Главная Подробно о национальной организации

Подробно о национальной организации

АССИРИЙЦЫ

assyrian children   
Ассирийцы (айсоры, самоназвание - атурая) - потомки древних ассирийцев – населения Царства Ашшур II – сер. I тысячелетия до н.э.

Общая численность в мире – более 350 тыс. чел. Этническая группа не имеет собственной государственности. Живут в Российской Федерации, Ираке, Иране, Турции, Сирии, в Закавказье, США и др. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.

Язык – ассирийский (новосирийский, новоарамейский), распространены также арабский, персидский, русский, грузинский, армянский и азербайджанский языки. Письменность – на основе сирийской графики.

По вероисповеданию ассирийцы – христиане разных направлений (православные, несториане и др.). Значительная часть ассирийцев,отказавшись принять ислам, была физически уничтожена в XIV в. Тимуром, а также в начале XX в. турками, в ходе армянских погромов.

В России в настоящее время более 92% проживают в городах, более половины считают родным язык своей национальности; остальные – в основном русский.


А. В. Савва.
Наследники Великих предков

assyrian flagДля многих жителей Татарстана слово «ассириец» не скажет ничего, большинство вообще услышит его впервые, а между тем, народ ассирийский является хранителем величайшей культуры, огромного исторического наследия. Ещё в школе на уроках Истории Древнего Мира мы изучаем Древнее Ассирийское царство, которое пало в 612 г. до н.э., и с тех пор вот уже более двух с половиной тысячи лет ассирийцы живут, не имея своей государственности (исторической родиной ассирийцев является Месопотамия, сегодня это территория Ирака). Ассирийцы – народ, который перенёс тяжёлые невзгоды, сумев сохраниться и не ассимилировать.Сохранив свою этническую и культурную самобытность, живёт этот народ и в Татарстане.
 
Культура ассирийцев является одной из самых богатейших культур мира, поскольку она стояла ещё у истоков человеческой цивилизации. Во многом всем нашим современным достижениям мы обязаны первым древнейшим цивилизациям Месопотамии – государствам Шумер, Вавилон и Ассирия.
При зарождении мировых религий ассирийцы тоже играли не последнюю роль. Например, один из волхвов, пришедших к новорождённому Иисусу, был ассирийцем, и, вернувшись к своему народу, он возвестил о миссии, и подтвердил это чудом сотворившимся из пелены христовой, которую подарила Мария.

Религия ассирийцев – Несторианство – особая ветвь Христианства. В 628 году Ассирийский патриарх Ишуягв II, посетил основателя Ислама пророка Мухаммеда после того, как завоевательные успехи новой религии (арабские завоевания – А.С.) стали угрожать аравийским христианам, принадлежавшим ассирийской церкви. Пророк милостиво принял христианского патриарха, взял его подарки и вручил ему “охранную грамоту”, наделявшую несториан религиозной свободой и некоторыми другими привилегиями. Эта грамота до 1914 года хранилась в одной из самых древних ассирийских церквей —Мар-Зайя.
Вот почему, вопреки ожиданиям, новый религиозный и политический переворот, связанный с рождением новой мировой религии – Ислама, который столь тяжело отразился на восточных окраинах тогдашней православной церкви, для несториан сопровождался одними благими последствиями. Он открыл собой самую цветущую пору в жизни восточного ассирийского христианства, продолжавшуюся всю историю господства арабов. “...Существует рассказ, что сам Магомед своими сведениями о христианстве обязан был одному несторианскому монаху Сергию, помогавшему пророку при составлении Корана...” (Assemani, ibid., p.96;cp. Herzog , Real - Encycl., 2, Aufl., X ., 501.) .”

Но ещё больше выгоды, чем несториане-чиновники, извлекла для себя из господства арабов несторианская наука. В VIII веке халифы перенесли свою резиденцию из Дамаска в Багдад, лежавший на Тигре, в пределах древней Ассирии, великолепно отстроили его и обратили в столицу вновь возникавшей арабской культуры и просвещения.
 
Багдадские халифы искали себе славы покровителей наук и искусства. Они собирали к себе отовсюду учёных, осыпали их почестями и не жалели средств, чтобы насадить просвещение у подвластных народов. Несторианские учёные сделались ближайшими помощниками халифов в этих просветительных стараниях. Несториане взяли в свои руки дело арабской образованности и подняли её на такую высоту, на какой она не стояла даже в Византии.

Несторианские учёные состязались между собой в познаниях, и это побудило их заняться древнегреческой литературой. Они первые познакомили арабов с греческими писателями, научили их ценить Аристотеля, Гиппократа, Галена. Вместе с тем несторианские школы стали выпускать не только богословов, но и учёных, в совершенстве знавших гуманитарные науки.

В ассирийских школах того времени преподавали историю, географию, астрономию, математику, сельское хозяйство, медицину, иностранные языки и их диалекты и т.д. Выпускников школ посылали для пропаганды несторианства в Китай, Монголию, Маньчжурию, Корею, на Тайвань, в Сибирь, Индию, на Цейлон, в страны Средней Азии и т.д. Миссионерская деятельность была очень развита у несториан и, надо сказать, очень успешна. Благодаря энергии своих миссионеров и покровительству халифов, несторианская церковь постепенно охватила собой всю Азию и давала себя чувствовать в разных её концах.
И.В. Пигулевская отмечала, что ассирийские школы были центрами культуры, просвещения и образованности. По своей значимости они приравнивались к средневековым университетам, не уступая им и в количестве учеников. Например, Нисибинская академия, основанная в первой четверти IV века, насчитывала несколько сотен слушателей.
 
Эта просветительная деятельность несторианства при халифах бесспорно составляет собой самую яркую и значительную сторону его истории. В эту сложную эпоху, когда на Западе Европы наступали, так называемые, “тёмные времена”, а в Византии – разного рода неурядицы в церкви и государстве, что прервало научное развитие, несторианство явилось единственным убежищем повсюду находящихся в упадке науки и учёных знаний, и, передав арабам, сохранило их для последующих поколений.

“... В значительной степени благодаря ассирийцам основы древневосточной и эллинистической культуры через арабов перешли к европейцам, что позволило сохранить преемственность Старого Света. В этом состоит важная и до сих пор не оценённая в должной степени заслуга ассирийского народа перед мировой цивилизацией”.

Assyrians of Tatarstan

В Россию ассирийцы в основной массе начали прибывать с 1918 г., встречая самый тёплый приём. Это было связано с их участием в I Мировой войне на стороне России, когда такой малый народ, как ассирийцы, оказали неоценимую помощь русской армии, отвлекая на себя значительные силы противника. В то время ассирийцы жили в основном в Иране и в Турции, и по вступлении последней в мировую войну на стороне Германии, страны «Антанты» стали уделять особое внимание открытию фронта внутри Турции, призывая к этому угнетённых ассирийцев.

Ассирийцам щедро обещалась государственная автономия, в которой посодействуют мировые державы, по окончании войны.
Война 1914-1918 гг. принесла ассирийскому народу неисчислимые бедствия и разбросала его остатки по всему Востоку и Западу. Ассирийцы, проживающие на территории Ирана и Турции, давно уже тяготели к союзу с Россией, на которую возлагали надежды, как на спасителя христиан востока от гнёта и полного истребления. К сожалению, ассирийцы стали жертвой политики царской России и других западноевропейских государств. Обманув ассирийцев лозунгами борьбы за национальную автономию и обещаниями помощи в создании Ассирийского государства, эти державы втянули ассирийцев в войну против Турции (турок и курдов), что привело к взаимной резне 1914 г., повторившейся в 1918 г. Избегая окончательной гибели, ассирийцы покинули свои дома и массами бежали в Россию.

Вся история ассирийцев, начиная с XIX в., свидетельствует об их большой преданности России. В боях на стороне России против Турции в Первой Мировой войне погибла значительная часть ассирийцев, не говоря уже о гибели 1/3 части этого народа при трагическом исходе из Урмийской области (Иран) во время неожиданного отступления русской армии в 1918 г., когда ассирийцы двинулись за ней, истребляемые турецкими войсками и курдскими отрядами.
Половину своего народа потеряли ассирийцы в I Мировой войне.
 
Можно сказать, что жизнь ассирийцев в России была процветающей до середины 1930-х гг., когда тяжёлая десница “отца народов” простёрлась и над ними. У ассирийцев были свои национальные организации, школы, литература, расширялись ряды национальной интеллигенции.
 
Практически нет ни одной ассирийской семьи в России, члены которой не пострадали бы безвинно от репрессий. В этом плане ассирийцы России вполне разделили участь всего населения СССР, когда страдали в основном передовые люди, патриоты и интеллигенция. Пострадала практически вся образованная прослойка ассирийцев.

В годы Великой Отечественной войны сыны и дочери ассирийского народа сражались плечом к плечу с другими народами нашей Родины против врага. К сожалению, точных данных о количественном составе ассирийцев, участвовавших в войне, пока в отечественной истории нет. Известно лишь,что из Армении ушло на фронт около тысячи человек, столько же из Грузиии, Азербайджана и несколько сотен — из Краснодарского края.

Из Татарстана немногочисленная диаспора тоже отправила лучших своих представителей на защиту Родины, остальные работали в тылу.

Ассирийцы вернулись с фронтов, но что их ждало на Родине? С 1949-50 гг.- новая волна жесточайших репрессий, память о которых ещё очень сильна в сердцах ассирийцев, поскольку потерянно было очень много невинных людей, в том числе детей, стариков, женщин. Речь идёт о поголовном обвинении ассирийского народа в измене родине, шпионаже и вредительстве.
Илья Вартанов, одна из жертв этих репрессий, выпустил в 1994 г. в Чикаго (США) книгу “Ассирийцы в Сибири 1949-1956 гг.: Воспоминания”.

В июне 1949 г. в 2 часа ночи войска НКВД вламывались в дома ассирийцев Азербайджана: гг. Кировобада, Акстафа, Мингечаура, Ханлара и других городов, села Гринфельд, где проживало примерно 2000 ассирийцев из племени Ботанаи и, давая 15 минут на сборы, грузили в грузовики и везли на вокзал. И только после они узнали, что являются “Добровольными переселенцами Закавказья — на неосвоенные просторы нашей Советской Родины!!!”. Именно так официально была оформлена эта бесчеловечная акция против ассирийцев советским правительством. Переселяли на “вечное поселение в Сибирь” ассирийцев — народ, который никогда не видел, что такое настоящая зима и тем более сибирские морозы. В зиму 1949-1950 гг. погибло около трети всех переселенцев, поскольку не было условий и тёплой одежды. Этот вопрос ещё слабо изучен российской наукой, ещё предстоит собрать материал из мест ссылки ассирийцев.
 
Примерно через год после высылки ассирийцев из Азербайджана в Сибирь, в феврале 1950 г. настал черёд ассирийцев Грузии и Северного Кавказа. Повторилась точь-в-точь такая же история, только ассирийцев отправили не в Сибирь, а в непроходимые степи Казахстана - в затерявшиеся в казахских степях колхозы Бирлик, Чилик, Иссык и другие. За что страдал народ, он не мог понять. Была ещё официальная версия – ссылали, как подданных Ирана, ведь нельзя забывать, что практически все ассирийцы - выходцы из Ирана - до сталинских репрессий 1949-1950 гг. оставались гражданами Ирана и сохраняли подданство и тесные связи с посольством в Москве и генконсульством Ирана в Тбилиси.
Лишь спустя три года после смерти “отца народов”, в 1956 г. Москва приняла решение о снятии режима спецпоселений, и ассирийцам было разрешено возвращаться на Кавказ, на родину.

Затем наступила “оттепель”, и ассирийцы вместе со всем советским народом активно строили социализм, верили в светлое будущее, покоряли целинные земли, строили БАМ, в общем, в полной мере влились в ”братство советских народов”. За это время успели вырасти новые кадры ассирийской интеллигенции, зажили раны от прошедших трагедий.

Сегодня правительство, решая проблемы живущих в Татарстане народов, предоставляет огромные возможности для возрождения ассирийской культуры и языка. Лично первый Президент Татарстана неоднократно удовлетворял просьбы ассирийцев, указывая на необходимость сохранения этого этнического «меньшинства» и его культуры, чем снискал огромный авторитет и уважение в диаспоре ассирийцев Республики Татарстан и среди ассирийцев всей Российской Федерации, с которыми община Татарстана общается.
 
С января 1997 года в Казани издаётся Ежеквартальный Независимый Бюллетень Ассирийцев Татарстана «Бара»(«Свет»), с сентября 1997 г. открыта воскресная школа по изучению ассирийского языка, культуры и истории. В марте 1998 г. зарегистрирована Ассирийская общественная организация г. Казани, которая вошла в Ассоциацию национально-культурных объединений Республики Татарстан, а ныне – Ассамблею народов Татарстана. Всё это ставит ассирийцев в республике на равный уровень положения с ассирийцами в других регионах бывшего СССР. К примеру, в Москве с конца 1980-х гг. существуют три ассирийские организации: «ЛАРОС», «Хаядта», «Всероссийский Ассирийский Конгресс». На радио «Москва» существует «Ассирийский отдел» («Кала д-Атураи»), вещающий на весь мир; издаются «Ассирийская газета», Бюллетень «Милта»(«Слово»), строится ассирийский храм, в котором ведётся служба Восточной Ассирийской Церкви. С начала 1990-х гг. существуют организации ассирийцев в Грузии, Казахстане, Украине, Армении и других.

Ветер перемен для ассирийцев Татарстана, на который они возлагают большие надежды по возрождению своей нации, является долгожданным. Ассирийцы живут в нашей республике с 1918 года и во весь голос заявляют о себе, как о полноправной нации, живущей среди других братских народов в Республике Татарстан – своей Родине. 

[назад]


 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru