Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №7 Ирина Терентьева. Когда есть слаженность.

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №7 / Ирина Терентьева. Когда есть слаженность.

23 декабря 2002 года в Доме дружбы народов г. Казани было проведено итоговое мероприятие юбилейного цикла, посвященного  10-летию съезда народов Татарстана и Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан, – заседание  "круглого стола" на тему "Этнокультурные процессы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы". Обсуждение этой животрепещущей темы открыла заведующая отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям Аппарата Президента Республики Татарстан Ирина ТЕРЕНТЬЕВА. Поскольку её выступление содержит как аналитическую оценку современного национально-культурного движения, так и солидное обоснование перспектив его развития, редакция журнала предлагает его в качестве заключения подборки материалов этой рубрики.

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА, заведующая отделом

по связям с общественностью и межнациональным отношениям

Аппарата Президента Республики Татарстан

КОГДА ЕСТЬ СЛАЖЕННОСТЬ

    В многогранной деятельности государственного механизма и повседневной жизни республики большое место занимают вопросы, связанные с решением национальных проблем и регулированием межнациональных отношений. Иными словами, той сферы, которую принято называть национальной или этнической политикой.

    Хорошо известно, что, унаследовав от СССР тугой узел нерешенных национальных проблем, Россия и Татарстан, как её составная часть, были и пока ещё остаются значительно ниже большинства демократических стран по уровню юридического и фактического обеспечения прав и потребностей народов, населяющих их территорию. Это предопределяет сущность и характер, цель и задачи национальной политики на весь пореформенный период. Ибо, если мы хотим иметь реальное правовое государство и жить по канонам подлинной демократии в условиях свободной равноправной федерации, то мы должны существовать в согласии с законами и нормами цивилизованного общества. При этом мы исходим из того, что, располагаясь в российском территориальном пространстве, Республика Татарстан обладает всеми присущими федерации свойствами национальной жизни и переживает те же трудности. Следовательно, республика не может замыкаться только на собственных проблемах, а должна активно участвовать в общероссийской реформаторской деятельности. Что, собственно, и делается. Возьмите, к примеру, инициативы Президента республики М.Ш. Шаймиева по федеральному устройству страны, которые вошли в политический обиход под названием "Модель Татарстана" и получили общее признание.

    В то же время наша республика, как специфический российский регион, имеет свои отличительные особенности, Они-то и требуют дифференцированного подхода к решению всех национальных и межнациональных проблем, поиска приемлемых для Татарстана путей, средств, форм и методов осуществления как федеральной, так и республиканской национальной политики. Исходя из этого, руководство и органы государственной власти республики многое делают для сохранения и укрепления издавна сложившихся в регионе традиций толерантности, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи народов. Вспомните, как десять с лишним лет назад бурлило наше многонациональное сообщество. Тогда рост национального сознания народов находил выход преимущественно в политической деятельности, усугубляя и без того накаленную социальную ситуацию и создавая взрывоопасную атмосферу. Во многих регионах бывшего СССР она разрешилась далеко не благополучным образом.

    К счастью, Татарстану удалось избежать серьезных конфликтов на этой почве. Но произошло это, конечно, не стихийно, Основополагающую роль сыграла сформулированная тогда Президентом республики и последовательно проводимая затем конструктивная социальная политика так называемого мягкого вхождения в рынок. Она позволила снизить социальную напряженность и подготовила предпосылки деполитизации норовившего выйти из-под контроля национального движения. В нём появились и всё больший вес стали набирать конструктивные силы, которые видели выход из тупиковой ситуации не в усилении конфронтации, а в поиске путей сотрудничества с властями. Благодаря этому стало возможным их отмежевание от экстремистских и радикальных течений, консолидация на основе и во имя прогрессивных национальных идей, и проведение, в конечном счете, съезда народов Татарстана и Всемирного конгресса татар, которые организационно оформили этнокультурное движение и татарского, и всех других населяющих республику народов и национальных меньшинств.

    Пользуясь случаем, хочу высказать чувства признательности и благодарности людям, стоявшим у истоков современного этнокультурного движения республики. Это – председатель Многонационального общественно-политического центра г. Казани Ривкат Газизов, выступивший с инициативой проведения форума народов республики; это – безвременно ушедший от нас лидер еврейского возрождения Леонид Сонц, конструктивная позиция которого благоприятно отразилась на ходе подготовки и проведения съезда народов Татарстана; это – Сагит Джаксыбаев и Виктор Диц, внёсшие большой вклад в дело создания и становления Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан; это – лидеры первых этнокультурных организаций республики Ибрагим Ибрагимов, Рашит Имашев, Герман Лисицын, Михаил Мелентьев, Геннадий Муханов, Николай Степанцев; члены первого правления АНКО Владимир Ганшу и Манарбек Тлеулинов.

    Время, прошедшее с тех пор, подтвердило судьбоносное значение этих всенародных форумов. Отмечая их 10-летие, мы не просто отдаем дань уважения им как торжественным датам и событиям, а стремимся еще раз осмыслить место и роль неполитических форм и методов национального и многонационального движения в развитии этнокультурного процесса, задействовать еще не до конца использованный потенциал конструктивных идей и проектов съезда и конгресса.

    Это тем более важно, что в условиях нашей республики, не имеющей в структуре государственных органов специального ведомства по делам национальностей, действенным инструментом осуществления национальной политики является программно-целевой подход. Суть его заключается в том, чтобы на основе целевых программ консолидировать усилия государственных институтов, в той или иной мере заинтересованных в решении этносоциальных проблем, и создать единодействующий механизм осуществления цели и задач национальной политики. Он включает в себя государственные органы и ведомства, образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Сюда же приобщаются общественные организации, сотрудничающие с властями в данном направлении. Среди последних главным консолидирующим центром, безусловно, является Ассоциация национально-культурных организаций Республики Татарстан. Именно она призвала и повседневно работает с разнонациональным населением республики в плане повышения интеллектуального, культурно-эстетического и духовно-нравственного уровня этнических общин, развития демократических институтов их самоуправления, достижения межнационального мира, гражданского согласия и сотрудничества всех созидательных сил общества.

    Говоря о влиянии Ассоциации национально-культурных обществ на этнокультурные процессы в республике, надо исходить, прежде всего, из того, что зона влияния Ассоциации – а это более тридцати входящих в нее и столько же сотрудничающих с ней национально-культурных организаций – представляет собой неполитизированную сферу общественной деятельности, сосредоточенную исключительно на созидательной работе по возрождению, сохранению и приумножению этнических ценностей, повышению интеллектуального и эстетического уровня народов, их диаспор, национальных меньшинств. Иными словами, зона влияния АНКО – это полигон перспективного прогрессивного культурного строительства, свободный как от политических спекуляций, так и от националистических проявлений.

    Одно уже то, что съезд народов Татарстана провозгласил, а Ассоциация национально-культурных организаций определила в качестве одного из важнейших приоритетов этнокультурного движения поддержку и развитие языковых, культурных, хозяйственных и иных традиций народов, предполагает содействие объективному процессу роста национального самосознания населения республики, совершенствованию государственных и общественных институтов национальной жизни. В республике наряду с официальным двуязычием широко распространено, особенно в местах компактного проживания национальных меньшинств, многоязычие, разрешено делопроизводство на языках коренных народов, издаются периодика и литература на разных языках, ведутся национальные передачи радио и телевидения. Расширяется география многонациональных воскресных школ, в которых наряду с родными языками изучаются история и культура народов, передаются от поколения к поколению национальные традиции. Вошли в практику языковые курсы.

    Сегодня уже не воспринимается как экзотика проведение научно-популярных, культурно-просветительных, развлекательно-досуговых и других мероприятий на родных языках их участников. Стали привычными выступления сценических коллективов с национальным репертуаром. Ежегодно проводятся народные праздники, сопровождаемые национальными традициями, обрядами и обычаями. Проходят выставки, смотры, конкурсы, фестивали национальных культур, включая художественные промыслы и прикладные ремесла.

    Конечно, нельзя приписывать все достижения и положительные моменты в развитии этнокультурных процессов исключительно общественным организациям и их самодеятельным коллективам и умельцам. Но и преуменьшать их значение было бы неправильно. За 10 лет своего существования Ассоциация национально-культурных организаций, многие входящие в нее общественные формирования завершили этап своего становления, определили свои стратегические и тактические цели и задачи, обрели необходимый опыт работы. Можно сказать, что первый этап – этап внутреннего саморазвития ими успешно преодолен. На повестку дня встал вопрос о темпах дальнейшего роста. И тут есть над чем задуматься.

    Если судить по большому счету, то приходится признать, что вопрос о формировании общереспубликанского консолидирующего центра этнокультурного движения в лице Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан до конца не решён. Некоторые национально-культурные общества занимаются сиюминутными делами, ограничив свои интересы дежурными досуговыми мероприятиями. Ресурсы их разобщены, усилия не объединены на поприще реализации общенациональных и общерегиональных долгосрочных целевых программ. В какой-то мере проблема эта решается объединением местных организаций, прежде всего, национально-культурных автономий в региональные. Однако не всегда это приводит к качественным изменениям. Пожалуй, только автономия немцев Татарстана функционирует как действительно региональная, республиканская организация. Остальные, став формально едиными, на деле продолжают вариться в собственном соку.

    Сегодня, а правильнее сказать уже вчера и даже позавчера, встал вопрос об обеспечении самодостаточности национально-культурных организаций и всего этнокультурного движения. Самодостаточности организационной, интеллектуальной, информационно-методической, материально-технической, финансово-экономической. Опять-таки, о таковой можно говорить только применительно к очень малому числу национально-культурных организаций: еврейской, немецкой, узбекской. Недостаток консолидации является тормозом и здесь. Отсутствие городских и районных многонациональных общественных структур (по типу АНКО в масштабе республики) до сего времени не дает возможности реализовать высказанную руководством Ассоциации идею об инициировании финансовой поддержки местных национально-культурных организаций за счёт городских и местных бюджетов. Здесь возможен набережно-челнинский вариант, возможны и другие. Но заметных подвижек в данном вопросе нет.

    Это одна сторона медали. Другая состоит в том, что поддержку властей часто видят только в выделении финансов непосредственно общественной организации. Но формы поддержки столь многообразны, что их невозможно даже перечислить. Это и безвозмездное выделение помещений, и предоставление транспорта, и пошив костюмов для самодеятельных артистов, и оплата затрат на проведение совместно запланированных массовых мероприятий и т.д. Поэтому необходимо налаживать повседневное и тесное сотрудничество с различными ведомствами, учреждениями и организациями, имеющими средства на осуществление своих специфических функций. Надо стать их партнерами, переходить от проведения разовых совместных мероприятий к разработке и осуществлению совместных долгосрочных проектов.

    В данном случае речь идет не столько об акциях культурно-массовой работы, сколько о делах научного, социального, экономического характера. У нас есть примеры успешной посреднической деятельности между ведущими научными центрами и учебными заведениями, обмена выставками промышленной продукции, создания торговых домов и представительств. Но их, к сожалению, не много. А возможности национально-культурных организаций на этом поприще не ограниченны, и сами они, как мы полагаем, уже созрели для такого рода деятельности.

    И последнее, о чём хотелось бы сказать сегодня. Этнокультурные процессы сложны и противоречивы, а порой и непредсказуемы. Чтобы оказывать положительное влияние на их развитие, необходимо вести работу последовательно, конкретно, с хорошим знанием дела. А это возможно только при высокой организованности, компетентности, слаженности, единодействии руководства и актива национально-культурных организаций, Ассоциации в целом. Повседневная забота об этом должна стать кровным делом каждого участника этнокультурного движения. Только при соблюдении этого условия может быть обеспечен успех.

3822 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru