ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ
В совершенно особой ситуации оказываются так называемые "этнические беженцы" - целые народы или значительные по численности этнические группы, вынужденные покинуть территорию своего обитания в результате прямого этнического насилия или его непосредственной угрозы. В начале 1990-х годов наиболее многочисленной из таких групп на территории Российской Федерации были турки-месхетинцы.
Турки-месхетинцы (самоназвание - тюрк; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки) - народ, живущий в Казахстане, Азербайджане, России, Киргизии, Узбекистане, Украине. Общая численность на территории бывшего СССР по оценкам 260-280 тыс.человек; необходимо учитывать, однако, что, опасаясь репрессий, многие месхетинцы, как в паспортах, так и в переписях, записывались азербайджанцами.
До сих пор нет единого мнения об этническом происхождения месхетинцев. Среди самих турок-месхетинцев преобладает мнение об изначальности тюркских корней и глубокой древности принятия мусульманства.
По одной из версий, этнос турок-месхетинцев сложился в XV-XIX вв. в южных районах нынешней Республики Грузия в результате брачного смешения и языковой ассимиляции части грузинского населения (месхов) тюркскими переселенцами, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в XI веке. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетинцы).
Язык - турецкий восточно-анатолийского диалекта.
Верующие - мусульмане-сунниты.
Территория вокруг городов Ахалкалаки и Ахалцихе вновь вошла в состав Грузии, а вместе с тем и Российской Империи, в 1829 г. Ко 2-й половине XIX века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелся общий этноним "турки-месхетинцы"; местные месхи (православные с XIX века) называли их "турками". В 1928-37 гг. турки-месхетинцы подверглись репрессиям. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население.
В результате депортации в 1944 г. из Месхетии-Джавахетии большинство турок-месхетинцев оказались в Средней Азии и Казахстане (всего было выслано более 115 тыс. человек). В 1956 с турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа. С конца 1950-х годов среди турков-месхетинцев нарастало движение за возвращение в Месхетию.
После трагических межнациональных столкновений в Фергане в 1989 г. 50 тысяч турок-месхетинцев, покинувших под давлением национальных экстремистов территорию Узбекистана (Фергану, Коканд и ряд других городов и сел), оказались рассеянными на пространстве от Тверской до Ростовской областей. Начальная численность турок-беженцев в некоторых областях в сельской местности достигала 5 тыс. человек, однако закреплялись, хотя бы временно, не более 2-3 тыс. К настоящему моменту большинство турок-месхетинцев покинули территории их первоначального обитания и сосредоточились в южных районах РФ (Ростовская область, Краснодарский край) или уехали в Азербайджан. Сегодня их численность в России точно определить трудно; можно предположить, однако, что она составляет 25-30 тыс. человек, по другим источникам - до 50 тысяч.