Главная
→
Национальные организации
→
УДМУРТЫ
→
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ УДМУРТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Национальные организации
УДМУРТЫ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ УДМУРТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ УДМУРТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Вдоль Камы, Вятки, Волги и Приуралья расселены потомки древнейших финно-угорских племен – удмурты. Сегодня в России проживаетоколо 637 тысяч удмуртов. Примерно 25000 человек – в 7 районахТатарстана. Крупнейшие общины в Кукморском, Бавлинском и Балтасинскомрайонах республики. Татарстан подарил удмуртам достойных представителейнациональной интеллигенции: писателей Г. Медведева, М. Петрова, Г.Сабитова, А. и Н. Белоноговых, В. Романова, Н. Никифорова, заслуженнуюартистку А. Прокопьеву и многих других. Отсюда вышел в науку В.Алатырев, создавший первый этимологический словарь удмуртского языка.Здесь работал М. Можгин — автор первой удмуртской поэмы-баллады«Беглой», здесь родился поэт и прозаик Е. Самсонов.
Исследователи неизменно отмечают этническую мобилизованностьтатарстанских удмуртов, их высокое национальное сознание. Удмуртскиеорганизации созданы в пяти районах РТ, в городах Набережные Челны иКазань.
Первая национально-культурная автономия удмуртов быласоздана в Балтасях. Ныне подобные сообщества активно работают в Казани,Набережных Челнах, Менделеевске. В арсенале их работы солидныекраеведческие и этнографические изыскания, создание фольклорныхансамблей («Родник», «Инважо» («Радуга») и др.) и проведениенациональных праздников. Удмуртское традиционное празднество,посвященное окончанию весенне-полевых работ «Гырон быдтон», впервыепрошедший в с. Ципья в 2000 году, получил статус республиканского, идля удмуртов он также важен и нужен, как Навруз для мусульман итатарский «Сабантуй». Теперь на это торжество съезжаются гостиотовсюду.
Являясь одним из самых древних народов республики, удмурты достаточноактивны и организованы. Открыто 15 удмуртских детских садиков и 45школ, ведут работу 9 культурных центров и 14 фольклорных коллективов. Ивзрослые, и дети, как правило, владеют тремя языками – русским,татарским, удмуртским.
В авиастроительном районеКазани открыт музей удмуртской культуры (директор И.В. Тараканова),существует фольклорный ансамбль «Инважо» под руководством Е.И.Хамитовой. Школа и музей стали своеобразным культурным центром дляказанских удмуртов.
5 марта 2004 года былаоснована Национально-культурная автономия удмуртов РеспубликиТатарстан, объединившая общины. В планах татарстанской автономиииздание республиканской газеты на удмуртском языке. Главное вниманиеавтономии сосредоточено на изучении устного народного творчества.
Отдельно хотелось бы отметить Национально-культурную автономию удмуртов Балтасинского района «Кенеш».
Превращениестихийного фольклорного движения удмуртов в национально-культурнуюавтономию «Кенеш» Балтасинского района произошло в 1990 году. За 15 летсуществования автономия сделала традицией проведение ежегодныхфестивалей «Лейся, песнь удмуртская!», конкурсов «Золотое перо» итворческих встреч с писателями и артистами Удмуртии. Особо следуетотметить, что Дни удмуртской культуры были приурочены к юбилеямизвестных национальных поэтов, писателей и просветителей К. Герда, А.Оки, Г. Медведева и И. Яковлева.
Как одна изнаиболее активных и организованных организаций в республиканскойудмуртской автономии и в АНКО, НКА «Кенеш» не останавливается вразвитии. Сегодня приоритетным направлением работы сообщества являетсясоздание фольклорного историко-документального сборника «Удмуртшыкысысь ваньбургес» - «Сокровища удмуртского фольклора». В сборникдолжны войти 4 отдельные книги: «Песни, танцы и игры шошминскихудмуртов», «Национальная кухня и знахарство шошминских удмуртов»,«Шошминские удмурты в начале XXI века» и «Духовно – материальныйкалендарь».
Поддержку проекту готовы оказать администрация районов локальногопроживания удмуртов в Марий Эл, Кировской области, РТ и Удмуртии. «Этоцелое научное исследование», «Такого еще не бывало!» - отзываются опроекте ученые, специалисты по фольклору, сотрудники архивов икраеведческих музеев, выражая готовность помогать и соучаствовать.
На сегодня собран огромный материал в виде аудио- и видео записейудмуртских песен, танцев, игр, сказок и т.д. Есть фотоархивнациональных блюд и этнографических объектов. Ведется переложение всегомузыкального фольклора в нотные записи, ибо весь собранный материалдолжен быть обработан и представлен приложением к теоретическомусборнику.
Эта сложнейшая работа, которую ведут ревнителиудмуртского фольклора и активисты автономии, строится практически наэнтузиазме. В связи с этим затруднено анкетирование жителей дальнихдеревень и сбор аудио- и видео- материалов из-за нехватки магнитофонов,диктофонов и прочей записывающей техники (спасибо АНКО РТ, недавно онаподарила автономии так нужный ей цифровой диктофон, на который сейчасактивно записывается фольклор удмуртских деревень района).
Однако, если нет денег, но очень надо, выход найдется… Один изактивистов Общества удмуртской культуры А.М. Кунаев через районнуюгазету «Азьлане» обратился к читателям с призывом сбора вековыхфольклорных песен. Для старшего поколения это обращение послужилодушевным бальзамом, окунув их в ностальгические воспоминания омолодости, когда чтили «седую» древность. За 10 лет ни один номергазеты не вышел в свет без воспоминаний какого–нибудь ветерана. Более1000 уникальных куплетов свадебных, обрядовых, рекрутских песен,частушек и прибауток было собрано в фонд сборника. Ни одинкраеведческий музей не остался в стороне от этой работы. По собранномуматериалу сейчас готовятся макеты двух первых книг.
Из множества интереснейших фактов, выявленных в ходе расшифровкифольклорных произведений, хочется отметить один. Е.Н. Самаева издеревни Пор Кутеш исполнила куплет из серии «Зоутен курзаньес»:
«Что тебе подарить, моя родная?
Нет товаров, привезенных с Букара,
Букар далеко, души наши близки,
Пусть до смерти проживем мы вместе».
Спустя некоторое время этот же куплет спела Л.П. Губанова из деревниКургем, и в ее исполнении таинственный Букар прозвучал как известныйБулгар, и все встало на свои места… Подобные находки проливают свет насобытия тысячелетней давности и заслуживают внимания профессиональных историков.
(Подробнеео жизни удмуртов Балтасинского района читайте в статье Игоря Поздеева"В гостях у "более удмуртов"" в 9-м выпуске журнала "АНКО").