Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №7 / А. ФОКИН. ГОД ЗНАКОВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Этапы большого пути
Аркадий ФОКИН,
бывший председатель этнографического культурно-просветительного объединения кряшен г. Казани, участвовал в работе первого Курултая татарского народа и Милли меджлиса, был делегатом съезда народов Татарстана и первого Всемирного конгресса татар, возглавляя оргкомитет по созданию Ассоциации национально-культурных обществ Республики Татарстан и был ее первым президентом, избирался членом исполкома первого созыва Всемирного конгресса татар. Заведовал сектором межнациональных отношений Аппарата Президента Республики Татарстан. Экс-шеф-редактор журнала «Актуально национально-культурное обозрение».
ГОД ЗНАКОВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Ничем в глобальном масштабе не привлекательный второй год третьего тысячелетия войдет в историю современного национально-культурного движения республики широкой полосой знаменательных юбилеев. Их возраст один - 10 лет. Но их несколько. И они - разные по масштабам, по значимости, по воздействию на ход этнокультурного возрождения и развития национальных субъектов. Ныне уже далекий 1992-й стал годом рождения Общества "Башкорт йорто", Марийского культурного центра г. Казани, Ассоциации работников татарского национального образования "Магариф", Чувашского общественно-культурного центра имени П. Хузангая, азербайджанского, армянского, марийского, немецкого и чувашского обществ г. Набережные Челны, Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан и ряда других.
Самыми важными из них, и не только для этнических обществ и полиэтнического культурного движения, но и для судеб народов, диаспор, национальных меньшинств и даже отдельных лиц нетрадиционных для нашей местности рас, стали, безусловно, первый и единственный съезд народов Татарстана и первый созыв Всемирного конгресса татар. Общественная мысль еще не востребовала исследователей этих феноменальных событий и не дала однозначной и полновесной оценки им, как явлениям переломного характера в самый критический момент постсоветской истории республики. Это - дело будущего.
Но желающим увидеть реальный исторический срез того времени достаточно сопоставить начало и конец того судьбоносного 1992 года. Хаотические выступления и брожение разношерстных толп. Митинги политизированных демократов и разгул охлократии. Апогей татарского радикального национального движения и Курултай татарского народа. Претензии на власть Милли Меджлиса и предкризисная ситуация. Это пестрая картина зимы и весны 92-го. А уже осень - начало стабилизации жизни общества. Установление государственного контроля за развитием событий. Расширение социальной базы республиканских и муниципальных властей за счет привлечения на свою сторону здоровых сил общественно-политического и национального движений.
Что же произошло? Остановить назревание кризиса в тех условиях могла лишь изоляция радикальных сил при одновременном укреплении престижа правительства в глазах умеренной части населения. Когда вызрело осознание неизбежности этой дилеммы, руководство республики озаботилось поиском механизма ее реализации. В противовес созванному радикалами в феврале 1992 года Курултаю татарского народа было решено провести Всемирный конгресс татар. В процессе его подготовки случай помог разглядеть рациональное зерно в потугах Казанского многонационального общественно-политического центра созвать съезд народов Татарстана. Призвав к себе и сплотив вокруг идеи всенародных форумов уже действовавшие к тому времени интернациональные, русские и татарские общественно-политические формирования и культурно-просветительные организации азербайджанцев, башкир, евреев, казахов, кряшен, марийцев, немцев, славян и чувашей, республиканские власти сделали решительный шаг в размежевании с крайними политическими и националистическими силами.
Документы тех лет со всей очевидностью показывают главное направление стабилизации внутреннего положения республики. Уже на первом заседании оргкомитета по проведению Всемирного конгресса татар 8 апреля 1992 года вице-президент республики В.Н. Лихачев заявил, что "идея о проведении в июне этого года Всемирного конгресса татар возникла не случайно. Речь идет о неделимой ответственности, которую мы взяли на себя...". Всемирный конгресс татар, подчеркнул он, должен быть неразрывно связан со съездом народов Татарстана. А председательствовавший на заседании заместитель Премьер-министра республики М.Х. Хасанов заметил, что конгресс, "может быть, даже открыть этим мероприятием".
Через месяц на совещании по подготовке к съезду народов Татарстана В.Н. Лихачев вновь подчеркнул важность переживаемого момента. "После референдума возникла очень серьезная проблема с политической точки зрения. Это проблемная концепция - многонациональный наш дом Татарстан". Созванный в сотрудничестве с официальными государственными структурами и общественными движениями съезд, заключил он, "создаст тот фундамент, на котором будет строиться и развиваться суверенный Татарстан".
Данный постулат стал лейтмотивом съезда. "Движимые этой высокой целью, - говорится в принятом съездом Обращении к народам Татарстана,- мы собрались сегодня на первый в истории Республики Татарстан съезд ее народов. Знаменательно, что он проходит перед Всемирным конгрессом татарского народа, и мы рассматриваем эти события в единстве и взаимосвязи". Та же мысль была высказана с высокой трибуны конгресса Президентом Республики Татарстан. "Съезд народов Татарстана, прошедший 23 мая, подтвердил правильность наших шагов", - констатировал в своем докладе М.Ш. Шаймиев.
Во всей истории Казанского края и Татарстана с незапамятных времен по нынешний день есть, пожалуй, только одно событие столь высокого интернационального ранга - это состоявшийся в мае 1917 года в Казани съезд мелких народностей Поволжья. К сожалению, в советское время сам факт его созыва был предан забвению. Но дух национального и социального возрождения народов, так ярко и непосредственно витавший ровно 75 лет назад, не смогли вытравить ни запреты, ни умолчания. Унаследовав живительную силу первого форума раскрепощенных национальных сил и движений, съезд народов Татарстана стал образцом истинной демократии, подлинной свободы слова, конструктивного социального творчества.
Не случайно, его идеи о деполитизации общественного движения, достижении гражданского мира, гармонизации межнациональных отношений и сотрудничестве во благо каждого народа и во имя общей для всех народов цели социально-экономического и культурного прогресса собрали под своей эгидой и консолидировали мыслящую и действующую часть общества. Открылась обширная, свободная от крайних течений ниша созидательной общественной деятельности. В соответствии с рекомендациями съезда "в целях укрепления межнационального доверия и гражданского согласия", "развития культурных связей", "взаимообогащения и пропаганды национальных культур" была создана Ассоциация национально-культурных обществ Республики Татарстан. В ее составе ныне свыше тридцати общественных формирований, среди которых есть республиканские объединения, как, например, Чувашская национально-культурная автономия Татарстана, включающие в себя до десятка и более национальных организаций на местах.
По просьбе съезда в Казани был открыт Дом дружбы народов, ставший базой и центром этнокультурного движения, повседневной работы по возрождению языков, культур, духовных ценностей всех национальностей. Аналогичный центр создан в городе Набережные Челны. Ведется работа по организации подобных очагов многонациональной культуры в других городах республики.
После длительного перерыва воссоздана чувашская республиканская газета, республиканское радио транслирует регулярные передачи для кряшенского и чувашского населения республики. Наряду с основными русскими и татарскими средствами массовой информации продолжают выходить инонациональные городские и районные газеты и их дубляжные варианты, передачи местного радио и телевидения. Некоторые этнокультурные общества изыскали возможности для создания собственных средств массовой информации. Ассоциация национально-культурных организаций Республики Татарстан издает журнал "АНКО" и открыла сайт в Интернете, также свой бюллетень "Бара" и сайт имеет Татарстанская национально-культурная автономия ассирийцев, "Это наша газета" выпускается Национально-культурным благотворительным фондом "Gedenken". В Набережных Челнах выходит частная газета "Кряшен сюзе".
Сфера деятельности национально-культурных организаций охватывает ныне практически всю гуманитарную жизнь национальных общин. Стали регулярными научно-практические конференции, проблемные семинары, юбилейные чтения, выставки, презентации, творческие встречи, смотры, конкурсы, фестивали. Возрождаются народные традиции, обряды, обычаи. Вошли в обиход национальные праздники, развивается прикладное художественное творчество.
Расширяется география этнических связей. Обмен культурными ценностями, научно-техническое и торговое посредничество, совместные мероприятия и акции национальных общин с исторической родиной - вот далеко не полный перечень взаимодействия.
О возросшем уровне этнокультурной работы говорит тот факт, что многие проекты национального возрождения и развития сегодня решаются совместными усилиями заинтересованных сторон, где в качестве партнеров национально-культурных организаций выступают и государственные органы, и специализированные учреждения, и коммерческие предприятия, и частные лица. Ассоциация национально-культурных организаций является соучредителем и соорганизатором различных постоянных и временных образований и мероприятий, нередко инициирует проекты, заслуживающие внимания республиканских и муниципальных властей и ведомств.
Конструктивный характер деятельности Ассоциации и национально-культурных организаций республики привлекает внимание к их опыту работы и стремление сотрудничать с ними партнеров из регионов России и зарубежных стран. С некоторыми из них заключены официальные соглашения, с другими установлены постоянные рабочие контакты, много случаев проведения разовых совместных акций.
Итог 10 лет работы после съезда народов Татарстана реально осязаем. Есть заметные успехи, есть и нерешенные проблемы. В основном это – трудности роста. Наступил новый этап консолидации этнокультурного движения, который предъявляет качественно более высокие требования к национальным организациям. Надо подняться на уровень этих требований.