Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №7 ПЕРВЫЙ! МАРИЙСКИЙ…

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №7 / ПЕРВЫЙ! МАРИЙСКИЙ…

Языком архивных дел

ПЕРВЫЙ! МАРИЙСКИЙ…

Программа
Всероссийского съезда мари, имеющего быть в городе Бирске Уфимской губернии с 15 по 25 июля 1917 года

    Политико-экономические и социальные вопросы: а) отношение к временному правительству, б) отношение к войне, в) форма государственного строя, г) местное самоуправление и суд, д) национальные организации: военные и гражданские, е) земельный вопрос, переселение, ж) кооперация (кредитные товарищества и потребительские лавки), з) продовольствие, и) торгово-промышленные общества и союзы, к) подготовка к выборам в Учредительное Собрание, л) связь между народностями Поволжья. Народный банк. Отношение к Кукаркскому культурно-просветительному обществу.

Народное просвещение

1.    Дошкольное воспитание:

а) детские сады и площадки, б) национальные игры и др[угие].

2.    Школьное образование:

А) НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: начальные и высшие начальные училища, программы их, язык, учащие, учебники и пособия, управление школой

Б) СРЕДНЯЯ ШКОЛА: а) педагогические: учительские семинарии, педагогические курсы; б) общеобразовательные учебные заведения; в) профессиональные, ремесленные, сельско-хозяйственные, коммерческие училища и др[угие].

В) ВЫСШАЯ ШКОЛА: специальные институты, преподавание языка, истории и этнографии мари.

Внешкольное образование:

а) вечерние классы, б) чтения, в) лекции, г) беседы, д) экскурсии, е) избы-читальни, ж) библиотеки, з) курсы для взрослых (сельск[о-]хозяйственные, медицинские, бухгалтерские, пчеловодные и пр[очие]), и) народный университет.

Религиозные вопросы

а) национальные праздники, моления, б) обобщение молитв и обрядов мари, в) духовные лица мари и их правовое положение. Тистэ кумалдыш [знаменательные языческие моления].

Издательство

а) типография, б) газеты и журналы, в) учебники и пособия, г) литература для внеклассного чтения, д) переводы.

Народное творчество

а) язык, б) устная народная литература (песни. предания, легенды, сказки и пр[очие]), в) письменная литература, г) музеи, д) искусство (театры, живопись и пр[очие]).

    Всероссийский съезд мари созывается в Бирске согласно постановлению черемисской секции Общества мелких народностей Поволжья в Казани.

    На съезд приглашаются по 2-4 человека от каждой волости с населением мари, представители кооперативных служащих, общественных учреждений, учителя и учительницы, священники, интеллигенты, представители черемисских военных организаций и лица, близко стоящие к нации мари и содействующие культурно-просветительным задачам их. Бесплатные квартиры для участников съезда подыщет организационное бюро, куда просим обращаться за всякими справками.

    Извещая об этом, убедительно просим интеллигентные силы мари приготовить доклады по каждому вопросу программы и заблаговременно известить об этом Бирское общество мари.

Председатель Бирского общества мари В. Иванов

1917 г. 20 июня

ПРОТОКОЛЫ
заседаний Всероссийского съезда мари в городе Бирске Уфимской губернии

15 июля 1917 года

Заседание 1-е

    Совершив предварительное моление по обряду мари и по православному, все участники съезда в 10 часов утра собрались в зале народной аудитории.

    Съезд открылся речью председателя Бирского общества мари В.М. Иванова от имени организационного бюро съезда. Он, выразив живейшую радость по случаю первого Всероссийского съезда мари, отметил, что уже сбылось давнишнее желание их собраться для дальнейшего обсуждения насущнейших своих нужд; указал далее, что с уничтожением старых препон приказного режима, интеллигенты-мари получили теперь полную возможность объединиться для работы в пользу своей нации. Затем, призывая к активной работе всех явившихся на съезд, выразил уверенность, что делегаты по совести исполнят свой долг, памятуя об ответственности перед пославшими их. Наконец, пожелав плодотворных работ съезду, товарищ Иванов предложил избрать президиум, но ввиду желания представителя Бирского народного комитета Н.И. Лобанова за неимением у него времени теперь же приветствовать съезд, было ему предоставлено слово.

    Н.И. Лобанов, переживая живейшую радость по поводу совершившегося переворота, отметил, что прежнее правительство, ведя свою политику натравливания одной части населения на другую, распыляло их силы и ни одной народности не давало права на самоопределение. Затем указал, что теперь есть полная возможность для самоопределения и что каждая народность может вполне выявить свои творческие силы.

    Затем был избран президиум в составе следующих лиц: председатель-товарищ солдат 144 запасного полка И.Н. Коведяев; товарищи его: епархиальный миссионер Вятской епархии священник П.П. Глезденев, надзиратель Бирской инородческой учительской школы В.М. Иванов и солдат 144 запасного полка Б. Айгузин. Секретари: студент Казанского университета В.М. Васильев, прапорщик 106 запасного полка П.В. Малышев, прапорщик 103 запасного полка М.В. Алексеев, учитель Мрасимовского русско-башкирского училища П. Эсанбахтин, и стар[ший] унт[ер]-офицер 103 запасн[ого] полка С. Шамратов. После избрания президиума и заявления председателя Коведяева об открытии занятий съезда, были высказаны приветствия.

    С.Ф. Стрелков приветствовал съезд, как губернский лектор, от лица Уфимской губернской земской управы. Отметив невозможность культурной работы при старом режиме, особенно для мелких народностей, выразил пожелание совместной и усиленной деятельности теперь, когда получилась полная возможность для этого.

    С.И. Шубин – инспектор Бирской инородческой учительской школы – сожалея, что очень мало очагов просвещения для инородцев, и являясь представителем учительской школы, приветствует съезд мари. Выражает желание продуктивных работ всем молодым свободным организациям, как, например, Бирскому обществу мари и надеется, что деятельность съезда мари также послужит светочем для озарения тьмы, которая и теперь ещё царит у нас.

    Представитель от мусульман приветствует съезд мари и, сожалея прошлые столкновения между черемисами и татарами, объясняет это, как результат отрицательной деятельности дома Романовых. Со свержением ига старого самодержавного режима черемисы и татары как народности с одинаковыми интересами, должны итти [сохранена орфография оригинала – прим. ред.] рука об руку, отбросив ради общего блага все старые распри. Приветствие это, сказанное на татарском языке, было для большей ясности переведено о[тцом] Глезденевым на черемисский язык.

    Инспектор народных училищ Ф.С. Разумев сообщил, что ему в последние 8 лет пришлось работать в местностях с инородческим населением и в самое последнее время среди черемис. Отметил при этом, что и эта маленькая нация мари вполне созрела для настоящего момента, хотя и она, как и многие другие нации, была раньше задавлена. Мартовский переворот, давший возможность и черемисам собраться в одну семью с разных концов, позволяет ему высказать уверенность, что настоящий съезд будет кличем единения для всех мари. Приветствуя от души съезд, пожелал побольше съезда, больше знаний.

    Представитель глазовских вотяков солдат П.Ф. Целоусов приветствует съезд и выражает уверенность, что он будет обсуждать не свои только национальные интересы, но и общегосударственные. Затем приводит постановление Глазовского съезда вотяков, в котором было обращено главное внимание на народное образование: первоначальное на родном – вотском языке, потом уже на русском языке. Приветствуя  съезд и указав не только на внешнего врага, но и на внутреннего – общую разруху, выразил пожелание, чтобы настоящий съезд, подобно Глазовскому, принял платформу совета крестьянских депутатов. Наконец, сообщил, что съезд вотяков постановил открыть национальный банк, типографию и издавать свою газету. Указав на численность вотяков в 600-700 тысяч человек, сказал, что он приветствует съезд почти от всей половины вотской нации.

    Представитель Моркинского общества мари Царевококшайского уезда приветствовал съезд и пожелал продуктивности работы. Затем выразил приветствие Казанской черемисской военной организации.

    Представитель от солдат-черемис Уфимского гарнизона М.В. Алексеев провёл параллель между революциями 1905 и 1917 годов. Выразил надежду солдат-черемис на настоящий съезд, как на крепкий оплот для всей нации мари.

    Член Бирского общества мари Б. Исанбахтин выразил благодарность судьбе, давшей ему возможность как самому присутствовать на съезде, так и увидеть себя в числе членов 1-го съезда, этого акта объединения мари, населяющих части нескольких восточных губерний. Затем им был брошен взгляд на недавнее прошлое мари, когда недоброй памяти Николая II, давшего народу все свободы и отнявшего их под влиянием его же приспешников реакционеров, в России воцарилось угнетающее душу населения давление правящих классов, что и продолжалось до недавних дней. Но, наконец, судьба дала народу возможность устранить эту власть и начать устроение новой жизни. Выразил пожелание не разочаровываться в малочисленности представителей мари на этом съезде. Это 1-й съезд, это начало, не надо отчаиваться. Затем он прочитал собственное произведение в стихах о перевороте в связи с историческими данными.

    Представитель черем[исской] секции Общества мелких народностей Поволжья В.М. Васильев, приветствуя съезд, выразил пожелание, чтобы члены съезда приняли самое активное участие в предлагаемых им работах. Также высказал мысль, что работы много и что спешная работа не может быть продуктивна и авторитетна для всех мари.

    Священник П.П. Глезденев от редакции черемисской газеты «Война увэр» и Яранских черемис высказал приветствие и пожелание бросить всякие раздоры, которые раньше не давали возможности черемисам объединяться. Как редактор и издатель черемиской литературы, выразил живейшую радость по поводу увеличения числа подписчиков на черемисскую газету с 500 до 1100.

    Представитель Царевококшайского общества мари И.Т. Беляев, приветствуя, сообщил об открытии 11 июня с[его] г[ода]] означенного общества и о больших трудностях, которые пришлось преодолеть при этом организаторам ввиду недостаточной согласованности среди мари.

    Кугосортинец В.Т. Якманов приветствовал съезд как представитель своей секты и выразил пожелание продуктивной работы, которая принесла бы пользу всем черемисам.

    Представитель солдат-черемис Вятского гарнизона П.В. Малышев, приветствуя съезд, выразил пожелание совместной работы участникам съезда со всеми другими представителями мари.

    В 2 часа дня дневное заседание закрыто и объявлено вечернее в 4 часа в той же аудитории.

Заседание 2-е

    Председатель съезда объявил заседание открытым, ознакомил собрание с программой съезда. Товарищ председателя о[тец] Глезденев передал содержание программы по-черемисски.

    Председатель предлагает внести поправки и добавления в программу, если таковые необходимы.

    Товарищ Маныкаев предлагает дополнить вопросом об отношении съезда к войне. Товарищ Стрелков и В. Якманов поддерживают предложение Маныкаева.

    Собранием предложение принимается.

    O[тец] П.П. Глезденев предлагает включит? в программу пункты: 1) о народном университете, 2) о на?ионал?ном банке и 3) об отношении к Кукаркскому ообразовател?ному об?еству.

    По обсу?дении все предло?ения о[тца] Глезденева принимаются.

    В.М. Васильев предлагает включить пункт о черемисских религиозных общинах и их организациях.

    М.В. Алексеев вносит пожелание об установлении духовной организации и в воинских частях, где есть черемисы.

    Оба предложения собранием принимаются.

    По предложению председателя собрание единогласно (решило) признало предложенную программу окончательно дополненной и утверждённой для рассмотрения.

    По предложению председателя программа делится на четыре отдела: 1) политико-экономические и социальные вопросы; 2) народное просвещение; 3) издательство и народное творчество и 4) религиозные вопросы

    Соответственно означенным отделам образуются четыре комиссии, в которые участники съезда записываются по предложению председателя во время 10-минутного перерыва.

    Товарищ Максенов – представитель татарской газеты «Турмуш» приветствует съезд и выражает радость по поводу того, что возможность собраться черемисам добыта упорным трудом социалистов-революционеров; затем выразил пожелание: чтобы черемисы дорожили добытой свободой, и как свободные граждане использовали ее для общего блага. Приветствие было сказано на татарском языке и переведено по-черемисски о[тцом] Глезденевым.

    После перерыва товарищ В.М. Иванов предлагает сняться в общей группе для увековечения 1-го Всероссийского съезда мари.

    Собрание единогласно принимает предложение тов[арища] Иванова и около 100 человек изъявляют желание прибрести карточку.

    В 6 ½ часов заседание объявляется закрытым и следующее назначается на 16-е июля в 8 ½ ч[асов] утра в помещении учительской школы.

(Продолжение следует).

1174 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru