ТАТАРЫ
Татары (самоназвание - татар) – основное население Татарстана. Проживают также в Поволжье и Приуралье (Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Кировская, Оренбургская области), где образуют наиболее многочисленные группы, и во многих других регионах Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность около 7 млн. чел. Среди татар Среднего Поволжья и Приуралья преобладают представители большой европеоидной расы. Часть крымских и сибирских татар по физическому облику приближаются к южносибирскому типу большой монголоидной расы.
То, что «татарами» называются сразу несколько этносов, проживающих на территории бывшего СССР, объясняется происхождением термина «татары» от тюркского корня «тат» - чужой. Так местное тюркское население обычно называло любых пришельцев. Поэтому сами себя татарами обычно не называли. И лишь с конца XIX в. этот термин иногда стал употребляться как самоназвание отдельными группами поволжских татар. В настоящее время различные этносы и этнические группы, называемые в официальной статистике «татарами», объединяет прежде всего близость их языков: почти все они (за исключением т.н. «литовских татар», пользующихся белорусским, польским и русским языками) говорят на языках кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи.
Ни среди ученых, ни среди населения нет единого мнения о том, образуют ли все татары бывшего СССР, или хотя бы некоторые из групп, носящих это название, единый этнос. С уверенностью можно говорить лишь о том, что процессы консолидации затронули волго-уральских или поволжских татар, подавляющее большинство которых составляют казанские татары. Кроме них, в состав поволжских татар принято включать этнографические группы (или субэтносы) касимовских татар, живущих в Рязанской области, мишарей, а также кряшен – группу татар, принявших православие в XV-XVIII вв. Таким образом можно говорить о существовании единого консолидированного этноса лишь в отношении казанских татар – титульного этноса Республики Татарстан. Казанские татары расселены также в Башкортостане (более 1 млн. чел.), Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Мордовии. Имеют обширную диаспору в Сибири, на всей территории Европейской части России и в государствах бывшего СССР, прежде всего в Средней Азии и Казахстане.
Как и все этносы Поволжья, казанские татары сформировались в результате смешения многих компонентов, основными среди которых было древнее финно-угорское население Среднего Поволжья и Предуралья, и постоянно кочевавшее из Средней Азии тюркоязычное население. Изо всех титульных этносов Поволжья, именно в языке и культуре татар тюркский элемент представлен наиболее сильно. Кроме того, определенное влияние на формирование казанских татар оказали ираноязычные народы (скифы, аланы), а также монголы и русские. Проникновение и оседание отдельных тюркских и ираноязычных групп, смешивавшихся с местным населением, было постоянным явлением на протяжении многих веков. А во 2-й половине VII в. н.э. с Кавказа на Волгу перекочевывает крупное и хорошо организованное объединение тюркских племен, вошедшее в историю под названием булгар, которое коренным образом изменило этнический и языковый состав региона и определило дальнейший ход его этнического развития. Местное финно-угорское население было довольно быстро тюркизированно, однако контакт культур оказался взаимным. Около Х в. здесь возникает булгарское государство, которое часто находилось в конфронтации с русскими княжествами. Захват славянских пленных способствовал усилению европеоидных антропологических черт булгарского населения.
С самого начала формирования государства, с Х в., на его территорию начинает проникать ислам. По мнению ряда исследователей, уже в Х-ХI вв. ислам становится доминирующей, а возможно и государственной религией Булгара.
Вторая крупная волна тюркизации уже сложившегося населения Булгарии связана с так называемым татаро-монгольским нашествием и созданием государства Золотая Орда в 1-й половине XIII в. Результатом нашествия было и то, что господствующим языком стал тюркский, принадлежащий к иной, чем булгарский, - кыпчакской подгруппе. В целом вторжение монголов имело крайне негативные последствия для региона. Булгар был разрушен, население частично стало мигрировать выше по Каме и в междуречье Свияги и Суры на правый берег Волги, заселенный к тому времени финно-угорскими племенами.
С конца XIV в. территория Золотой Орды подвергается ряду разрушительных набегов тюркских (Тамерлан) и русских войск. На месте древнего Булгара и северо-западнее в середине XV в. появилось новое государственное образование – Казанское Ханство. Именно в его пределах окончательно сложилось этнополитическое и культурное единство народа, который сам себя называл «казанлы» (казанцы). С этого же времени все большее влияние на этнический состав населения оказывает приток русского населения.
С середины XVI в. три важнейших фактора влияли на этногенез казанских татар. Первый – это приток большого числа русских переселенцев. Второй – полудобровольная, а иногда и насильственная христианизация части булгарского (татарского) населения. Третий момент– переселение целых локальных групп, которое русское правительство осуществляло в связи со строительством укрепленных линий на востоке быстро растущего российского государства. Во второй половине XIX в. происходят активные процессы консолидации татарской нации.
Язык – татарский, кыпчакской группы тюркских языков. Татарский язык имеет одну из наиболее древних на территории РФ традиций письменности. Еще булгары имели руническую письменность, но письменным (и литературным) был не разговорный язык, а древний общетюркский, по функциям сходный с латынью в Европе или церковнославянским на Руси. По мере исламизации, руническое письмо заменялось арабской графикой. Лишь в XVI-XIX вв., на базе той же арабской графики, формируется старотатарский литературный язык, который был значительно ближе к разговорному, нежели общетюркский. На его базе была создана обширная художественная и общественно-политическая литература, издавались газеты и журналы. В 1927 г. татарское письмо было переведено на латинскую графику, в 1939 – на русскую, с добавлением 6 букв для звуков, отсутствующих в русском языке. В последние годы часто ведутся прения о возможности перевода татарского письма вновь на латиницу. Грамматика татарского языка разрабатывалась с конца XIX в.
Верующие татары – мусульмане-сунниты. Кряшены – православные христиане. Некоторые группы сибирских татар придерживаются традиционных верований, в основе которых – шаманизм.
Помимо праздников мусульманского цикла, отмечались доисламские. У татар сохранились и доисламские обряды и мифология, которые ведут происхождение не от тюркской традиции, а от местной, финно-угорской.
Среди титульных этносов России татары находятся на втором месте (после русских) по доле городского населения, татары в конце ХХ в. вступили в стадию качественного развития урбанизации. Брачная ассимиляция этносу не угрожает. Национально-смешанные браки заключаются в основном татарами, проживающими дисперсно; в районах компактного проживания, особенно в сельской местности, сохраняется высокий уровень внутриэтнической брачности. Большинство татар называют родным татарский язык, процесс языковой ассимиляции практически остановился. Об усилении консолидации этноса казанских татар говорит и то, что миграция татар из республик бывшего СССР на территорию России направлена преимущественно в Республику Татарстан.