомонный, без устали воспевающий родной Тыхыръял, возрождающий чувашскую культурно-историческую традицию и возводящий мосты между людьми рамных поколений, разных национальностей и разных судеб во благо им самим.