Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №7 / Ирина Терентьева. Когда есть слаженность.
23 декабря 2002 года в Доме дружбы народов г. Казани было проведено итоговое мероприятие юбилейного цикла, посвященного 10-летию съезда народов Татарстана и Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан, – заседание "круглого стола" на тему "Этнокультурные процессы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы". Обсуждение этой животрепещущей темы открыла заведующая отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям Аппарата Президента Республики Татарстан Ирина ТЕРЕНТЬЕВА. Поскольку её выступление содержит как аналитическую оценку современного национально-культурного движения, так и солидное обоснование перспектив его развития, редакция журнала предлагает его в качестве заключения подборки материалов этой рубрики.
Ирина ТЕРЕНТЬЕВА, заведующая отделом
по связям с общественностью и межнациональным отношениям
Аппарата Президента Республики Татарстан
КОГДА ЕСТЬ СЛАЖЕННОСТЬ
В многогранной деятельности государственного механизма и повседневной жизни республики большое место занимают вопросы, связанные с решением национальных проблем и регулированием межнациональных отношений. Иными словами, той сферы, которую принято называть национальной или этнической политикой.
Хорошо известно, что, унаследовав от СССР тугой узел нерешенных национальных проблем, Россия и Татарстан, как её составная часть, были и пока ещё остаются значительно ниже большинства демократических стран по уровню юридического и фактического обеспечения прав и потребностей народов, населяющих их территорию. Это предопределяет сущность и характер, цель и задачи национальной политики на весь пореформенный период. Ибо, если мы хотим иметь реальное правовое государство и жить по канонам подлинной демократии в условиях свободной равноправной федерации, то мы должны существовать в согласии с законами и нормами цивилизованного общества. При этом мы исходим из того, что, располагаясь в российском территориальном пространстве, Республика Татарстан обладает всеми присущими федерации свойствами национальной жизни и переживает те же трудности. Следовательно, республика не может замыкаться только на собственных проблемах, а должна активно участвовать в общероссийской реформаторской деятельности. Что, собственно, и делается. Возьмите, к примеру, инициативы Президента республики М.Ш. Шаймиева по федеральному устройству страны, которые вошли в политический обиход под названием "Модель Татарстана" и получили общее признание.
В то же время наша республика, как специфический российский регион, имеет свои отличительные особенности, Они-то и требуют дифференцированного подхода к решению всех национальных и межнациональных проблем, поиска приемлемых для Татарстана путей, средств, форм и методов осуществления как федеральной, так и республиканской национальной политики. Исходя из этого, руководство и органы государственной власти республики многое делают для сохранения и укрепления издавна сложившихся в регионе традиций толерантности, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи народов. Вспомните, как десять с лишним лет назад бурлило наше многонациональное сообщество. Тогда рост национального сознания народов находил выход преимущественно в политической деятельности, усугубляя и без того накаленную социальную ситуацию и создавая взрывоопасную атмосферу. Во многих регионах бывшего СССР она разрешилась далеко не благополучным образом.
К счастью, Татарстану удалось избежать серьезных конфликтов на этой почве. Но произошло это, конечно, не стихийно, Основополагающую роль сыграла сформулированная тогда Президентом республики и последовательно проводимая затем конструктивная социальная политика так называемого мягкого вхождения в рынок. Она позволила снизить социальную напряженность и подготовила предпосылки деполитизации норовившего выйти из-под контроля национального движения. В нём появились и всё больший вес стали набирать конструктивные силы, которые видели выход из тупиковой ситуации не в усилении конфронтации, а в поиске путей сотрудничества с властями. Благодаря этому стало возможным их отмежевание от экстремистских и радикальных течений, консолидация на основе и во имя прогрессивных национальных идей, и проведение, в конечном счете, съезда народов Татарстана и Всемирного конгресса татар, которые организационно оформили этнокультурное движение и татарского, и всех других населяющих республику народов и национальных меньшинств.
Пользуясь случаем, хочу высказать чувства признательности и благодарности людям, стоявшим у истоков современного этнокультурного движения республики. Это – председатель Многонационального общественно-политического центра г. Казани Ривкат Газизов, выступивший с инициативой проведения форума народов республики; это – безвременно ушедший от нас лидер еврейского возрождения Леонид Сонц, конструктивная позиция которого благоприятно отразилась на ходе подготовки и проведения съезда народов Татарстана; это – Сагит Джаксыбаев и Виктор Диц, внёсшие большой вклад в дело создания и становления Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан; это – лидеры первых этнокультурных организаций республики Ибрагим Ибрагимов, Рашит Имашев, Герман Лисицын, Михаил Мелентьев, Геннадий Муханов, Николай Степанцев; члены первого правления АНКО Владимир Ганшу и Манарбек Тлеулинов.
Время, прошедшее с тех пор, подтвердило судьбоносное значение этих всенародных форумов. Отмечая их 10-летие, мы не просто отдаем дань уважения им как торжественным датам и событиям, а стремимся еще раз осмыслить место и роль неполитических форм и методов национального и многонационального движения в развитии этнокультурного процесса, задействовать еще не до конца использованный потенциал конструктивных идей и проектов съезда и конгресса.
Это тем более важно, что в условиях нашей республики, не имеющей в структуре государственных органов специального ведомства по делам национальностей, действенным инструментом осуществления национальной политики является программно-целевой подход. Суть его заключается в том, чтобы на основе целевых программ консолидировать усилия государственных институтов, в той или иной мере заинтересованных в решении этносоциальных проблем, и создать единодействующий механизм осуществления цели и задач национальной политики. Он включает в себя государственные органы и ведомства, образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Сюда же приобщаются общественные организации, сотрудничающие с властями в данном направлении. Среди последних главным консолидирующим центром, безусловно, является Ассоциация национально-культурных организаций Республики Татарстан. Именно она призвала и повседневно работает с разнонациональным населением республики в плане повышения интеллектуального, культурно-эстетического и духовно-нравственного уровня этнических общин, развития демократических институтов их самоуправления, достижения межнационального мира, гражданского согласия и сотрудничества всех созидательных сил общества.
Говоря о влиянии Ассоциации национально-культурных обществ на этнокультурные процессы в республике, надо исходить, прежде всего, из того, что зона влияния Ассоциации – а это более тридцати входящих в нее и столько же сотрудничающих с ней национально-культурных организаций – представляет собой неполитизированную сферу общественной деятельности, сосредоточенную исключительно на созидательной работе по возрождению, сохранению и приумножению этнических ценностей, повышению интеллектуального и эстетического уровня народов, их диаспор, национальных меньшинств. Иными словами, зона влияния АНКО – это полигон перспективного прогрессивного культурного строительства, свободный как от политических спекуляций, так и от националистических проявлений.
Одно уже то, что съезд народов Татарстана провозгласил, а Ассоциация национально-культурных организаций определила в качестве одного из важнейших приоритетов этнокультурного движения поддержку и развитие языковых, культурных, хозяйственных и иных традиций народов, предполагает содействие объективному процессу роста национального самосознания населения республики, совершенствованию государственных и общественных институтов национальной жизни. В республике наряду с официальным двуязычием широко распространено, особенно в местах компактного проживания национальных меньшинств, многоязычие, разрешено делопроизводство на языках коренных народов, издаются периодика и литература на разных языках, ведутся национальные передачи радио и телевидения. Расширяется география многонациональных воскресных школ, в которых наряду с родными языками изучаются история и культура народов, передаются от поколения к поколению национальные традиции. Вошли в практику языковые курсы.
Сегодня уже не воспринимается как экзотика проведение научно-популярных, культурно-просветительных, развлекательно-досуговых и других мероприятий на родных языках их участников. Стали привычными выступления сценических коллективов с национальным репертуаром. Ежегодно проводятся народные праздники, сопровождаемые национальными традициями, обрядами и обычаями. Проходят выставки, смотры, конкурсы, фестивали национальных культур, включая художественные промыслы и прикладные ремесла.
Конечно, нельзя приписывать все достижения и положительные моменты в развитии этнокультурных процессов исключительно общественным организациям и их самодеятельным коллективам и умельцам. Но и преуменьшать их значение было бы неправильно. За 10 лет своего существования Ассоциация национально-культурных организаций, многие входящие в нее общественные формирования завершили этап своего становления, определили свои стратегические и тактические цели и задачи, обрели необходимый опыт работы. Можно сказать, что первый этап – этап внутреннего саморазвития ими успешно преодолен. На повестку дня встал вопрос о темпах дальнейшего роста. И тут есть над чем задуматься.
Если судить по большому счету, то приходится признать, что вопрос о формировании общереспубликанского консолидирующего центра этнокультурного движения в лице Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан до конца не решён. Некоторые национально-культурные общества занимаются сиюминутными делами, ограничив свои интересы дежурными досуговыми мероприятиями. Ресурсы их разобщены, усилия не объединены на поприще реализации общенациональных и общерегиональных долгосрочных целевых программ. В какой-то мере проблема эта решается объединением местных организаций, прежде всего, национально-культурных автономий в региональные. Однако не всегда это приводит к качественным изменениям. Пожалуй, только автономия немцев Татарстана функционирует как действительно региональная, республиканская организация. Остальные, став формально едиными, на деле продолжают вариться в собственном соку.
Сегодня, а правильнее сказать уже вчера и даже позавчера, встал вопрос об обеспечении самодостаточности национально-культурных организаций и всего этнокультурного движения. Самодостаточности организационной, интеллектуальной, информационно-методической, материально-технической, финансово-экономической. Опять-таки, о таковой можно говорить только применительно к очень малому числу национально-культурных организаций: еврейской, немецкой, узбекской. Недостаток консолидации является тормозом и здесь. Отсутствие городских и районных многонациональных общественных структур (по типу АНКО в масштабе республики) до сего времени не дает возможности реализовать высказанную руководством Ассоциации идею об инициировании финансовой поддержки местных национально-культурных организаций за счёт городских и местных бюджетов. Здесь возможен набережно-челнинский вариант, возможны и другие. Но заметных подвижек в данном вопросе нет.
Это одна сторона медали. Другая состоит в том, что поддержку властей часто видят только в выделении финансов непосредственно общественной организации. Но формы поддержки столь многообразны, что их невозможно даже перечислить. Это и безвозмездное выделение помещений, и предоставление транспорта, и пошив костюмов для самодеятельных артистов, и оплата затрат на проведение совместно запланированных массовых мероприятий и т.д. Поэтому необходимо налаживать повседневное и тесное сотрудничество с различными ведомствами, учреждениями и организациями, имеющими средства на осуществление своих специфических функций. Надо стать их партнерами, переходить от проведения разовых совместных мероприятий к разработке и осуществлению совместных долгосрочных проектов.
В данном случае речь идет не столько об акциях культурно-массовой работы, сколько о делах научного, социального, экономического характера. У нас есть примеры успешной посреднической деятельности между ведущими научными центрами и учебными заведениями, обмена выставками промышленной продукции, создания торговых домов и представительств. Но их, к сожалению, не много. А возможности национально-культурных организаций на этом поприще не ограниченны, и сами они, как мы полагаем, уже созрели для такого рода деятельности.
И последнее, о чём хотелось бы сказать сегодня. Этнокультурные процессы сложны и противоречивы, а порой и непредсказуемы. Чтобы оказывать положительное влияние на их развитие, необходимо вести работу последовательно, конкретно, с хорошим знанием дела. А это возможно только при высокой организованности, компетентности, слаженности, единодействии руководства и актива национально-культурных организаций, Ассоциации в целом. Повседневная забота об этом должна стать кровным делом каждого участника этнокультурного движения. Только при соблюдении этого условия может быть обеспечен успех.