Главная Национальные организации ЕВРЕИ ТАТАРСТАНСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

Национальные организации

ЕВРЕИ / ТАТАРСТАНСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

ТАТАРСТАНСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ


   Когда евреи впервые появились на территории современного Татарстана, досих пор никто точно не знает. Возможно, это произошло еще в периодгосподства Хазарского каганата, может быть, и значительно позже. Однакото, что они здесь все-таки появились и появились не зря, это сегоднявполне очевидный факт.

   Большинство местных историков сходятся во мнении, что постояннаяеврейская этническая группа стала формироваться в Казани, начиная с1827 года, когда из-под пера императора Николая I вышел знаменитый указо введении для евреев рекрутской повинности. До достижения 18-летнеговозраста их отправляли в специальные кантонистские батальоны,разбросанные по всей стране. Тогда же отряды малолетних евреев увидел игубернский город Казань, на территории и окрест которого располагалсябатальон военных кантонистов. После окончания службы бывшиеевреи-кантонисты, получали право селиться вне черт оседлости. Многие изних обзаводились семьями и навсегда оставались жить на новой родине.Одновременно с этим еврейская община Казани пополнялась за счет купцов,лиц, окончивших высшие учебные заведения, ремесленников и прочихкатегорий населения, которым по российским законам разрешалось селитьсяза чертой оседлости. Немалую долю в ней составляли и тогдашние“нелегалы”, которые на свой страх и риск под разными предлогамиперебирались в относительно спокойную в межэтническом отношении (померкам того времени) Казанскую губернию. Особенно благополучным дляевреев оказалось правление императора Александра II, значительнорасширившего их гражданские права. По некоторым данным, в 80-90-е годыXIX века евреи составляли в Казани до двух процентов всего населения(или более чем две с половиной тысячи человек). Уже к началу ХХ векаевреи играли заметную роль не только в традиционной для нихпредпринимательской, научной и культурной, но и в политической жизниКазанской губернии. Под влиянием либеральных идей менялись и ихпредставления о своем месте в российском обществе. В марте 1897 годаздесь была официально учреждена иудейская община, а уже в 1900 годусоздано полулегальное “Общество сионистов”. Постепенно особуюактуальность приобрела проблема духовно-религиозного развитияеврейского населения.
 
   В Казани, не входившей в черту еврейской оседлости, строительствосинагог не разрешалось. Поэтому собственного молельного дома местныеевреи долгое время не имели, им разрешалось проводить иудейскиебогослужения лишь в арендованных постройках, находившихся на заметномудалении от православных церквей и не имевших культовых признаков. Чтоже касается документов о гражданском состоянии (о браках, разводах,рождении), то их приходилось выправлять у московского илиекатеринбургского раввинов. Лишь после регистрации еврейской общиныметрические книги были выданы казанскому раввину, и началосьстроительство собственной синагоги. Однако освящена она была, по рядупричин, лишь в марте 1915 года.
   Тем не менее, жизнь еврейской общины никогда не замирала. Отменанациональных ограничений позволила им в значительной мере реализоватьсвои многосторонние способности. Еврейское население Казани сталоинтенсивно расти, достигнув пяти тысяч человек. Последний массовыйприток евреев в Казань был связан с эвакуацией и перемещениями беженцевс юга России, из Белоруссии, Украины, Молдавии в страшные годы ВеликойОтечественной войны. Многие из них обрели здесь свою новую родину,внеся значительный вклад в дело общей победы над фашизмом.
   Жизнь еврейской общины в Казани была подобна еврейской песне:одновременно зажигательно-жизнеутверждающей и тоскливо-грустной, откоторой то бросает в пляс, то наворачиваются слезы на глазах. Немудренопоэтому, что именно с нее, с песни, началось в Татарстане идолгожданное еврейское национально-культурное и религиозноевозрождение. В 1988 году из местной еврейской среды выдвинулисьактивисты (Соломон Зельдович, Ефим Бернадский, Яков Ковтун, Илья Мазо),положившие начало серьезному изучению еврейской культуры и языка Торы —иврита. Во главе еврейской диаспоры встали такие энергичные творческиелюди, как Олег Горлик, Семен Перель и Леонид Сонц.
   При поддержке Татарского общественного центра был зарегистрирован и вмае 1989 года торжественно открыт Клуб еврейской культуры “Менора”.Тогда впервые на сцену вышел замечательный скрипач Леонид Сонц, и подчарующие звуки его скрипки еврейская душа запела, затосковала… А чутьпозже здесь появился театр еврейской песни, куда входили более двадцатичеловек. Два раза в неделю зал в Клубе медработников, где располагалась“Менора”, буквально бурлил от собравшихся. В жизни казанских евреевнаступила новая эпоха — эпоха “Симхи”.

   Еврейская община одной из первых поддержала идею создания Ассоциациинационально-культурных организаций Татарстана и стала активноучаствовать в ее деятельности. При этом главными заботами местныхевреев и их признанного лидера Леонида Сонца стали восстановлениеказанской синагоги и развитие уникального клезмерского ансамбля “Симха”.

   Власти республики и г. Казани проявили добрую волю и в 1996 годувозвратили евреям старую казанскую синагогу. В том же году открылсяЕврейский благотворительный центр “Хэсэд Моше”, возглавляемый АннойСмолиной. Благодаря помощи неравнодушных организаций и частных лиц, онстал одним из лучших в России. За прошедшие годы появились и активновключились в дело национально-культурного развития еврейского населенияКазани клуб “Золотой возраст” и молодежный центр “Афифон”, открыласьбиблиотека, начали выходить две газеты. Сегодня казанские евреи имеют исвою общеобразовательную школу.

    Наконец, ссозданием летом 2001 года Татарстанской еврейскойнационально-культурной автономии и местная еврейская диаспораокончательно оформила свой статус. Президентом автономии избранизвестный предприниматель, меценат М.А. Скоблионок.
   Однако жизнь переменчива и порой бывает несправедлива и жестока. Ксожалению, еврейскую общину постигли утраты, которые невозможновосполнить: безвременно ушли из жизни Юрий Плинер - инициатор многихдобрых дел (в числе коих открытие в Казанском государственномуниверситете Центра иудаики, издание еврейской газеты, проведениефестивалей еврейской культуры) и незабвенный Леонид Сонц. И как непечально сознавать, радует то, что они оставили после себязамечательных духовных детей. Дети Сонца это — “Симха”, вокальныйквартет “Ашкеназим” и множество других творческих коллективов,разбросанных по всей нашей стране. Члены еврейской общины убеждены, чтовсе они обязательно будут приезжать на фестиваль еврейской культурыимени Юрия Плинера, который должен стать ежегодным.

   Заслуженный авторитет еврейской общины Татарстана сделал возможнымпроведение взаимовыгодных контактов его представителей с руководителямиорганов государственной власти республики. 4 декабря 2002 года вКазанском Кремле прошла встреча Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева сПрезидентом Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваевым, на которойприсутствовали и представители казанской диаспоры. В знак дружбы исотрудничества они вместе зажгли свечи Хануки.

   Происходящие в Татарстане позитивные этнокультурные процессы вселяют вчленов еврейской общины Казани и Татарстана уверенность в том, чтомелодичные еврейские песни и впредь будут звучать на берегахгостеприимного Итиля, как в старину называли здесь Волгу, даря радостьи душевное тепло представителям всех национальностей и вероисповеданий.

3540 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru